«Зеркало», реж. А. Тарковский. «Мосфильм», 1974

Зеркало

Режиссер: Андрей Тарковский

Сценаристы: Александр МишаринАндрей Тарковский

Оператор: Георгий Рерберг

Композитор: Эдуард Артемьев

Художник: Николай Двигубский

Страна: СССР

Производство: Мосфильм

Год: 1974

Премьера: 21 апреля 1975

Актеры: Маргарита ТереховаНиколай ГринькоИгнат ДанильцевАлла ДемидоваЮрий НазаровТамара ОгородниковаАнатолий Солоницын,Олег Янковский

полный список актёров

Жанр: драма

Фильм представляет собой своеобразное поэтическое произведение, рассказывающее о сложных истоках духовного мира современного человека, о формировании его нравственных принципов, о том, что память, ее суд - лежат в основе человеческой личности.

Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям. 
Изначально по сценарию роли для Анатолия Солоницына в фильме не было, она была придумана специально.(Из воспоминаний М.Тереховой). 
В квартире Александра, когда он разговаривает с матерью по телефону, можно заметить плакат фильма «Андрей Рублев», режиссером которого также является Андрей Тарковский
Приз "Давид ди Донателло" за лучший иностранный фильм, показанный в Италии, 1980.




Есть фильмы, рецензии на которые пишутся словно сами собой. Недостатки таких картин вполне очевидны. И еще во время просмотра возникает крамольная мысль - эх, дали бы камеру в руки, ей Богу, снял бы лучше... С фильмами больших мастеров все иначе. Тут самый строгий критик вряд ли осмелится вообразить себя на месте режиссера. Более того, часто возникает ощущение несоизмеримости рецензии и картины. Настолько емок, многозначен и глубок мир подлинного таланта. Кроме того, и критики, и зрители, оценивая произведения искусства, рано или поздно сталкиваются со штампами восприятия и вкуса. Мне, к примеру, за 20 лет довелось писать о сотнях картин. И год за годом я с грустью обнаруживал, как рука почти механически начинала выводить "спасительные," фразы о "прекрасной актерской работе", "интересном изобразительном решении" и т.п. Штампы наступали. И в итоге не раз казалось, что от иной статьи, посвященной яркому фильму веет скукой. А так хочется, чтобы твои заметки хотя бы отдаленно приблизились к атмосфере фильма... Хочется чуда, чтобы как в прологе "Зеркала" Андрея Тарковского, освободиться от груза прошлого, и произнести наконец: "Я могу говорить..."

Эту философскую киноисповедь не даром называют "8 1/2" Андрея Тарковского. Используя ассоциативный монтажный принцип легендарного фильма Феллини, Тарковский рассказал о себе. Перед нами возникает причудливая вязь воспоминаний, сновидений, современных эпизодов, документальной хроники... Замечательная актриса Маргарита Терехова сыграла в "Зеркале" сразу две роли - жену и мать главного героя, от имени которого ведется закадровый монолог. В фильме органично звучат стихи отца режиссера - выдающегося поэта Арсения Тарковского.

Сегодня "Зеркало" - бесспорная классика, буквально по кадрам описанная в многочисленных статьях и книгах, посвященных творчеству гениального мастера мирового экрана...

Александр Федоров

Артемьев о фильме:

У Тарковского начались неприятности с "Зеркалом": фильм долго не принимали, цензуре придиралась к любому пустяку. К этому времени я в свою очередь освободился от работы у Михалкова. Попросту довольно быстро закончил ее. Звоню Тарковскому, докладываю, что свободен. Андрей просто сказал: "Приезжай смотреть картину. Можешь?..." Являюсь. Смотрю. И опять слышу хорошо знакомое: музыка мне не нужна, а нужно организовать звукошумовое пространство... Итак, необходим господин оформитель. Но ведь это Тарковский!
Особенно важным был для него эпизод - в изобразительном плане действительно очень сильный - перехода через Сиваш. По мысли Тарковского, это был как бы библейский исход (человек он был религиозный, постоянно читал Библию и Евангелие, хотя посещал ли церковь - не знаю. А вот библейско-евангельских ассоциаций, чаще всего скрытых, у него всегда было множество). Итак, "Переход через Сиваш". Как это решить музыкально? И тогда я придумал одну вещь, за которую удостоился от Андрея реплики: "Старик, да ты просто гений!" Простейшую: вариации на один аккорд. То есть звучит реальное акустическое Es-durное трезвучие. Звучит в виде медленно вращающихся "колец", которые я набрал на 24-канальном пульте. Получилось странное, тягучее и достаточно "мистическое" звучание... 






Исход:

Пожар:


Вода:

Дома:

Воспоминание:

Ребенок:

Comments