![]()
Город: Полигон: Полет: Разговор: Нортон: Черный след: Воспоминание: Финал: Лунная радуга, или все о Космосе - на прошедшей теленеделе
Теленеделя прошла в основном под знаком Космоса - ведь 12 апреля все прогрессивное человечество отмечало Международный день космонавтики. По этому поводу на разных российских телеканалах прошла масса новостей на соответствующую тему, масса телепередач и научно-популярных фильмов, а также художественных фильмов о покорении Космоса, как реального, так и фантастического. Фото: Владимир Гостюхин в фильме "Лунная радуга" К сожалению, многие каналы были насыщены низкопробной голливудской продукцией о том, как жестокие, коварные и непременно уродливые пришельцы с других планет пытаются завоевать Землю, а лихие американцы разносят этих уродов в пух и прах (не то чтобы я так уж сильно не любил Голливуд; просто вся эта лабуда об агрессивных пришельцах удручающе примитивна и однообразна, и, посмотрев один такой фильм, можно смело составить себе представление обо всех остальных; кроме того, я считаю такие фильмы просто вредными, поскольку они априори настраивают людей против инопланетян, постоянно нагнетая "образ врага из Космоса", а создатели этих поделок думают лишь о "кассе" и больше ни о чем). Современные научно-популярные фильмы тоже не особо радовали - часто несли откровенную чушь о первых шагах освоения Космоса, либо же вовсю "грузили" зрителя псевдо - и околонаучными сведениями о Вселенной, космонавтике и космонавтах, выдавая все это, как обычно, за истину в последней инстанции (произносимой, к тому же, особым, замогильным голосом - специально они, что ли, подбирают таких чтецов закадрового текста?). И как всегда в таких передачах в два счета раскрывались самые разные тайны Вселенной, над которыми в течение тысячелетий ломали (и ломают) головы лучшие умы человечества... Хорошо хоть в этой мешанине попадались иногда стоящие фильмы, серьезные, - кэмероновская "Сфера", например (канал ТВ-3), или "Укрощение огня" ("Первый"). И истинным бальзамом на душу пролилась популярнейшая некогда кинодилогия "Москва-Кассиопея" / "Отроки во Вселенной", а также умная картина "Через тернии к звездам" (все эти фильмы были поставлены в разные годы режиссером Ричардом Викторовым - одним из немногих советских режиссеров, относившихся к кинофантастике с максимальной серьезностью; все эти замечательные картины демонстрировались на ТВ-3). Нет, что ни говорите, а в прежние времена давали качество... И "Сфера", и фильмы Ричарда Викторова посвящены важной теме - теме контакта человека с представителями внеземных цивилизаций. Идея о множественности обитаемых миров родилась не вчера и даже не позавчера. Мне кажется, что еще неандертальцы, запрокидывая к ночному небу тяжелые свои головы на коротких шеях, завороженно смотрели на звезды и задумывались о том, что же это такое - звезды... Многие примитивные племена додумались до странных вещей - африканское племя догонов, например, молится на звезду Сириус; по поверьям догонов, именно с одной из планет, вращающихся вокруг Сириуса, прилетел когда-то на летающем корабле прародитель племени, получеловек-полузмея Номмо. И не надо смеяться над догонами - они знали, что Сириус является двойной звездой задолго до того, как этот факт открыли европейские астрономы! А в Южной Америке практически любое индейское племя, представители которого ходят голышом, охотятся с помощью луков и периодически едят друг друга, твердо уверено: их предки явились со звезд... Да и многие другие народы считают, что произошли от "пришельцев с неба"; между прочим, Библия полна всяких упоминаний о таких пришельцах. Но окончательно идея о множественности обитаемых миров оформилась в средние века и нашла свое отражение в трудах восточных и европейских ученых. В конце X - начале XI века жил и творил великий среднеазиатский ученый- энциклопедист Абу Рейхан Ахмед ибн Мухаммед аль-Бируни, или, если проще, Абу Рейхан Бируни (кстати, в сентябре этого года исполнится 1040 лет со дня его рождения). Ученый прожил 75 лет и написал