Биография маэстро по версии канала "Культура" (к семидесятилетию).2007г.

70 ЛЕТ ЭДУАРДУ АРТЕМЬЕВУ. Линия жизни


30 ноября исполнилось 70 лет композитору Эдуарду Николаевичу Артемьеву, признанному композитору-классику и основателю отечественной школы электронной музыки. На телеканале «Культура» 30 ноября в 22:30 к 70-летию выдающегося отечественного композитора Эдуарда Артемьева была показана программа «Линия жизни. Эдуард Артемьев».
Ученик известных педагогов, композиторов: Юрия Шапорина и Николая Сидельникова Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории. Встреча в 1960 году с инженером и математиком Евгением Александровичем Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС (названного так в честь Скрябина) - перевернула жизнь молодого музыканта. Искусственный синтез звука, акустические эксперименты с шумами, синтез конкретных звуков и инструментальных тембров открыли новые пространства для Артемьева-авангардиста. 
Имидж классика и сегодня мало соответствует образу Эдуарда Артемьева. Он практически не покидает свою уникальную домашнюю студию, полностью заставленную ультрасовременной техникой. Находясь в постоянных поисках, он продолжает открывать законы звуковой материи.

Известный в профессиональной среде как новатор в области звуковых эффектов, красочных и необычных музыкальных иллюзий, он активно сотрудничает с кинематографом. Именно поэтому, его творчество – это не только опусы для знатоков-музыкантов, но и яркие музыкальные образы, известные практически каждому зрителю. 
Саундреки к «Доктору Живаго», томительно-страстные мелодии из «Сибирского цирюльника», загадочные и устрашающие звуковые комплексы в «Солярисе», звукообраз зоны из «Сталкера» - все это находки Эдуарда Артемьева, без которых уже трудно представить эти культовые фильмы. 

В программе «Линия жизни» Эдуард Артемьев рассказывает о своем сотрудничестве с Андреем Тарковским, Никитой Михалковым, Андреем Кончаловским, о работе над оперой «Преступление и наказание», о понимании роли композитора в условиях современной музыкальной индустрии, о проблемах электронной музыки…

О работе с Андреем Тарковским над фильмом «Солярис»:
«Когда мы встретились с Андреем Тарковским во время нашей первой совместной работой над «Солярисом», то он мне сказал следующую замечательную фразу: «В принципе, мне композитор не нужен»… Я насторожился. И отвечаю ему: «А что тебе нужно-то?» - «Мне нужен твой композиторский слух. Вот чтоб ты мне шумы организовал. Понимаешь, эта картина, в принципе - прощание с Землей. Человек уезжает, улетает навсегда. Улетает на тот свет буквально, потому что он никогда этих людей больше не увидит. Мне важно, когда он прощается с Землей, шуршание травы, природа, топот копыт, движение машин, то есть то, что его окружает. Эти звуки надо как-то организовывать, чтобы там чувствовалась воля человека».

О сотрудничестве с Никитой Михалковым:
«С Никитой мне очень легко работать. Потому что его энергетика настолько мощная, что он невольно передает себя не словами, а путем какой-то инфлюэнцы своих чувств, просто внедряя их в окружающих. Это на валовом каком-то уровне. И я их ощущаю и понимаю».

О киномузыке:
«Киномузыка - это передача ощущения, настроения эпизода. Причем эпизода целиком, без каких либо подробностей. Бывает, что здесь нужен какой-то акцент. Так была написана «Раба любви», и все остальные фильмы с Михалковым. Это общее чувство того, что переживает героиня в этот конкретный момент или что происходит в целом на экране».

Смотрите на телеканале «Культура» 30 ноября в 22:30 программу «Линия жизни. Эдуард Артемьев
источник : Пресс-служба телеканала «Культура»