Новости‎ > ‎

Артемьев и Башмет просят правительство помочь Киркорову и Меладзе?

Логотип sobesednik.ru

Артемьев и Башмет просят правительство помочь Киркорову и Меладзе?

18:07, 08 апреля 2020

Юрий Башмет // Фото: Global Look PressЮрий Башмет // Фото: Global Look Press

В потоке обращений в правительство России с просьбой поддержать, дать льготы и облегчить бремя в тяжелые для бизнеса недели оказалось письмо Российского музыкального союза. В числе подписантов – композитор Эдуард Артемьев и дирижер Юрий Башмет. Оба – сопредседатели Совета РМС, уважаемые люди. По оценке «Собеседника», подписанные ими предложения способны помочь не тем, кто пострадал, а скорее тем, кто относительно неплохо себя чувствует в российском шоу-бизнесе. 

Концертный бизнес пал одним из первых в борьбе с коронавирусом: массовые мероприятия в марте сначала ограничили по численности зрителей, потом запретили вовсе. У топ-музыкантов, безусловно, найдутся деньги, чтобы прокормить семьи, чего не скажешь об артистах среднего эшелона, их коллективах, звукорежиссерах, светооператорах, рабочих сцены. Многие уже впадают в отчаяние. На днях Александр Иванов из группы «Рондо» опубликовал эмоциональный пост: «Ни одна сука не заикнулась, как людям и на что жить до 30 апреля» и вдрызг разругался с поэтом Александром Вулых, который его на эту тему пытался подколоть. Позже музыкант публикацию удалил, и поэта из друзей тоже. 

На этом невеселом для индустрии развлечений фоне в первом же письме-ласточке на имя Мишустина предлагается поддержать… кого бы вы думали? Прежде всего организации по управлению авторскими и смежными правами. Это посредники, занимающиеся сбором вознаграждений в пользу авторов, песни которых звучат в публичном пространстве. Посредники оставляют себе немаленький процент за доставку отчислений авторам и, несмотря на кризис, по-прежнему продолжают получать роялти, например, от музыки в радиоэфире (очень хочется надеяться, что с авторами они делятся честно). Именно их почему-то срочно нужно освободить от уплаты НДС и страховых взносов. 




«Предлагаемые меры, – пишут представители РМС, – не требуют текущих бюджетных вливаний, но при этом окажут значительную поддержку всем участникам музыкальной индустрии в столь непростой период, а также разрешат ряд назревших проблем в отрасли». Музыкальный союз умудрился в одном предложении не попасть в ноту дважды. Вливаний, может, и не требуют, но бюджет этих денег все равно не досчитается. Насчет «всех участников» – тем более сомнительно. Если премьер-министр страны просьбу поддержит, то гарантированно получат финансовое подспорье только участники индустрии, скрывающиеся под аббревиатурами РАО, РСП и т.д. 

В Российском музыкальном союзе уверены, что меры позволят увеличить размер вознаграждения авторам, правообладателям и даже исполнителям. Проверить это будет сложно, но, предположим, они сдержат слово и увеличат отчисления. Давайте посмотрим, кто же, по мнению авторов письма, оказался самым пострадавшим в шоу-бизнесе и кому срочно нужны льготы:

1. Авторские общества, продолжающие получать роялти и после краха концертного бизнеса.

2. Авторы (композиторы и поэты-песенники) – тоже продолжают получать отчисления после сворачивания концертной деятельности.

3. Производители фонограмм – в кризис могут даже увеличить объемы работ, поскольку все музыканты освободились от туров и корпоративов.

4. Исполнители – самые большие бонусы получат «звезды шоу-биза», заработавшие миллионы долларов: Киркоров, Стас Михайлов, Меладзе, какие-нибудь новомодные Artik&Asti, герлз-бэнды типа «Виа Гра» и т.д. – словом те, чьи песни и звучат на радио и в прочих публичных местах. Суперстарс даже в кризис вряд ли заметят эти копейки, но в РМС почему-то уверены, что это спасет музыкальную индустрию.