более 150 научных трудов, посвященных различным проблемам математики, астрономии, географии, минералогии, фармакологии, истории, лингвистики. Однако своей основной специальностью Бируни считал астрономию - именно этой науке посвящен главный его труд "Канон Масуда". С именем Бируни прочно связана история распространения на Востоке идеи существования множества миров. Он упорно доказывал и стойко отстаивал в полемике со своим современником - великим ученым и философом Ибн Синой (Авиценной) мысль о том, что во Вселенной может существовать "иной мир, вне того, в котором мы живем", и что мир этот "обладает теми же свойствами, как и наш мир, но только эти свойства созданы таким образом, что направления движения в нем отличаются от направления движения в нашем мире и каждый из этих миров отделен от другого некоей преградой". А в XVI веке жил и творил монах-доминиканец Джордано Бруно. Ему не нравились многие догмы римско-католической церкви и порядки, царящие в монастырях. Когда его обвинили в ереси, он снял с себя монашескую одежду и принялся скитаться по Италии, Швейцарии, Германии, Франции, Англии. Подпольно издал свои книги "Пир на пепле" и "О бесконечности, Вселенной и мирах". В своих трудах Джордано Бруно доказывал, что наш мир - лишь ничтожная часть Вселенной, в которой имеется множество других обитаемых миров, что звезды - это далекие Солнца, вокруг которых движутся иные Земли. "...Разумному и живому уму невозможно вообразить себе, чтобы все эти бесчисленные миры, которые столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были лишены обитателей, подобных нам или даже лучших", - писал Джордано Бруно. Хотя, повторяю, сами идеи бесконечности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров выдвигались не раз и до того, эти гипотезы гибли как кратковременные ереси. Космология же Бруно осталась в истории науки потому, что ее создатель опирался на новое учение Коперника - астронома, который фактически вырвал из центра Мироздания Землю, поставил на ее место Солнце и заставил Землю вращаться вокруг Солнца (до Коперника полагали, что все обстоит наоборот). Джордано Бруно активно проповедовал свою идею, перебираясь из одного европейского города в другой. Вышеупомянутый Абу Рейхан Бируни сумел прожить долго и умереть своей смертью. Джордано Бруно была уготована иная, ужасная участь. В мае 1592 года предатель, прикинувшийся другом, выдал Бруно венецианским инквизиторам. Восемь лет бывшего монаха, еретика, атеиста, мятежника против Христа и церкви держали в подземной тюрьме и беспрерывно пытали, добиваясь отречения от ереси. Попы отлучили его от церкви и прокляли. Но еретик и атеист был непреклонен и ни отрекаться, ни раскаиваться не желал. И в ночь на четверг 17 февраля 1600 года 52-летний Джордано Бруно был по приговору инквизиции сожжен заживо на Кампо ди Фьоре, Площади Цветов, в Риме. При этом ученый был облачен в sanbenito - пропитанный серой грубый саван, разрисованный языками адского пламени. Sanbenito надевали на нераскаявшихся грешников... Такие вот дела. Образно говоря, в пламени, вырывающемся из сопл каждой стартующей ракеты, есть частичка костра, на котором спалили Джордано Бруно. Наука и религия, а также наука и государство часто находились в непростых отношениях. И когда я сейчас вижу, как готовый к старту российский космический корабль и экипаж благословляет батюшка, окропляя все это святой водой, то чувствую себя участником театра абсурда... И на ум поневоле приходит эпизод из бессмертной кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию" - тот, где царь Иоанн Грозный рассказывает: "Был у меня один - крылья себе сделал, летать вздумал... Так я его на бочку с порохом посадил - пущай полетает!". Нелегка была дорога к звездам, и пролегала она сквозь непонимание, насмешки, издевательства, преодолевая сопротивление обывателей, мракобесов и церковников, через муки человеческие и кровь, через множество страшных смертей летчиков-испытателей и космонавтов - вспоминайте об этом, дорогие мои читатели, прежде чем ругнуться