«Арена», реж. С. Самсонов. «Мосфильм», 1966

Первой самостоятельной работой в кино стала работа над фильмом “Арена” (1966) режиссера С.Самсонова. Помимо сочинения музыки Э.Артемьев исполнил роль тапера, аккомпанировавшего цирковому представлению. Композитору тогда хотелось блеснуть всем объемом знаний, которые он получил в Московской консерватории, и Э.Артемьев принес режиссеру академическую музыку для большого симфонического оркестра, совершенно неприемлемую для кино. Самсонов заставил его переделывать все до тех пор, пока Артемьев не написал простые, запоминающиеся мелодии демократического характера. Дебют оказался непростым, он стал первым экзаменом, который помог понять особый, своеобразный мир кино. Со временем композитор прижился на “Мосфильме”, его стали все чаще приглашать для работы в кинематографе.

...И кино - тоже счастливый случай. Вдвойне счастливый: благодаря ему я не бросил сочинять. Сам я совершенно не умею добиваться исполнения своих произведении. Ну, и меня не исполняли. Если бы все так и шло дальше, я занимался бы только электроникой, но потерял бы для себя акустическую музыку. Помог мой учитель Николай Николаевич Сидельников, представив меня выдающемуся в свое время миму, актеру Румневу Александру Александровичу. Он был единственным во ВГИКе преподавателем класса пантомимы. В 1960 году он организовал свой театр пантомимы, и для него я писал маленькие пьесы. Там познакомился с артистом Александром Орловым, впоследствии режиссером, с которым я много работал. Он привел меня в кино к режиссеру Самсону Самсонову. И я написал впервые музыку к фильму - к "Арене"... (ГАЛИНА ДРУБАЧЕВСКАЯ: "ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ: УБЕЖДЕН, БУДЕТ ТВОРЧЕСКИЙ ВЗРЫВ" // "Музыкальная Академия" N2, 1993)

"Э. А.: У меня началось все с Мосфильма. Там снимали картину на тему цирка. Я тогда пришёл на пробы (меня привёл друг, снимавшийся в этом фильме). Мне просто хотелось подзаработать, сыграв роль пианиста-тапёра. Это было в 1964 году. Режиссёру я сказал, что закончил консерваторию, и услышал в ответ: «Вы попробуйте что-нибудь написать, но я вам ничего не обещаю». Видимо, ему было просто любопытно. Он давал мне задания, а я писал. Потом я узнал, что режиссёр пошёл в музыкальную редакцию и объявил там, что «этот молодой человек будет работать над музыкой». В редакции, конечно, стали возражать – может быть, кто-то не знает, но в то время очень сложно было попасть в киномир. Но режиссёр – он ведь диктатор, если сказал, так и будет. Вот таким образом я попал в кино, да ещё и снялся там! Это фильм «Арена» режиссёра Самсона Самсонова, с которым у нас было впоследствии ещё 2 фильма – «Каждый вечер в 11» и «Торговка и поэт»..."
Режиссер: Самсон Самсонов
Сценаристы: Владимир Капитановский, Самсон Самсонов
Операторы: Николай Большаков, Михаил Суслов
Композитор: Эдуард Артемьев
Художники: Борис Бланк, Владимир Камский
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год выпуска: 1967
Премьера: 30 августа 1967
Актеры: Маргарита Володина, Адольф Дымша, Валентинс Скулме, Глеб Стриженов, Казимир Забулионис, Янис Мелдерис, Петр Квасков, Валентина Серова, Олег Попов, Алла Будницкая, Владимир Грамматиков, Александр Орлов, Игорь Ясулович, Юрий Гусев, Эдуард Артемьев, Кира Смирнова
Жанр: военный фильм, исторический фильм
По сути, эта лента — размышление о состоянии духовной несвободы в условиях жёсткого тоталитарного прессинга. В основе фильма действительные события: в одном из цирков оккупированной Европы фашистские власти решили собрать из концлагерей артистов разных стран, а позже интернациональный цирковой коллектив успешно оказал сопротивление фашистам.

Фрагмент фильма "Арена", в котором Эдуард Артемьев играет эпизодическую роль пианиста: