Аленький-удаленький. Спектакль национального театра Карелии (Петрозаводск). Режиссёр Галина Неведомская.

Аленький удаленький

Спрашивать у артистов про премьеры других театров – это не получить никакой объективной информации, а только убедиться, что хомо артистикус слаб и несовершенен. Потому что, по мнению некоторых артистов Петрозаводска, спектакль «Листы каменной книги» — «крепкий нормальный спектакль», а вот «Аленький цветочек» — «вообще ужас», что, мягко выражаясь, неправда, а грубо говоря, с точностью до наоборот.

А самая честная точка зрения — всегда от детей. Так совпало, что обе премьеры я смотрела одну за другой в Национальном театре, куда нагнали детей, видимо, обещав за высиженный культурный вечер бартерную «пятерку». Помню, после унылого, непонятного, низкого по театральному качеству спектакля «Листы каменной книги» дети в очереди за куртками вели театроведческую беседу:

— Тебе понравилось?

— Не-е-е-е-е! Ва-а-а-ще г…но!

И тут же рядом другой диалог:

— Ирина Петровна, а вы поставите нам «пятерки» за этот спектакль?

— Поставлю-поставлю.

Робкий голос из этой же команды:

— Да за такой спектакль надо сразу три «пятерки» ставить.

И для контраста, в той же очереди, но уже через две недели – после «Аленького цветочка».

— Тебе понравилось?

— Да! Ва-а-а-ще! Когда цветы полезли на сцену, круто было, докаж…

И лучше рецензии на оба спектакля не придумаешь. Критик мог бы расписать в умных выражениях, что первый спектакль не имеет никакой внутренней драматургии, что жизнь в древнем племени — это аллюзия творческого коллектива, в котором процветают хищные и подлые, а чистые сердцем выживают. Но дикие пляски в мехах и коже скорее напоминают этюды студентов театральных вузов, когда надо показать то утюг, то доисторического человека, то монолог Гамлета прочитать, а то заорать, как дикий питекантроп. Но детям до всех этих проблем театроведения и реминисценций дела нет. Они увидели и сделали вывод. Как и сделали его на «Аленьком цветочке», который поставили в Петрозаводске режиссер Полина Неведомская и художник Анна Маркус.

Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске получился ярким и захватывающим по цветам и звукам:


Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске
Две старших сестры всегда любили вещи и гламур.
  • Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске
  • Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске
  • Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске
  • Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске
  • Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске
  • Спектакль «Аленький цветочек» в Петрозаводске

Спектакль получился настолько сочным, ярким и внезапным, что, будучи взрослым человеком, ты понимаешь, что в тебе разбудили дитя. Внезапно, без предупреждения. По крайней мере, с первых кадров, а в постановке где сцена, где кадр – неясно, все способы инсценирования размыты и перетекают один в другой, вот с этих первых секунд, когда, как сказал мальчик, цветок полез на сцену, ты мгновенно вошел в этот волшебный лес.

«Аленький цветочек». Отрывок из спектакля Национального театра Карелии:

Я наблюдала весь спектакль за детьми. Они были прикованы к креслам, их нахлобучили буйство, звуки, понятный язык, адаптированный и уведенный от старика Аксакова до почти что сленга, но без пошлостей. Они тянули руки к свету, когда начинались цветосветоинсталляции, когда сценический минимализм распускался на глазах у всех, когда музыка захватывала одним вокалом и простотой слов.


«Аленький цветочек». Отрывок из спектакля Национального театра Карелии. Сцена с цветком:

Кстати, один из спорных моментов – музыка к спектаклю. В театральном мире Карелии разразился целый диспут – зачем в детском спектакле музыка Эдуарда Артемьева из фильма «Раба любви»? Оказалось, знаменитая пронзительная тема «Где же ты, мечта», слова к которой написала мать двух великих Михалковых – Наталья Кончаловская, вполне ложатся в детскую историю. И простота лирики даже на руку постановщикам. Если в «Рабе любви» на фоне метаний Елены Соловей и ее жалобного «Вы звери, господа», у слов был один подтекст, то здесь, где, собственно, все про любовь, очень доходчив рефрен всех двух часов действа:

Где же ты, мечта?

Где же ты, мечта?

Я вдаль гляжу с надеждой...

И летит ко мне

В зыбкой тишине нежный звук — 

То ли это смех? — нет!

То ли это плач? — нет!

Это ты, любовь...

Далекий от пафоса человек, я все же скажу – это лучшее, что я видела не только в этом сезоне, но и вообще в карельском театре за последние лет десять. Рекомендую «Аленький цветочек» всем детям, взрослым, семьям, театралам, скучающим людям, специалистам, артистам других театров и просто любопытным людям, потому что это захватит и не отпустит, зуб даю, слово даю, весь свой опыт театрального критика даю.

Не разбрасываясь словами «гениальный» или «потрясающий», хочу только сказать, что это спектакль абсолютно столичного уровня. Он стоит на несколько ступенек выше всего театрального продукта Карелии как такового. Это и досадно, но это и правдиво. Мы внутри республики привыкли видеть что-то хорошее, крепкое, но на своем, немного провинциальном профессиональном уровне. После премьер радуемся успехам коллег, дарим букеты особо понравившимся артистам. Но я забыла уже те времена, когда после петрозаводской премьеры вышла бы опьяненная театром вообще. Я забыла, что такое стопроцентно качественный спектакль, когда музыка, свет, звук, драматургия, игра, придумки –все складывалось в цельное гармоничное произведение. Всегда были хороши две трети набора, а что-то хромало, не дотягивало. И мы все это прекрасно по-междусобойчиковски умеем оправдывать добрым нашим добрососедским:

— Хороший спектакль, но вот эта актриса постоянно забывает текст…

— Да, но ты же знаешь, у нее в этом году юбилей, немолодая уже, не выгонять же из театра…

Или:

— Блин, все хорошо, но это немного напоминает КВН…

— Да что ты придираешься, для нашего города это очень даже на уровне.

