В рок-опере «Преступление и наказание» Раскольников превратился в рок-звезду, старуха-процентщица — в ларечницу с Сенной площади, а все действие переместилось в неназванные времена, в которых угадываются то девяностые, то нулевые, а то и наши дни. ![]() История у этого проекта почти такая же длинная, как у мультфильма Норштейна «Шинель». Она тянется больше тридцати лет, поэтому объективно оценивать его сложно. Идея поставить рок-оперу по роману Достоевского «Преступление и наказание» возникла у режиссера Андрея Кончаловского еще в 1979 году. Вместе в Марком Розовским (автором сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера») и Юрием Ряшенцевым (автором всех текстов песен в этом фильме) он сочинил либретто рок-оперы. Композитор Эдуард Артемьев получил задачу написать к нему музыку. А дальше все рассыпалось. Кончаловский уехал в Америку на десять лет, проект завис на неопределенное время, но работа над ним не прекращалась. В 2007 году вышел диск с оперой Артемьева «Преступление и наказание», спустя два года он прозвучал по радио «Орфей» и собрал хорошие отзывы. Но постановка так и не была начата. Когда Кончаловский наконец к ней приступил, те молодые люди, для которых она когда-то задумывалась, стали пенсионерами. «И нам пришлось думать, как сделать спектакль для нового поколения», — объяснил режиссер в одном из своих выступлений накануне премьеры. ![]() Новое поколение, как правило, романа Достоевского не знает, и постановка по Кончаловскому должна была восполнить этот пробел. Отчасти ей это удалось — томик «Преступления и наказания» продается в фойе в антракте и уходит на «ура». Сюжет романа, осложненный боковыми линиями и второстепенными персонажами, которые сами по себе тянут на отдельный спектакль, здесь спрямлен до любовной истории — не совсем простой, конечно, с убийством, но какая же любовная история без насильственной смерти? Топор-убийца сначала висит в воздухе, подсвеченный, как деревья на московских бульварах, а потом обрушивается на голову старухи-процентщицы. В спектакле она превращена в бандершу, которая скупает краденое, дает деньги под залог паспорта, да и на счетчик может поставить ![]() Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссер хотел сделать Родиона Романовича более жестким. На фоне ежедневных новостей о захватах городов, бомбежках и терактах убийство старушки уже не производит нужного впечатления, поэтому Раскольников здесь - не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф», а на стене висит плакат «Ленин-гриб», привет из девяностых. ![]() Сенная площадь, на которой происходит большая часть событий, в первой части спектакля выглядит как в те годы, на которые указывает плакат — бомжи, проститутки, уличные певцы. Когда на ней появляется спецназ с дубинками и пластиковыми щитами, становится понятно, что действие переместилось в более близкое к нам время. По замыслу режиссера, Сенная символизирует Россию. Когда-то при Некрасове и Достоевском тут били кнутом крестьянку молодую, а сейчас хлещут лошадь, которая никак не может сдвинуть с места тяжелый воз с запрыгнувшим на него народом. ![]() ![]() |
Новости >