Новости‎ > ‎

Лучшие композиторы России. Эдуард Артемьев.

Михаил  Щеблыкин


Михаил Щеблыкин.



Лучшие композиторы России. Эдуард Артемьев

Биография

Родился в Новосибирске в московской семье, которая была здесь проездом. Отец Эдуарда работал в разных городах страны. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в столицу к своему дяде, хоровому дирижеру, профессору Московской консерватории Николаю Демьянову.

Первая любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора еще в детстве, когда он слушал в исполнении его дяди поздние опусы Александра Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини ...

Сочинять музыку юноша начал в стенах Московского хорового училища, где он обучался под руководством Мераба Парцхаладзе, организовавшего факультативный курс композиции. В 1955 году он стал выпускником этого училища, которое сейчас носит название "Академия хорового искусства имени В.С. Попова".

А спустя пять лет Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (класс Юрия Шапорина и Николая Сидельникова).

Электронная музыка

Переломным моментом в судьбе музыканта стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (названный так в честь Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественном музыкальном искусстве родилось новое направление – электронная музыка.

В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев трудился в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся изучением истории и теории, написав "Заметки об электронной музыке".

В 1966 году был сотрудником первой в стране студии по созданию электронной музыки и представил миру свое произведение под названием "Мозаика", которое по достоинству оценили на различных музыкальных фестивалях Европы.

Сочинения Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В это время им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом", симфоническая сюита "Хороводы", сюита для женского хора и оркестра "Лубки", кантата "Вольные песни", одночастный концерт для альта, музыка к пантомиме "За мертвыми душами".

В его ранних электронных композициях, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы: "В космосе", "Звездный ноктюрн", "Этюд".

"Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств" Артемьев осуществил в композиции "12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр". По уникальности технического замысла она отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.

В 1970-1980-е годы Эдуард Артемьев написал симфонию "Семь врат в мир Сатори" для скрипки, рок-группы и электронной фонограммы; рок-композицию "Мираж"; поэму для рок-ансамбля "Человек у огня"; кантату "Ритуал" ("Ода доброму вестнику") на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве; вокально-инструментальный цикл "Тепло земли"; три поэмы для сопрано и синтезатора – "Белый голубь", "Видение" и "Лето"; симфонию "Пилигримы".

Его сочинения звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.

А композиция Артемьева "Три взгляда на революцию", написанная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже в 1989 году.

Кроме того, талантливый композитор создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов "Электроника" в Москве и "Советская космическая техника" в Лондоне, которые были отмечены медалями.

"Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, - писала газета "Diario de Lisboa" об Артемьеве. - Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии".

В 1990 году российская компания "Электрошок Рекордз" выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе. Она названа "Музыкальные приношения" и посвящена памяти Евгения Мурзина (в нее, в том числе, вошли "Мозаика" и "12 взглядов на мир звука" Артемьева).

Кино

В начале 1960-х годов электронными опытами Эдуарда Артемьева заинтересовались кинематографисты. Его музыкальные эффекты, подчеркнутые "неземным" звучанием, сначала использовались в кинолентах о космосе. Первой картиной композитора стал фантастический фильм "Мечте навстречу" Михаила Карюкова и Отара Коберидзе.

Вскоре его пригласил на съемочную площадку режиссер Самсон Самсонов. Предполагалось, что Артемьев исполнит эпизодическую роль, но в итоге он стал автором саундтреков картины "Арена", в центре сюжета которой оказался цирк в оккупации.

С тех пор кинематограф прочно вошел в жизнь музыканта, став для него, по его собственному признанию, "прекрасной лабораторией для разнообразных творческих экспериментов". Эдуард Артемьев - один из первых отечественных композиторов, начавших широко применять электронное звучание в кинофильмах.

Андрей Тарковский

Андрей Тарковский также по достоинству оценил новизну звуков в исполнении Артемьева и предложил ему сотрудничество. Так в фильмографии музыканта появились проекты "Солярис", "Сталкер", "Зеркало".

Эдуард Артемьев о работе с Тарковским над фильмом "Солярис": "Когда мы встретились с Андреем Тарковским во время нашей первой совместной работой над "Солярисом", то он мне сказал следующую замечательную фразу: "В принципе, мне композитор не нужен"… Я насторожился. И отвечаю ему: "А что тебе нужно-то?" - "Мне нужен твой композиторский слух. Вот чтоб ты мне шумы организовал. Понимаешь, эта картина, в принципе, - прощание с Землей. Человек уезжает, улетает навсегда. Улетает на тот свет буквально, потому что он никогда этих людей больше не увидит. Мне важно, когда он прощается с Землей, шуршание травы, природа, топот копыт, движение машин, то есть то, что его окружает. Эти звуки надо как-то организовывать, чтобы там чувствовалась воля человека".