Вот-вот, меряя весь театральный продукт по меркам нашего города, мы как бы и забываем, что театры есть не только в таких же провинциях, но они еще заявлены в Москве и Питере. А доехать и посмотреть премьеры нет не то чтобы возможности, а привычки или такой культуры. Раньше была мода в Питер на свежачок съездить. Коллега Фукс рассказывал, что их семья постоянно возила его в столицы на премьеры, чтобы развивался всесторонне и не вырос провинциалом. Ну, он и не вырос, живя между Петрозаводском и Лос-Анджелесом. Но так везет не всем. А жаль. Отсмотреть театр где-то в ином месте, непохожем на родной город, очень полезно. Ты понимаешь, что язык театра разнообразен, универсален, понятен, нескучен. И тебя вдруг осеняет, когда на родине тебе втюхивают театральный третий сорт – да тебя надули.

Даже в нашем Национальном театре давно можно ставить работы с роскошными инсталляциями, пусть даже они – простые компьютерные заставки из набора «Майкрософт». На сцене они узнаваемы, они ясны каждому школьнику, пользователю и интернет-маньяку.


«Аленький цветочек». Отрывок из спектакля Национального театра Карелии. Видеоинсталляции:

Соединить магический свет, красивую музыку и веселую хулиганскую игру Юлии Куйкка – вот вам и современное театральное произведение.

Юлия Куйкка в роли Настеньки в спектакле «Аленький цветочек» Национального театра Карелии.

Юлия Куйкка в роли Настеньки в спектакле «Аленький цветочек» Национального театра Карелии.

Оттого зал не дышал все два часа, пока смотрел, как чудо-цветочек, здесь просто решенный и как фонарь под одеждами, и как символ любви, передвигается от чуда к чуду. И чудес в спектакле на каждом шагу – от чудес с магическими хрустальными шариками до чудес костюмных, звуковых, юмористических.


«Аленький цветочек». Отрывок из спектакля Национального театра Карелии. Сцена с магическими шарами:

Как интересно решены неведомые слуги Чудища, здесь сокращенного до Чуда – у них прозрачные маски, что немного искажает лица актеров, но дает понять, что в жизни всегда можно доглядеться до самой сути, если смотреть вглубь.

Слуги Чудища – бывшие хорошие люди, а сейчас они невидимые жертвы злой колдуньи.

Слуги Чудища – бывшие хорошие люди, а сейчас они невидимые жертвы злой колдуньи.

Не знаю, как самим актерам играется в этом «Цветочке», но со стороны зрительного зала смотреть на все волшебное, постоянно цветущее и меняющееся очень приятно. Сценическая семья настолько вжилась в роли, что забывается весь предыдущий багаж актеров театра, имеющих звания, заслуги и прочие хоругви мастерства.

Настолько хорош трудяга-отец в исполнении Владимира Сотникова, что веришь его мягкому до поры до времени и решительному в страшный момент персонажу, которого доконали гламурные старшие дочери и огорчила чудачка Настенька.

Средненькая просит кошелечек, вооот такой маааленький, но чтоб деньги в нем никогда не кончались…Владимир Сотников в роли отца, средняя дочь – Анна Кондракова.

Средненькая просит кошелечек, во-о-о-т такой ма-а-а-ленький, но чтобы деньги в нем никогда не кончались… Владимир Сотников - в роли отца, средняя дочь – Анна Кондракова.

Сами сестрички сложились в неплохое трио. И хотя старшенькая, которую играет Ольга Портретова, заметно старше своих «сестер» Анны Кондраковой и Юлии Куйкка, но в ярких замысловатых костюмах эта разница нивелируется, к тому же актриса в прекрасной форме, так что, подобно Янине Жеймо, Ольга может смело играть Золушек еще много лет.

Ольга Портретова. Старшенькая

Ольга Портретова. Старшенькая

Сам Чудо Андрей Горшков весь спектакль носит огромную руку и лохматую голову, его истинное принцевское лицо мы, как и задумано, видим только в финале. Потому его мастерство сводится в умелом ношении всех устрашающих доспехов и в куртуазном танце на любовном хеппи-энде. Принц как принц. Высок, красив, напорист.

12
Принц – до.
  • 12
  • 13

А вот мать девочек, которая ожила благодаря мультимедиа, вполне логично вписалась в тему, давая с экрана Настеньке советы и в любви, и в поведении вообще, да еще и шутница оказалась. С того света на этот шлет дочке ободряющее «Ну все, пока, и сопли подотри».

«Аленький цветочек». Отрывок из спектакля Национального театра Карелии. Мультимедийная мама с того света:

Как бы не был предсказуем «Аленький цветочек» по сюжету и по любовной схеме, а смотреть его не скучно и увлекательно, будь ты критик или малышня от 5-ти до 85-ти. Ребенок, которому неважно сколько, найдет в новом «Аленьком» много удовлетворения для глаз, ушей, ума и сердца. И даже если у кого это сердце слегка приуныло, постановка Национального – хорошее предновогоднее лекарство от хандры и неверия в любовь.

 Вы не верите в любовь? Тогда мы спешим к вам!
Comments