Пред.След.Между тем реально пострадавшими, помимо безвестных техников, «звукачей» и гитаристов, стали, например, концертные промоутеры. Просить за них особо некому, да им никто и не даст: они привозят дорогих артистов, устанавливают цены на билеты – в общем, в спокойное время, можно сказать, наживаются на фанатах. Однако часто эти люди и организации работают на кредитных деньгах, а с кредиторами рассчитываются уже после того, как получат от зрителей всю кассу. Когда рухнуло абсолютно все – артистам нельзя приехать, зрителям нельзя собираться, гонорар по предоплате частично внесен, арендная плата за концертный зал тоже, - им точно не позавидуешь. Они не на нуле, они в жестком минусе, но красивой ширмы для того, чтобы написать трогательное письмо премьеру, у них нет.

Не только в концертном бизнесе есть такие, кто потерял больше, чем всё. Можно представить, сколько слезных писем летит сейчас в адрес правительства: из одних только смежных областей раздаются стоны – кино, театр, даже государственный Пушкинский музей бросил клич: дохода с билетов нет, на что жить? Туриндустрии уже месяца полтора как требуется искусственная вентиляция легких. Но письма пишут далеко не только те, кто при смерти: чего стоит хотя бы скандал с попаданием известной букмекерской конторы в число «системообразующих компаний». Глядя на все это, почему-то вспоминается распределение спасательных шлюпок на тонущем «Титанике». Спасаться с комфортом – не зазорно? 

За комментарием «Собеседник» обратился к главному человеку в РМС, председателю правления Андрею Кричевскому. Его подпись тоже стоит под документом. В ответ мы получили официальный текст за подписью пресс-службы РМС, частично повторяющий письмо этой организации премьер-министру. Наш вопрос и ответ пресс-службы читайте здесь.

Культуромания

Мария Опарина: музыкальная индустрия несет колоссальные потери из-за пандемии

Генеральный директор ООО «Первое музыкальное издательство» Мария Опарина рассказала, что музыкальная индустрия несет колоссальные потери из-за пандемии коронавируса. Авторы музыкальных произведений оказались в ущемленном положении из-за тройного налогообложения, уверена она.

«Если вы купили что-то на цифровой площадке за 120 рублей, площадка 20 рублей заплатит НДС. Затем она возьмет еще какое-то свое комиссионное вознаграждение — останется, предположим, 80 рублей. Эту сумму площадка передаст музыкальному издательству, которое также должно будет заплатить НДС с этой суммы. С оставшихся денег, скажем, 70 рублей, издательство возьмет комиссию за свои услуги, а остальное оно должно будет опять обложить страховыми взносами в полном объеме. То есть на выходе автору остаются три копейки, большая часть суммы уходит на налоги», — рассказала Опарина.

Она считает, что верхом абсурда являются то, что компании, которые управляют авторскими и смежными правами, обязаны и отчислять НДС, и платить страховые взносы в полном объеме.

«Более того, по нашему законодательству автору начисляется трудовой стаж. В свою очередь, роялти — это распределительная система. Получил автор одну копейку — она будет начислена. При этом все компании должны подать сведения и о его трудовом стаже. Дальше — еще большая несправедливость. Многие авторы — пожилые люди. Они не относятся к трудящимся, поскольку не работают. Но если хоть одна копейка роялти им начислена по авторскому договору, у них аннулируются все надбавки. Приходится расторгать лицензионные договоры с такими авторами, потому что для пенсионеров дополнительные 10 тысяч рублей от государства — существенная сумма», — отметила она.

Сложившаяся ситуация в музыкальной индустрии, по мнению Опариной, очень сложна из-за потерь концертных доходов и поступлений от аудиовизуальных произведений. Пережить времена самоизоляции авторам могут помочь только доходы со стрим-сервисов и музыкальных цифровых площадок.

Ранее представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) обратились к главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой ввести в законодательство понятие креативного предпринимательства и оказывать поддержку его субъектам. Письмо-обращение подписали в том числе председатель правления Российского музыкального союза (РМС) Андрей Кричевский, композитор Эдуард Артемьев, альтист и дирижер Юрий Башмет и председатель правления Национальной федерации производителей фонограмм Александр Блинов.

Председатель правления Российского музыкального союза (РМС) Андрей Кричевский, композитор Эдуард Артемьев, альтист и дирижер Юрий Башмет и председатель правления Национальной федерации производителей фонограмм Александр Блинов предложили снизить фискальную нагрузку на авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. Письмо с соответствующим предложением было направлено в Правительство РФ на имя председателя Михаила Мишустина. О том, почему подобные меры жизненно необходимы отрасли и с чем она рискует столкнуться без поддержки рассказали участники рынка.
 Сетевое СМИ «АртМосковия», сайт artmoskovia.ru

Музыкальная индустрия понесла колоссальные потери из-за пандемии коронавируса, поэтому предложенные правительству меры абсолютно обоснованы, полагает генеральный директор ООО «Первое музыкальное издательство» Мария Опарина. По ее словам, авторы музыкальных произведений оказываются в несколько ущемленном положении по сравнению, к примеру, с авторами программ для ЭВМ, поскольку подвергаются тройному налогообложению. «Если вы купили что-то на цифровой площадке за 120 рублей, площадка 20 рублей заплатит НДС. Затем она возьмет еще какое-то свое комиссионное вознаграждение – останется, предположим, 80 рублей. Эту сумму площадка передаст музыкальному издательству, которое также должно будет заплатить НДС с этой суммы. С оставшихся денег, скажем, 70 рублей, издательство возьмет комиссию за свои услуги, а остальное она должна будет опять обложить страховыми взносами в полном объеме. То есть на выходе автору остаются три копейки, большая часть суммы уходит на налоги».

Наиболее абсурдным, по словам Опариной, является то, что компании, которые управляют авторскими и смежными правами, обязаны и отчислять НДС, и платить страховые взносы в полном объеме. «Более того, по нашему законодательству автору начисляется трудовой стаж. В свою очередь, роялти – это распределительная система. Получил автор одну копейку – она будет начислена. При этом все компании должны подать сведения и о его трудовом стаже. Дальше – еще большая несправедливость. Многие авторы – пожилые люди. Они не относятся к трудящимся, поскольку не работают. Но если хоть одна копейка роялти им начислена по авторскому договору, у них аннулируются все надбавки. Приходится расторгать лицензионные договоры с такими авторами, потому что для пенсионеров дополнительные 10 тысяч рублей от государства – существенная сумма».

Текущую ситуацию в индустрии эксперт оценивает как очень сложную – исчезают концертные доходы, поступления по аудиовизуальным произведениям. Пережить последствия пандемии и девальвации национальной валюты могут помочь только стриминговые сервисы и цифровые площадки. Они станут единственным источником дохода для автора. Восстанавливаться отрасль будет очень долго – может понадобиться пара лет, считает эксперт.

О непростой ситуации в отрасли рассказал и российский певец, автор-исполнитель песен, композитор, поэт, актер, музыкальный продюсер Денис Майданов. По его словам, сейчас представителям индустрии очень тяжело. Отменены концерты, отсутствует возможность других видов заработков – не функционируют рестораны, кафе, развлекательные заведения, поэтому для многих авторов отчисления стали единственным источником существования. «Конечно, в случае одобрения инициатив Российского музыкального союза предложенные меры очень помогут участникам индустрии», – уверен певец.

«Мой прогноз по срокам выхода из кризиса будет минорным, – констатировал Денис Майданов. – Мы сейчас находимся еще не на пике эпидемии. Кроме того, даже после победы над пандемией люди будут долгое время избегать общественных мест. Скорее всего, на восстановление рынку потребуется год или два».

Очевидно, что многие представители музыкальной индустрии рискуют не пережить кризис. Сегодняшняя ситуация ударяет прежде всего по фрилансерам, которые живут от заказа до заказа.

В условиях, когда все концерты отменены, авторские вознаграждения, традиционно отчисляемые с концертов, заметно пострадают, объяснил советский и российский музыкант, композитор и продюсер Леонид Величковский. «Я автор не новых, а старых хитов – их исполняют в основном на концертах вроде «Дискотеки 90-х» и «Песен 90-х». По радио их проигрывают редко, в стримах слушают мало. Основной доход мне приносят авторские отчисления за концертную деятельность. Поскольку ее запретили, выплаты упадут. На мой взгляд, правительство должно поддержать авторов, особенно тех, которые в свое время писали большие хиты для всей страны. Авторы живут только на вознаграждения. В каждом звене цепочки по отчислению и получению вознаграждения снимаются налоги – их доля достигает 80–90%. В результате авторские отчисления превращаются в копейки, что не может быть справедливым и разумным».

Если кризис продлится долго, его не переживут малоизвестные авторы, согласился Леонид Величковский, поскольку их основной заработок – это тоже авторские отчисления с концертной деятельности. «Большая проблема в том, что никто не знает, что будет завтра, – отметил музыкант. – Может быть, мы проснемся в другом мире, где каждый будет сидеть дома и перестанет выходить из него».