при известии о запуске очередного космического корабля... На том же благословенном ТВ-3 показали научно-фантастический фильм "Лунная радуга"(1983,реж. Андрей Ермаш), который ко Дню космонавтики пришелся как нельзя кстати. Какие актеры там снялись! Юрий Соломин, Игорь Старыгин, Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Георгий Тараторкин, Борис Иванов... Композитор - Эдуард Артемьев! А проблематика... Фильм этот снят по одноименному роману известного советского писателя- фантаста Сергея Павлова - автора настолько серьезного и добросовестного в описании всякой космической техники и неземных реалий, что летчики-космонавты уважительно называли его "нелетающим космонавтом". Фильм, как это частенько случается, заметно уступает книге по глубине раскрытия темы. А тема романа (вышедшего в 1982 году) - очень важная. Сергей Павлов описывает космонавтов (вернее, космодесантников) будущего, которые работают на Меркурии и Венере, на Марсе и на лунах Юпитера, Сатурна, Урана; короче говоря, людей Земли (хорошо тренированных и всесторонне подготовленных, но все-таки людей), по роду деятельности вынужденных сталкиваться с загадочными проявлениями неземной природы. В частности, группа космодесантников на корабле "Лунная Радуга" попадает в зону извержения какого-то странного вулкана на Обероне, одном из спутников планеты Уран; большинство их гибнет, а уцелевшие приобретают сверхъестественные свойства; собственно, этих людей нельзя уже считать только людьми... Уцелевшие возвращаются на Землю и начинают вести себя, мягко говоря, странно. Своеобразная Служба безопасности берет всех этих космодесантников под наблюдение; представителей Службы беспокоит вот что: эти люди, превратившиеся в сверхсуществ - они безопасны для жителей Земли или чем-то опасны? И как поступить с ними, если они все-таки опасны? Вопрос нелегкий - ответа на него не знают и сами пострадавшие. Кстати, Сергей Павлов пристально рассматривает проблему как со стороны - глазами работника Службы безопасности - так и изнутри, глазами американского космодесантника Дэвида Нортона, чей организм подвергся "переделке". Главная мысль романа "Лунная радуга" - все дальше и дальше углубляясь в Космос, человечество непременно столкнется с необъяснимыми явлениями, могущими заметно повлиять на саму человеческую природу и превратить разведчиков Космоса в особую расу, отличающуюся по многим параметрам от остальных землян (великий польский фантаст Станислав Лем когда-то сказал: "Среди звезд нас ждет Неизвестное"; правда, он имел в виду скорее психологический аспект проблемы контакта с внеземными цивилизациями). Несмотря на скудость спецэффектов, фильм "Лунная радуга" вышел неплохим (хоть и не "Прометей", но все же...), однако в нем, на мой взгляд, недостает неких важных нюансов, содержащихся в книге. Но, с другой стороны, фильм вышел намного более "человечным", нежели роман, и в этом заслуга прекрасных советских актеров. Чего стоит, например, "дальнобойщик" Владимир Гостюхин в роли Дэвида Нортона! Хотя я всегда считал Гостюхина воплощением истинно русского мужика, но понял: есть в нем что-то и от американца - такого, который двигался на фургонах осваивать Дикий Запад, укрощал мустангов и охотился на оленей... Фантастика фантастикой, а вот вам весьма печальная статистика. Из 98 советских и российских космонавтов в живых нет уже 18, то есть каждого пятого. Из них четверо погибли при возвращении на Землю (Комаров, Добровольский, Волков, Пацаев), Гагарин - в авиакатастрофе, Четверо умерли от рака (Анатолию Левченко было 47 лет, Владимиру Васютину - 50). У восьмерых сдало сердце. Среди умерших космонавтов (в отряд попадают только самые крепкие и здоровые) скончались от рака 30 процентов - почти вдвое больше, чем в среднем по России. Даже среди работников урановых рудников соответствующий показатель существенно ниже, чем в отряде космонавтов! Предельная годовая норма облучения в атомной промышленности всего 20 миллизивертов (2 рентгена), а для космонавтов этот предел составляет 500. Радиация! А погибшие американские астронавты, светлая им память? А те, кто сгорел живьем в "Челленджере"? Космос неумолимо собирает кровавую жатву. А какие болезни и мутации могут подстерегать человека на Марсе, Венере, спутниках Юпитера и Сатурна? Вот вам и "Лунная радуга"... С древнейших времен и по сию пору больше всего рискуют те, кто идет в авангарде... Да, некоторые российские каналы проанонсировали новую, анимационную работу Георгия Данелии - римейк его же фильма "Кин-дза-дза". Мультфильм снят в 3D- формате, в российских кинотеатрах идет с 11 апреля. Что ж, поживем - увидим. И обсудим. ...