Работа над "Солярисом" знаменательна еще и тем, что к этому фильму Артемьевым была создана первая электронная партитура - одна из немногих сохранившихся партитур ранней отечественной электронной музыки.

Никита Михалков

Эдуард Артемьев является любимым композитором и давним другом кинематографиста Никиты Михалкова. Без его музыки не обошлись: "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Несколько дней из жизни Обломова", "Родня""Урга: Территория любви", "Утомленные солнцем""Сибирский цирюльник", "Мама". Одна из последних работ - "Солнечный удар" по одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина "Окаянные дни". Картина получила премию "Золотой орел-2015" в номинации "Лучший фильм".

О сотрудничестве с Михалковым: "С Никитой мне очень легко работать. Потому что его энергетика настолько мощная, что он невольно передает себя не словами, а путем какой-то инфлюэнцы своих чувств, просто внедряя их в окружающих. Это на валовом каком-то уровне. И я их ощущаю и понимаю…

Работа с ним меня никогда не утомляла. Да и творческих разногласий не возникало. Мне очень близок его фильм "Раба любви". Он связан с моими семейными драмами. Во время работы над ним моих жену и сына на остановке сбила машина. Сыну тогда семь лет было. К счастью, они выжили".

Андрей Кончаловский

Сотрудничество композитора с режиссером Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде", продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке", а также на студиях Голливуда в фильмах "Гомер и Эдди", "Ближний круг", мини сериале "Одиссей", в картинах "Дом дураков", "Глянец", "Щелкунчик и Крысиный король 3D".

"С Андреем Кончаловским работать сложно, потому что он сам музыкант. Он внедряется в партитуру, что мне не нравится. Но, в конце концов, нам удается найти общий язык. Я сначала отказывался работать над его фильмом "Щелкунчик и Крысиный король" - не хотел тратить свое время на чужую музыку. Ведь продюсеры хотели сэкономить - сделать упор на музыку Чайковского. В итоге темы Чайковского остались, но мы сделали для них обработку. Кстати, для англоязычной версии слова писал автор текстов к опере "Иисус Христос - суперзвезда" Тим Райс".

Новый проект Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" продолжает серию работ о русской глубинке. В каждой деревне – свои судьбы, свои истории, свои традиции. Понять систему ценностей этих людей, научиться у них ответственности за то, что ты делаешь, – ради этого режиссер и задумал фильм, в котором звучит музыка Эдуарда Артемьева.

Композитор также работал со многими известными российскими режиссерами, среди которых: Вадим Абдрашитов, Денис Евстигнеев, Александр Прошкин, Александр Фокин, Павел Чухрай, Карен Шахназаров.

"Артемьев великолепно чувствует экран, - отмечает Вадим Абдрашитов, с которым музыкант сотрудничал в фильмах "Охота на лис" и "Остановился поезд", - он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра".

Эдуард Николаевич – автор музыки к популярным детективам: "Чисто английское убийство""Сыщик""ТАСС уполномочен заявить", "Соучастие в убийстве", "Визит к Минотавру", "Вход в лабиринт""Палач""Гений".

В 2012 году Артемьев написал музыку к спортивной картине "Легенда N17", посвященной прославленному хоккеисту Валерию Харламову, а в 2016-м - к военно-исторической мелодраме "Герой". Всего на счету композитора около 200 саундтреков к кинофильмам.

Пластинки и компакт-диски

Большой популярностью пользовались пластинки с записью киномузыки Эдуарда Артемьева, в частности, диск-альбомы "Картины-настроения" и "Картины-настроения. II", куда вошли фрагменты нескольких киноработ, компакт-диск "Территория любви" с музыкой к фильмам Никиты Михалкова.

Сочинения Артемьева вызвали большой интерес и за рубежом. Во Франции была выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной для сериала Андрея Кончаловского "Сибириада", компакт-диски к картинам Михалкова "Урга" и "Утомленные солнцем", а в США - "Ближний круг" с музыкой к кинолентам Кончаловского.

В Голландии в 1990 году выпущен в свет компакт-диск с большим циклом пьес, созданным по мотивам музыки к фильмам Андрея Тарковского, куда вошла также композиция "Посвящение А. Тарковскому", специально написанная для этого случая.

В 2000 году французская компания "Musea" переиздала на компакт-диске по лицензии российской компании "Мелодия" вокально-инструментальную композицию "Тепло земли" на стихи Юрия Рытхэу.

Театр

Эдуард Артемьев является автором музыки более чем к 30-ти театральным постановкам. Среди них: "Идиот" и "Статья", поставленным в Центральном академическом театре Российской армии; "Кресло" и "Платонов" – в Театре под руководством Табакова; "Приключения капитана Батса" – в Рязанском детском театре; "Преступление и наказание" – в Санкт-Петербургском театре современной оперы.

Эдуард Николаевич принял участие в спектакле "Гамлет", постановку которого Андрей Тарковский осуществил в 1970-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне Московский государственный театр "Ленком").

