Новости‎ > ‎

Почему «Преступление и наказание» Кончаловского не трогает


20160319_bogomaz.ru__DSC7029_www (1)



Почему «Преступление и наказание» Кончаловского не трогает



21 января 2017, 21:10

Андрей Кончаловский задумал постановку по «Преступлению и наказанию» еще 35 назад, и премьера наконец состоялась весной 2016, в год 

150-летия со дня написания романа. Создатели перенесли зрителей во время, напоминающее 90-е, и посмотрели на проблемы, поднятые 

Достоевским, под другим углом. Реакция аудитории на рок-оперу была неоднозначной: одни восхищались оригинальностью идеи, другие 

недоумевали над ее воплощением, третьи остались равнодушными. 20 января состоялась премьера второго сезона «Преступления и 

наказания», на которой побывал и «365».


20160318_bogomaz.ru__DSC4541_www


Почитатели романа могут возмутиться увиденным. Если вы допускаете экспериментальную интерпретацию классических произведений, то, вероятно, 

ограничитесь недоуменным взмахом бровей. Однако «Преступление и наказание» Андрея Кончаловского и Эдуарда Артемьева понравится 

поклонникам мюзиклов и мелодрам. Разберемся, почему.


20160319_bogomaz.ru__DSC7618_www


Сюжет оригинальной истории сильно переработан и упрощен, однако многие основополагающие моменты сохранены: Раскольников по-прежнему 

студент, Соня Мармеладова занимается проституцией, Мармеладов утопает в запоях, Свидригайлов кладет глаз на молодых девушек, старуха-

процентщица не дает покоя Раскольникову своей никчемностью и вредностью, а Порфирий Петрович просто есть. Да, от невозмутимого, ловкого, 

умного следователя осталось только имя. Как, в целом, и ото всех героев оригинального произведения. Но персонажей по-подробнее мы рассмотрим 

чуть позже, остановимся на сюжете. Постановка состоит из двух актов, и в первом из которых зрителю представляют долгую экспозицию. Симпатичные 

музыкально-танцевальные номера знакомят аудиторию с действующими героями и эпохой, в которой разворачивается действие. Временные рамки в 

рок-опере размыты. В афишах было заявлено, что создатели перенесли персонажей в 90-е, 

однако в реальности время определить трудно. На сцене появляются и крестьяне в рубахах-размахайках, мелькают портреты Ленина (с шапкой из 

гриба?) и Че Гевары, танцуют проститутки в кислотных лосинах, держатся за руки девушки, напоминающие дуэт «Тату», размахивают дубинками 

сотрудники ОМОНа.


20160320_bogomaz.ru__DSC0882_www


Признаться, это выглядит интересно, но, вопрос в том, работает ли это? Нет. Авторы хотели показать вечность идей, изложенных Достоевским в 

романе, и получилось у них ярко, задорно, но пусто. Действие воспринимать не иначе, как шоу, не выходит. И одна из главных проблем этой постановки

— мотивация героев. В интерпретации Кончаловского герои осовременились, но перестали вызывать сочувствие. Кто-то не согласится, сказав, что 

новые Раскольников и Соня будут ближе молодой аудитории, и это привлечет ее к оригинальному «Преступлению и наказанию». Возможно, в этом 

есть смысл, но с упрощением героев упростились и их отношения. Идея самопожертвования и смирения вовсе опускается. Между Родионом и Соней 

не чувствуется напряжение, и создается впечатление, что их связывает только каноничная история.  Их взаимодействие будто случайно, и от этого 

отношения между ними кажутся натянутыми и неестественными. Второстепенные персонажи также невзрачны. Порфирий Петрович предстал 

жеманным и игривым, напоминающий манерами Мориарти из «Шерлока». Он будто и не участвует в расследовании убийства. Свидригайлов пролетел 

в истории ярким фейерверком из роз (кто посмотрел, тот поймет), и его роль в рок-опере оставила много вопросов. 

Старуха-процентщица не отталкивает, хотя должна, поэтому мотивы ее убийства тоже вызывают сомнения.


20160319_bogomaz.ru__DSC7964_www


Но музыкальная составляющая в рок-опере на высоте. Композиции гармонично подчеркивали атмосферу Петербурга, представленного в разных 

эпохах. Эдуард Артемьев и Андрей Кончаловский работали над музыкой 35 лет, и в итоге зрители услышали смесь из рока, фолка, оперы и даже рэпа. 


Декорации и эффекты выглядят дорого. Видно, что над их созданием трудились несколько лет десятки людей. Здесь и сложные 

проекции, и иллюминация.


20160320_bogomaz.ru__DSC8782_www


Спектакль мог бы быть лучше, если бы авторы более тщательно проработали идею. Они могли бы показать страх и неопределенность, настроения, 

присущие обществу в 90е, и этим мотивировать озабоченность Раскольникова. Они могли бы усилить детективную сторону сюжета, вовлекая в 

действие больше персонажей. В повествовании был намек на сильную социальную драму, но, увы, эта линия так и не продолжилась.


20160320_bogomaz.ru__DSC9960_www


Рок-опера «Преступление и наказание» — это интересное зрелище вечером в пятницу. Его нескучно смотреть как хорошее шоу, если забыть, что 

перед глазами современная интерпретация Достоевского.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой.

Текст: Кристина Бесстрашнова
Comments