На днях я стал свидетелем уморительного зрелища. В городе мне попались детсадовцы на прогулке, в сопровождении двух миловидных воспитательниц. Малышня важно шествовала двумя колоннами, держа друг друга за хлястики, и тонкими голосками трогательно выводила: "Ма-аленькой е-олочке хо-олодно зимой..." Потом один из передних малышей запнулся башмачком о какую-то кривую плитку, задние, конечно же, насели на него, строй сломался и песня сбилась. Спустя минуту детишки выстроились и двинулись дальше, при этом дружно грянув: I`d liked moved, moved... I`d liked moved, moved... От такого резкого переезда из зимней России на жаркий Мадагаскар я сам чуть не споткнулся, а потом захохотал так, что с ближайшего цветущего миндаля посыпались лепестки. И вдруг подумал: а ведь кто-нибудь из этих малышей, когда вырастет, может стать азербайджанским космонавтом! Не всем же быть манагерами, топ- моделями, поп-звездами! Кто-нибудь непременно захочет полететь к звездам, не без того! Мне кое-кто из моих знакомых говорит: азербайджанцы, мол, нация торговцев, у них на уме лишь алвер, какой тут может быть космос-мосмос? Проснись, фантазер! На это я отвечаю, что, во-первых, не все азербайджанцы мечтают об одном лишь алвере, есть среди азербайджанцев и романтики; во-вторых, я ничего плохого в алвере не вижу, торговля существует вот уже сотни тысяч лет и на ней, можно сказать, стоит мир; а в- третьих, Космос и алвер вполне совместимы! Как, например, в знаменитой фантастической повести американской писательницы Эндрю Нортон "Саргассы в космосе" (была издана в СССР в 1969-м, в переводе не кого-нибудь, а самого Аркадия Стругацкого!). Герои повести - американские звездопроходцы будущего, так называемые "вольные торговцы", наудачу бороздящие Космос на корабле "Королева Солнца". Авантюристы, искатели приключений, они заняты поисками новых миров, из которых можно извлечь какую-нибудь пользу: найти полезные ископаемые или артефакты вымерших сверхцивилизаций, привезти каких-нибудь диковинных животных или растения, установить контакт с туземцами, буде таковые найдутся, наладить с ними меновую торговлю... Вот как поступает экипаж "Королевы Солнца", высадившись на таинственной планете Лимбо: "... Он (Дэйн) нашел широкий плоский камень на полпути между двумя плантациями (инопланетных растений. - А.Х.). На камне разложил образцы товаров - украшения, маленькие игрушки, поделки из металла, сразу бросающиеся в глаза, музыкальный ящик, устроенный так, что, если взять его в руки, он начинает играть. И, наконец, он поставил на камень три пластиковые чашки с пряными смесями, накрытые легкой тканью. В кустах неподалеку был замаскирован нацеленный на камень телепередатчик. Дэйну, Тау и Камилу предстояло провести ночь перед экраном во флиттере (космическом катере. - А.Х.)". Правда, этим действиям предшествовали серьезные размышления. "Все это время Дэйн ломал голову, чем можно соблазнить таинственных лимбианцев, если они вообще когда-нибудь появятся. Задача не из легких, тем более что он понятия не имел об их природе. Например, если их зрение отличается от человеческого, то для них не годятся ярко раскрашенные безделушки, которые пользуются таким успехом у примитивных гуманоидных племен. А если у них иная область слуховой чувствительности, бесполезными окажутся музыкальные ящики... Дэйн был склонен принять за отправную точку обоняние... попробовать в качестве приманки запахи, пряные запахи... Это может сработать" (конец