Предложенные правительству меры считает справедливыми глава звукозаписывающей компании Effective Records Кирилл Лупинос. Как отметил эксперт, на рынке сейчас паника, поскольку у всех его участников на фоне отсутствия мероприятий медленно, но верно сокращаются доходы. Так что логично бы было ожидать даже более активные меры по спасению ситуации.

«Если бы это был опыт Запада, то справедливо было бы рассчитывать на государственную поддержку, – указал Кирилл Лупинос. – Особенно это касается больших системообразующих игроков – организаторов концертов, культурных и продюсерских центров, которые занимаются не только созданием музыки, но и прокатом франшиз, брендов, мюзиклов, постановок, театров и прочее. При этом поддержка должна быть централизованной и понятной для всех».

Кроме того, по словам главы Effective Records, в данном вопросе должно быть задействовано и министерство культуры, поскольку оно способно прислушиваться к мнению авторских обществ, которые собирают отчисления со всех проводимых мероприятий, и лоббировать интересы индустрии перед вышестоящими органами. Совместно эти структуры могут выработать поэтапный план поддержки.

«Делать это нужно срочно, и, если к концу мая или началу июня меры приняты не будут, мы после окончания пандемии придем к рынку, где нет маленьких и средних игроков. Выживут только самые большие и сильные, у которых был накоплен «финансовый жирок», – считает Кирилл Лупинос. – Для рынка это будет ужасно, потому что мы вернемся в неконкурентную среду, шагнем на 15–20 лет назад. От падения доходов в итоге пострадают все, включая государство, которое недополучит налоги от музыки продажи билетов в театрах и кино. Так что меры крайне необходимы. Если бы государство предложило участникам рынка обсудить ситуацию, то все ключевые игроки с удовольствием, бросив все, провели бы эти консультации и объединились».

Резкое падение доходов авторов отметил глава ведущего российского музыкального лейбла Navigator Records Алексей Козин, поддержав инициативу РМС.

«Я к любой инициативе, которая поддерживает индустрию, поддерживает авторов, отношусь положительно, – указал глава лейбла. – Авторам действительно сейчас непросто – исчезла существенная часть дохода в виде отчислений с концертов. Надеюсь, что правительство внимательно отнесется к данной инициативе».

Говоря о том, сколько может продлиться кризис, Алексей Козин сказал, что сейчас очень сложно загадывать, что будет. Никто не понимает, как долго это продлится, когда снимут запрет концертной деятельности. На этом фоне отсутствие поддержки предложенных инициатив может губительно отразиться на отрасли.

Отрасль столкнулись с беспрецедентным кризисом: фактически для исполнителя введен запрет на профессиональный бизнес – все запланированные концерты отменены, прокомментировал текущую ситуацию председатель правления Национальной федерации производителей фонограмм, генеральный директор музыкального лейбла Warner Music Russia Александр Блинов.

«Более того, после снятия ограничений концертная деятельность не возобновится за один день, – посетовал эксперт. – Это сложный процесс, уйдут месяцы, прежде чем отрасль вернется в докризисное состояние. Хорошо, если мы увидим первые признаки улучшения к концу текущего года. А ведь отсутствие концертной деятельности тянет по цепочке все остальное. Без зарплаты останутся не только известные исполнители, но и музыканты, которые выступают вместе с ними на одной сцене, бэк-вокалисты, к примеру, обслуживающий артистов персонал».

Из-за отсутствия вознаграждений страдают авторы. Ситуация негативно сказывается на организациях по коллективному управлению правами: одни из главных плательщиков – кафе, бары, рестораны, торговые центры – оказались среди наиболее пострадавших от кризиса сфер бизнеса и находятся на грани выживания. Соответственно, ожидается снижение сборов в сегменте HoReCa, а значит, и существенное уменьшение сумм, которые выплачиваются авторам.

«Мы не просим у государства деньги, – объяснил позицию отрасли Александр Блинов. – Нам нужен более благоприятный с точки зрения налогообложения режим. Мы выступаем за создание условий, которые дадут авторам и музыкальному бизнесу хоть как-то компенсировать потери».

Для справки:

Российский музыкальный союз (РМС) создан для оказания всесторонней поддержки профессиональным музыкантам – членам Союза, в том числе ветеранам музыки и начинающим авторам и исполнителям. РМС содействует разработке и осуществлению культурных, благотворительных и образовательных проектов, организации и проведению концертов, фестивалей, гастролей, творческих конкурсов, тематических семинаров. Союз уделяет большое внимание распространению и популяризации музыки российских авторов и исполнителей – как классической, так и современной, сотрудничает с крупными музыкальными издательствами. С 2017 года РМС является членом Международного музыкального совета (IMC) – авторитетной неправительственной организации, учрежденной ЮНЕСКО в 1949 году.

Logo

Председатель правления Российского музыкального союза (РМС) Андрей Кричевский, композитор Эдуард Артемьев, альтист и дирижер Юрий Башмет и председатель правления Национальной федерации производителей фонограмм Александр Блинов обратились к правительству России с предложением снизить фискальную нагрузку на авторов.

Иван Петров

Музыканты и представители музыкальной индустрии несут огромные потери в связи с эпидемией коронавируса. Так генеральный директор ООО «Первое музыкальное издательство» Мария Опарина пишет о том, что авторы музыкальных произведений подвергаются тройному налогообложению, что в этой ситуации равнозначно краху: «Если вы купили что-то на цифровой площадке за 120 рублей, площадка 20 рублей заплатит НДС. Затем она возьмет еще какое-то свое комиссионное вознаграждение – останется, предположим, 80 рублей. Эту сумму площадка передаст музыкальному издательству, которое также должно будет заплатить НДС с этой суммы. С оставшихся денег, скажем, 70 рублей, издательство возьмет комиссию за свои услуги, а остальное она должна будет опять обложить страховыми взносами в полном объеме. То есть на выходе автору остаются три копейки, большая часть суммы уходит на налоги.

Более того, по нашему законодательству автору начисляется трудовой стаж. В свою очередь, роялти – это распределительная система. Получил автор одну копейку – она будет начислена. При этом все компании должны подать сведения и о его трудовом стаже. Дальше – еще большая несправедливость. Многие авторы – пожилые люди. Они не относятся к трудящимся, поскольку не работают. Но если хоть одна копейка роялти им начислена по авторскому договору, у них аннулируются все надбавки. Приходится расторгать лицензионные договоры с такими авторами, потому что для пенсионеров дополнительные 10 тысяч рублей от государства – существенная сумма».

Культуромания

Певец и композитор Денис Майданов считает, что в условиях отмены концертов и невозможности выступления на других общественных площадках, авторские отчисления становятся единственным источником существования.

«Мой прогноз по срокам выхода из кризиса будет минорным, – считает Денис Майданов. – Мы сейчас находимся еще не на пике эпидемии. Кроме того, даже после победы над пандемией люди будут долгое время избегать общественных мест. Скорее всего, на восстановление рынку потребуется год или два».

С ним солидарен композитор и продюсер Леонид Величковский:

«Я автор не новых, а старых хитов – их исполняют в основном на концертах вроде «Дискотеки 90-х» и «Песен 90-х». По радио их проигрывают редко, в стримах слушают мало. Основной доход мне приносят авторские отчисления за концертную деятельность. Поскольку ее запретили, выплаты упадут. На мой взгляд, правительство должно поддержать авторов, особенно тех, которые в свое время писали большие хиты для всей страны. Авторы живут только на вознаграждения. В каждом звене цепочки по отчислению и получению вознаграждения снимаются налоги – их доля достигает 80–90%. В результате авторские отчисления превращаются в копейки, что не может быть справедливым и разумным. Большая проблема в том, что никто не знает, что будет завтра. Может быть, мы проснемся в другом мире, где каждый будет сидеть дома и перестанет выходить из него».

Резкое падение доходов авторов отметил и глава музыкального лейбла Navigator Records Алексей Козин:

«Я к любой инициативе, которая поддерживает индустрию, поддерживает авторов, отношусь положительно. Авторам действительно сейчас непросто – исчезла существенная часть дохода в виде отчислений с концертов. Надеюсь, что правительство внимательно отнесется к данной инициативе».

Один из инициаторов обращения, Александр Блинов прояснил:

«Мы не просим у государства деньги. Нам нужен более благоприятный с точки зрения налогообложения режим. Мы выступаем за создание условий, которые дадут авторам и музыкальному бизнесу хоть как-то компенсировать потери».











Comments