В 2000 году композитор завершил работу над оперой "Преступление и наказание" по одноименному роману Федора Достоевского (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году. Поставлена театральной компанией АНО "Театр мюзикла". "Получилась полистилистика. Раскольников - это как бы рок-музыкант с его энергетикой, мятущейся душой, резким характером. А вот Свидригайлов дан в эстрадной стилистике. Это для меня две стороны одного героя. И все положено на большой состав симфонического оркестра. Есть элементы народной музыки: на Сенной площади гармошки играют...", - поясняет Артемьев.

Среди зарубежных проектов можно выделить: "Механическое пианино" в Teatro di Roma и "Чайка" в парижском театре "Одеон".

Преподавание

С 1964 по 1985 год Эдуард Артемьев работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.

Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы.

Личная жизнь

Эдуард Артемьев женат. Его супруга Изольда Артемьева – музыкант, преподавала в училище (ныне Академический музыкальный колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

Сын Артемий – медиа-художник, композитор, работающий в жанре электронной, электроакустической и экспериментальной музыки.

У композитора двое внуков – Артемий и Екатерина.

Артемьев утверждает, что главное в браке – выдержать первые 30 лет: "У нас возникают всякие напряжения, но нам вместе удобно. За столько лет вместе уже выработалась система привычек, мы прекрасно друг друга знаем. Главное – выдержать первые 30 лет. Важно соблюдать христианские постулаты. Причем терпение – одна из главных добродетелей. Очень важно все время об этом помнить, хотя… Хотя, конечно, срываешься и не терпишь...".

Интервью

О музыке

"Для меня самое сильное "оружие" музыки - ее эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать", - считает композитор.

"Киномузыка - это передача ощущения, настроения эпизода. Причем эпизода целиком, без каких либо подробностей. Бывает, что здесь нужен какой-то акцент. Так была написана "Раба любви" и все остальные фильмы с Михалковым. Это общее чувство того, что переживает героиня в этот конкретный момент или что происходит в целом на экране".

"…мне интересно быть с самим собой. Конечно, был период, когда я мог слушать музыку - в начале 70-х годов, тогда открыл для себя рок. Отличные группы появились - Pink Floyd, Genesis, Yes, Electric Light Orchestra… Величайшие коллективы, которые совершили подлинную революцию в музыке. Это было самое серьезное потрясение в моей жизни! С тех пор у меня осталась шикарная библиотека из кассет, которые я действительно слушал. Но со временем коммерция всех, как говорится, скушала. На этом музыка закончилась, все ушло в поп. Не могу сказать, что поп-музыка плоха, она - не в числе моих интересов. Иногда мне нравится то, что играют мой сын и его друзья. Слушаю, прислушиваюсь… Я всегда учился на слух. Это уже потом разбирал музыку по нотам. Но для меня было важно первое звуковое ощущение".

О Голливуде

"В Голливуд я попал в 51 год по приглашению Андрея Кончаловского. Но его рекомендаций было недостаточно. Мне дали пробное задание, только потом взяли. Американская индустрия кино - это отлаженный механизм. Если ты нарушаешь установленные порядки, то тебя выгоняют, халтуры там не прощают. При этом тебе даются все условия для работы. У меня был водитель, обеды в ресторане. Мне только нужно было писать музыку.

Ну и с США я работу не прервал. Два года назад работал над фильмом "Москва 2017", в зарубежном прокате фильм назывался "Брендинг". Картина провалилась и здесь, и в США. Но своей работой я доволен".

О Лос-Анджелесе

"Лос-Анджелес для меня - самое комфорт­ное место, потому что там вечное лето. Город фантастический: сплошные виллы, апельсины, лимоны, бриз с океана. Для меня это лучшее место на Земле, потому что зиму я ненавижу. До семи лет я жил в условиях холода. Отца по службе направляли то в Новосибирск, то в Архангельск. Мне зимы на всю жизнь хватило".

Интересные факты

  • В композиции Resurrection группы ППК обработанная музыкальная тема Артемьева к фильму "Сибириада" дебютировала на 3-м месте в британских чартах синглов в 2002 году. Эта же тема из композиции "Поход" ("Смерть героя") была использована 7 февраля 2014 года на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи.
  • Другая мелодия Артемьева — основная тема из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" — в аранжировке Игоря Матвиенко прозвучала на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи. Тогда же была использована и музыка Артемьева из фильма "Сталкер".
  • Поэт Николай Зиновьев написал стихи на одну из музыкальных тем Артемьева к фильму "Родня", и в результате получилась песня "Полет на дельтаплане", которая стала широко известна в исполнении Валерия Леонтьева. Зиновьев является автором также как минимум трех песен на музыку Артемьева, одну из которых ("Ностальгия") исполнил Игорь Тальков.
  • Является экспертом международного экспертного совета Виртуального продюсерского центра "Record v 2.0".
Comments