Новости‎ > ‎

«Убивец»… В театре «У Никитских ворот» премьера!

«Убивец»… В театре «У Никитских ворот» премьера!





1 и 2 ноября 2019 года в театре «У Никитских ворот» премьера! Спектакль «Убивец», по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»… Режиссер-постановщик Марк Розовский определяет жанр спектакля как «площадное действо».

Одной из отличительных особенностей репертуара театра «У Никитских ворот» является преобладание постановок, созданных по лучшим образцам мировой и отечественной литературы. Теперь на афише появляется имя Ф.М. Достоевского: по его всемирно известному роману «Преступление и наказание» поставлен спектакль «Убивец». Автор пьесы и режиссер-постановщик – художественный руководитель театра, народный артист РФ Марк Розовский. Музыка, звучащая в спектакле, создана одним из лучших российских композиторов современности, народным артистом РФ Эдуардом Артемьевым, стихи написал поэт Юрий Ряшенцев, с которым театр связывает давняя творческая дружба. Сценографом выступил известный театральный художник Степан Зограбян.


Сценические версии «Преступления и наказания» в театральном пространстве не редкость, обращался к этому произведению ранее и Марк Розовский. Новый взгляд на классику основан на серьезном изучении трудов таких известных литературоведов, как Д. Мережковский и Ю Карякин. А книга М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» определила язык новой постановки, названной М. Розовским «площадным действом». В спектакле много оригинальных режиссерских решений. Главной его особенностью станет полифоничность, смешение событий, переплетение музыки, стихов и прозы.

В масштабной постановке занята большая часть театральной труппы. По традиции это два равноценных актерских состава, около 40 артистов всех поколений, есть среди них и маститые актеры, и выпускники театральных ВУЗов этого года. Например, в роли Раскольникова дебютирует выпускник ВГИКа Сергей Рожнов, в этом году принятый в труппу театра.

Пророчества Достоевского в спектакле «Убивец»

Пророчества Достоевского в спектакле «Убивец» - фото

В начале ноября на афише появился «Убивец» по роману «Преступление и наказание».

Новая постановка по мотивам всемирно известного романа — ещё одна попытка донести до публики идеи Достоевского. Не прописные истины из школьной программы, а философские взгляды великого писателя, его тревогу за будущее России.

Концепция спектакля появилась после того, как режиссёр-постановщик, художественный руководитель театра Марк Розовский изучил труды Дмитрия Мережковского и Юрия Карякина. Большое влияние на него оказало исследование литературоведа Михаила Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».

«Михаил Бахтин назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, и мы попытались воспроизвести полифонию в театральной постановке, – сказал Марк Григорьевич перед генеральной репетицией.

Многоголосие, смешение событий, переплетение прозы и поэзии — особенности нового спектакля. Сложные задачи сценографии удалось решить театральному художнику Степану Зограбяну. 

Философские идеи по замыслу режиссера передаются разными средствами, в том числе с помощью поэзии. Стихотворения поэта Юрия Ряшенцева изучат в основном из уст шарманщика, который комментирует происходящее.

Важное значение в спектакле имеет музыка, созданная знаменитым композитором, народным артистом РФ Эдуардом Артемьевым. 

«Убивец» — постановка масштабная: занята большая часть труппы театра (около 40 актёров, среди них много молодежи). Главную роль исполняет выпускник ВГИКа Сергей Рожнов. Дебют можно считать удачным: молодой актёр создал яркий образ Раскольникова, смог передать противоречивость его характера и мировоззрения.

Родион в исполнении Сергея Рожнова вызывает симпатию и сочувствие. Умный и талантливый юноша так и не получил диплом. Бывший студент не смог найти работу, оказался в бедственном положении. Его возмущают несправедливость, детская проституция, пороки людей, которые его окружают. Он презирает расчётливого Лужина (актёр Станислав Федорчук), спасает девочку от распутного Свидригайлова (заслуженный артист России Андрей Молотков), сочувствует Соне (Ника Пыхова). 

В то же время он планирует убийство и ограбление процентщицы. Интеллектуал и гордец отстаивает такую идею: выдающимся личностям, как Наполеон, можно нарушать законы, моральные принципы, можно делать то, что запрещено людям-«муравьям». 

«Тварь я дрожащая или право имею?» — этот вопрос мучит Родиона, и он решается пойти с топором к старухе. Однако всё пошло не по плану: после расправы с ненавистной процентщицей ему пришлось убить её сестру. А потом он не смог избавиться от угрызений совести. Теория на практике дала сбой: «Я не человека, я принцип убил. Но не переступил принцип — на этой стороне остался». 

Страдая от душевных мук, Родион стремится помочь людям: уговаривает Соню не заниматься проституцией, настаивает на отмене свадьбы сестры (Дарья Щербакова). 

Рискуя жизнью, он спас детей — вынес их из горящего дома.

Родион понял, что никому не дозволено переступить «черту», лишать жизни даже «вошь» ради справедливости. Он раскаялся, признался в убийстве сначала Соне, а в финале спектакля и следователю Порфирию Петровичу (заслуженный артист России Юрий Голубцов). 

Выходит, убийца двух старушек — не жестокий циник, а жертва обстоятельств, напрасно поверивший в идею о сверхчеловеке, популярную среди образованной молодежи. 

Жанр спектакля Марк Розовский определил, как «площадное действо с карнавализацией и многоголосием по Бахтину».

В первой сцене показаны жители Петербурга разных сословий, собравшиеся на площади. На площадях и улицах происходят важные события в жизни героев. На дороге умер сбитый лошадью Мармеладов (Юрий Шайхисламов). Потом прохожие стали свидетелями другой трагедии — сумасшествия Катерины Ивановны (Юлия Бружайте). 

В последней сцене снова на площадь выходят горожане. Они падают, как будто погибают, в этот момент слышны выстрелы и взрывы. Что произошло — теракт или разгон демонстрации? Может, это – символ насилия и кровопролития, что предсказывал великий писатель.

«Пророчества Достоевского адресованы России и всему человечеству. Его тревожило, что насилие продолжится, приведёт к террору и революции. Наша задача — услышать его предупреждения, – подчеркнул Марк Розовский. – Если бы современные люди чаще читали произведения Достоевского, то в мире было бы меньше насилия и больше человечности».

Ольга Королёва.

Фото Л. Шерова.

5 ноября 2019, 12:34

Преступление и покаяние в театре "У Никитских ворот".

Марк Розовский, насколько я знаю, давно замыслил  криминальную эпопею под названием "Убивец" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание". Только ему не хотелось ограничивать себя рамками достоверной драмы. Хотелось выйти на площадь, чтобы Роман Раскольников встал на колени и покаялся в убийстве, совершенном не ради наживы, а чтобы доказать -  он не тварь дрожащая и поэтому ему все позволено. 

 В итоге получилось площадное действо в брехтовской стилистике с зонгами Юрия Ряшенцева в исполнении Шарманщика, актера Сарайкина, олицетворяющего вечно скулящую, истерзанную бедностью Россию, уповающую только на Бога. Ведь надеяться больше не на кого. Розовский впервые смог доказать, что бесконечные страдания делают людей жестокими и беспощадными. Взять хотя бы эпизод с загнанной лошадью, издыхающей на площади. Толпа торжествует, ликует, наблюдая предсмертные судороги  бедного животного, потому что сила всегда берет верх над поверженным. На сострадание униженным и незаслуженно оскорбленным тоже не приходится уповать. Им остается одно: нести свой крест и веровать… в счастливый случай. Поэтому бунт студента Раскольникова, (фамилия которого происходит от слова "раскол"), вынашивающего план мести собственной покорности через преступление черты дозволенного вполне закономерен среди нищих духом, опустившихся на самое дно. 

 Стайки проституток в ажурных черных чулках, с  раскрашенными личиками, готовых отдаться любому прохожему за скудное вознаграждение, обходят стороной непонятного и замкнутого Раскольникова, а Мармеладов, (артист Владимир Пискунов),в трактире, опустошая штоф водки, гордится собственной подлостью, пропивая последние целковые, предназначенные на тарелку супа  голодным детям. 

  Режиссер буквально выхватывает из романа те эпизоды, в которых человеческая подлость просеивается через сито безысходности и все-таки остается подлостью. 

 Так отец Сони Мармеладов и ее мачеха пользуются бескорыстной девушкой, из жалости к детям больной Катерины Ивановны, продающей свое молодое тело. Режиссер не утруждает себя объяснениями, как это происходило. Просто дает маленький эпизод соблазнения Сони Свидригайловым (артист Денис Юченков), угощающего ее вином, поэтому бедная девочка не понимает, что с ней происходит… Ну, а дальше жизнь в Доме терпимости  становится привычной и вряд ли ухоженная Соня в исполнении Николины Калиберды пойдет на каторгу за Раскольниковым в своем роскошном черном платье. Поскольку человек слаб телом, как поется в одном из зонгов Ряшенцева, и удовлетворять насущные потребности намного проще, чем идти на голгофу. 

  Родион Раскольников в креативном исполнении Сергея Рожнова, на котором сходятся все судьбы и завязываются тугие узлы неразрешенности не может смириться с унижением человеческого достоинства. С одной стороны, он не позволяет сестре (актриса Кристина Айвазовская) выйти замуж за практичного и циничного Лужина, которого довольно интересно играет Станислав Федорчук. Жертвенность Дуни гордому брату, задумавшему эксперимент над союой,  не по душе. Это с одной стороны, а с другой - совершая преступление из идейных соображений, "сверхчеловек" оказывается убивцем самого себя. Поднимаясь по лестнице вверх в пустую квартиру убитой топором старухи-процентщицы, он оказывается у звенящего колокола, возвещающего о гибели человеческой души. 

 Художественный образ бесконечных лестниц сценографа Степана Зограбяна – прием не новый в постановках "Преступления и наказания", есть он и в спектакле Юрия Еремина в театре Моссовета, но тут сценическое пространство, напоминающее огромную железную клетку из лестниц, образует судьбоносное пересечение  линий разных характеров, точнее их неминуемое столкновение с главным героем, покусившемся на христианские ценности, а значит и пошедшего против Всевышнего. . 

 Мужик в красной рубахе, два инкогнито в масках, хватающие под белые руки интеллигентного преступника, за которым постоянно следят – это разные знаки времени, обозначающие хаос и  вседозволенность, как в старой, так и в новой России. Поэтому Порфирий Петрович, не иначе, как "добренький" следователь ОГПУ в карнавальном варианте, прекрасно сыгранным Юрием Голубцовым, держащим жертву на коротком поводке удушающего обаяния. Таким образом, "Бесы" Достовского так или иначе проникают в площадное представление Марка Розовского, а музыка Эдуарда Артемьева создает атмосферу трагического балагана на площади. 

 Неудивительно, что на премьере спектакля "Убивец" зал был переполнен, и публика после окончания представления долго вызывала артистов и режиссера, на "Бис", ведь где еще можно увидеть, чтобы Достоевский так прозвучал современно с болью за человека, потерявшего смысл жизни и возомнившего себя выше Бога.

Автор статьи: Любовь Лебедина.     

фотографии предоставлены театром "У Никитских ворот".




Comments