цитаты). Скажите, вам это ничего не напоминает? Нет? Смотрите: "Нужно, значит, тщательно обдумав выбор, взять с собой достаточное количество разных изделий для обмена их на столь желанные чужеземные товары. Что ж, Магеллану еще с индийских времен знаком наивный вкус детей природы. Он знает - два предмета повсюду производят огромный эффект: зеркало, в котором черный, смуглый или желтый туземец впервые изумленно созерцает собственную физиономию, да еще колокольчики и погремушки, эта извечная ребячья радость. Не менее двадцати тысяч таких маленьких шумовых инструментов везут корабли экспедиции, да еще девятьсот малых и десять больших зеркал, четыреста дюжин ножей из Германии, самых дешевых, пятьдесят дюжин ножниц, затем неизменные и пестрые платки и красные шапки, медные браслеты, поддельные драгоценности и разноцветные бусы..." Это - из Стефана Цвейга. Чем, в принципе, отличаются "вольные торговцы" будущего от мореплавателей прошлого, пересекавших океаны на каравеллах? От Колумба, Магеллана, Васко да Гамы, Тасмана? В общем-то, ничем. Но есть, конечно, и разница. В Индии ли, в Африке, в Бразилии или на острове Новая Гвинея европейским мореплавателям доводилось иметь дело с людьми - чернокожими, краснокожими, желтокожими, с перьями в волосах, с кольцами в носу, с подточенными зубами, с пенисами, упрятанными в длинные бамбуковыми трубки, - но людьми! Представителями одного с ними вида Homo Sapiens. Конечно, представители разных рас отличались друг от друга многими аспектами поведения (так, неприемлемое для европейцев людоедство было для полинезийцев или южноамериканских индейцев нормой; впрочем, не углубляясь в дебри Амазонии, приведу в качестве примера хотя бы болгар: у нас кивок означает "да", а у болгар - "нет"), но, с другой стороны, колокольчик - он и в Африке колокольчик. Другое дело космонавты будущего. Им придется иметь дело с самыми разнообразными формами разумных существ, как гуманоидных (то есть человекоподобных) так и негуманоидных. А вот здесь неизбежна путаница и всевозможные недоразумения. Даже у человекообразных инопланетян может быть иной, нежели у человека, метаболизм (Громозека, археолог с далекой планеты, известный нам хотя бы по мультику "Тайна Третьей планеты", никогда не пил земного чая - для него это был страшный яд). Что же тогда сказать о нравах и вкусах мыслящей плесени или разумных ракообразных? Разница между нами и ними будет просто огромной! Вообще-то эта тема для серьезного разговора, но я хотел бы привести пример юмористический. В одном из рассказов американского фантаста Уильяма Тенна космонавт-землянин, убивающий время на космодроме где- то в далекой галактике, встречает разумное амебообразное существо. Существо предлагает землянину купить порнографический журнал. Землянин чуть было не покупает, но, пролистав, отшвыривает в сторону: журнал полон фотографиями делящихся амеб... Ну да, с точки зрения разумных амеб клеточное деление и есть самая настоящая порнография! Но не с точки зрения человека... Хотя со временем, думаю, земляне сумеют найти общий язык и с разумными амебами, и с разумными креветками, обитателями далеких планет. Нужно лишь время. А недоразумения - они были и в прошлые века, у нас, на Земле. Европейские моряки всучивали голым дикарям дешевые ткани, бусы и зеркальца, а взамен получали золото, алмазы и пряности. При этом европейцы втихаря посмеивались над дикарями (вот, мол, дураки, отдают сокровища за такую безделицу!), а дикари - над европейцами (вот, мол, дураки, дают такие ценные и красивые вещи за ненужные камни, валяющиеся под ногами, и за траву, растущую в джунглях!). Все на свете относительно, все зависит от точки отсчета, как учил нас мудрый дедушка Эйнштейн (который тоже кое-что понимал в Космосе)... Что? Ах, вы спрашиваете, что такое "лунная радуга"? Есть, есть такой редкий природный феномен, вызываемый, как и при солнечной радуге, дифракцией света в каплях дождя. Лунная радуга бывает лишь при полной Луне и выглядит как дуга белого цвета... Ведущий рубрики Александр ХАКИМОВ |