Ровно 30 лет назад на советские киноэкраны вышел фильм Андрея Тарковского "Сталкер". Лента была создана по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Благодаря ей Тарковский был признан киноклассиком, наряду с Феллини и Куросавой. Зритель увидел философское и захватывающе кино - самого "несоветского" режиссера своего поколения. О создателе "Сталкера" и его творении - Лариса Задорожная. Он пробирается по заброшенным подземным лабиринтам. Обычному человеку здесь - страшно. Ему - нет. Его называют диггером или сталкером. Индустриальный экстрим - это уже смысл жизни. На стенах он оставляет память о себе и о фильме, который повлиял на его жизнь. Денис Ремажевский, сталкер: - На способ жизни, на увлечение не только у меня у многих поменяло. Как минимум, оттуда взято одно из самых правил диггерства - оставь после себя все так, как было до тебя. Если у фильма, как у человека, есть судьба, то у "Сталкера" она оказалась непростой. Но история о том, как Писатель и Профессор под руководством Сталкера отправились в Зону искать Комнату желаний, стала классикой мирового кино. Ее полюбил зритель. Лариса Задорожная, корреспондент: - Я готовился к этому фильму всю жизнь, а снял за два года. Говорил о своем "Сталкере" Андрей Тарковский. Правда, чтобы его увидел зритель, понадобился еще целый год. Чиновники от кинематографа не спешили выпускать Сталкера в широкий кинопрокат. Проблемы начались еще при подготовке сценария. Авторы - братья Стругацкие - переписывали его 9 раз. Перечеркивать пришлось и Эдуарду Артемьеву. Свои ноты. Для него ни одна картина не давалась так сложно, как эта. Артемьеву пришлось читать трактаты о дцзэн-буддизме, слушать разные индийские и рыцарские мелодий. Эдуард Артемьев, композитор: - Он поставил мне задачу неразрешимую. Мне нужно чтобы зритель почувствовал в кадре ничего не изменилось. Но что-то изменилось. Когда сняли все сцены фильма, вдруг оказалось: испорчена пленка. Картину пришлось снимать заново. Съемочная группа рассорилась. Тарковский поменял оператора. Премьера "Сталкера" прошла только в трех московских кинотеатрах. Но ажиотаж был настолько велик, что публика раскупила билеты на несколько недель вперед. Марина Тарковская, сестра Андрея Тарковского: - Андрей говорил, что снял лучший свой фильм. Когда он показал Сталкера отцу, то он сказал - этот фильм стоит посмотреть. А мнение отца было для него значительным. После окончания съемок, которые проходили в Эстонии, выяснилось: почти у всей группы начались проблемы со здоровьем. Эдуард Артемьев, композитор: - Там они были на химическом заводе. Рак легких получили и он, и Солоницын. Сильно подхватили. Когда Тарковский уедет из России на Запад, он скажет: "Я не могу жить там, но и здесь - не могу". То есть - получается, нигде. В чем-то он похож на своих киношных героев. Тарковский умел жить только в стране под названием "искусство". Лариса Задорожная, Татьяна Доценко, Олег Невядомский "Подробности", Московское бюро телеканала "Интер"
|
Новости >