Мальчишки мечтают о кладах. Взрослые иронизируют над кладоискателями. Герои комедии Джона Бойнтона Пристли находят сокровище. Ситуация, которая служит финалом большинства произведений приключенческой литературы и кинематографа, в сатирической комедии «Сокровище» становится исходной, служит завязкой, первотолчком в развитии сюжета.
Пьеса «Сокровище» была написана Пристли в 1953 году, но проблемы, в ней трактуемые, не потеряли своей актуальности и сегодня. Экранная версия пьесы носит многозначительное название — «Бешеное золото», режиссер С. Самсонов стремится с самого начала подчеркнуть обличительный, критический характер своего фильма.
Итак, сокровища найдены, за скобками остались трудности и приключения поисков. Наконец, казалось бы, можно вздохнуть с облегчением, спокойно помечтать о дальнейшей обеспеченной и благополучной жизни. Открываются бутылки с шампанским, звучат торжественные признания и тосты: искренние, милые, доброжелательные люди скромно отмечают час своего торжества. Но мир и благополучие мнимы. Достаточно маленькой заминки — Роберта Крой потребует своей доли, пяти процентов из общей суммы,— чтобы ситуация резко изменилась. Никто не желает расставаться с деньгами, каждый готов пойти на любое преступление — обман, воровство, даже убийство, чтобы заполучить уже не только свою часть, но и чужую.
Отвергая распространенное мнение, фильм утверждает: не так уж и трудно найти сокровище, куда труднее его уберечь! Сорваны маски, персонажи демонстрируют свое подлинное нутро. «Милая кормилица», славная, добрая миссис Парсонс оказывается холодной и жестокой злодейкой. Роберта Крой — «наш верный молодой друг» — умной и расчетливой авантюристкой, Берт Симеон — «наш общий любимец» — преступником, Ивонна — «очаровательная и отзывчивая душа» — интриганкой, «храбрый и мужественный капитан Дадли Траут» — лжецом и проходимцем, «мрачный, но добрый и честный» Джо Парсонс — молчаливым мерзавцем, а что уж говорить об инициаторах экспедиции сэре Ратленде Джильберте и Горации Логане . Правда, мне кажется, что стремясь провести социально-психологическое исследование, режиссер несколько замедляет ритм, вводит многозначительные детали, форсирует акценты: пафос подменяет иронию, столь свойственную почерку драматурга. Несмотря на это, фильм с интересным актерским ансамблем, увлекательной интригой несомненно найдет своего зрителя.
Нежданная развязка заслужена персонажами: торжествует сильнейший. Финал — последний разоблачительный штрих этой не слишком веселой комедии, рассказывающей о губительной и растлевающей силе золота.
Ирина Шилова
«Спутник кинозрителя», февраль 1977 года
|