Новости‎ > ‎

КУЛЬТУРА В Большом театре раскрыли тайну происхождения Щелкунчика


В Большом театре раскрыли тайну происхождения Щелкунчика

Видео YouTube


ФОТО : «Мир24» / Елена Карташова, 

В Большом театре состоялась премьера балета «Кракатук» – о Щелкунчике. Это история о том, как принц превратился в деревянную куклу, сообщает корреспондент «МИР 24» Надежда Базюкевич.

Зимние праздники позади, но украшения с новогодних елей еще не сняли. Значит, сказке еще не конец. В Большом театре представили новый балет Наталии Касаткиной и Владимира Василева «Кракатук». Собственного здания у московского Театра классического балета нет. Труппа гастролирует и выступает на лучших российских и зарубежных площадках. Спектакли Касаткиной и Василева в Большом не впервые.

Кракатук – так называется волшебный орех из сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Это своеобразный символ всего загадочного и неизвестного. Либретто создано по снам Гофмана о Щелкунчике. Это другая история о знакомых с детства героях. «Отличается в первую очередь хореография. Этот спектакль – авторский, где-то перекликающийся. Наталия Дмитриевна хотела, чтобы элементы оставались в этом спектакле», – рассказала народная артистка России Екатерина Березина.

На сцене – предыстория известной сказки. Однажды принц спас принцессу Пирлипат, а сам превратился в куклу. Балет о том, как за одну ночь дети взрослеют. Оркестр играет Петра Чайковского и Эдуарда Артемьева. Композитор создал ее специально для этого спектакля. «Этот композитор – хулиган. Это стиль XXI века, эклектика.И хореография тоже», – отметила народная артистка РСФСР Наталия Касаткина.

Хореография - Касаткиной и Василева. Так указано в программке. Идею постановки супруги обсуждали еще два года назад. Воплотила ее на подмостках Наталия Дмитриевна уже одна. Вместе с артистами обсуждала, как мужские образы представил бы Владимир Юдич.

В роли Дроссельмейера – Николай Чевычелов. Один взмах руками – и сказка начинается. «Есть такой жест у Дроссельмейера, когда он взмахивает рукой и куклы начинают оживать», – сказал заслуженный артист России. «Щелкунчик» - балет о чудесах и волшебстве. «Кракатук» одновременно - и предыстория, и продолжение сказки.

Рождественская сказка на новый лад

20:26 ● 12 января ● 

Культура

Рождественский спектакль закончился по-голливудски: хеппи-эндом

ФОТО: Ирина Хлебникова «Вечерняя Москва»

В минувшие выходные на сцене Большого театра состоялся премьерный показ спектакля московского Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева — «Кракатук» по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Когда-то Наталия Касаткина и Владимир Василев в размышлениях о своей будущей хореографической повести «Кракатук» о взрослении девочки Мари и ее всепоглощающем чувстве первой любви задумали сделать акцент на предыстории превращения прекрасного юноши в деревянного уродца для щелканья орехов. Теперь Касаткина этот замысел воплотила в сценический образ нового балета.

Еще одним новшеством стало участие в постановке вокального ансамбля под управлением Николая Азарова и учащихся балетной студии «АкТер», благодаря которым происходящее порой напоминало детский утренник.

Идея «авторских снов» и «театра в театре» в балетных спектаклях не нова, но в «Кракатуке» она воплощена мастерски, с выдумкой. Это рассказ Дроссельмейера (Николай Чевычелов) о ведьме Мышильде и ее сыне принце Крысике (Виталий Елагин), о волшебном орехе и смелом юноше, племяннике Дроссельмейера, который вместе с игрушечным войском поборол мышиную нечисть, но по воле Мышильды был превращен в щелкунчика, раскалывающего орехи.

После жестокой битвы армии щелкунчиков с мышами и победы добра над злом, после волшебных возвращений героев из колдовских перипетий в реальность, рождественский спектакль закончился по-голливудски: хеппи-эндом и свадебным адажио Мари (Екатерина Березина) и Принца (Алексей Орлов).

«Кракатук» поставлен на музыку Петра Чайковского и Эдуарда Артемьева, известного широкой публике работами к фильмам «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталия Касаткина, народная артистка РСФСР:

— Мы предлагаем предысторию тех событий, которые всем известны по классической версии известного балета. В свое время из гофмановской истории Мариус Петипа выбрал только финальную часть, а занимательная история о том, как Принц стал деревянной куклой-Щелкунчиком, что происходило с девочкой Мари, Принцессой Пирлипат, какие интриги плела Королева Мышей и какую роль сыграл волшебный орех Кракатук, осталась только на страницах книги, не получив своего воплощения в балете.

 Сетевое СМИ «АртМосковия», сайт artmoskovia.ru

Новое прочтение сказки Гофмана показал Театр классического балета в «Кракатуке»

Премьера балета «Кракатук» Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва состоялась на Исторической сцене Большого театра 11 января 2020 года. Спектакль в постановке Наталии Касаткиной представляет собой новую интерпретацию знаменитой сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». «Кракатук» раскрывает тайну происхождения Щелкунчика, его превращения в механическую куклу и счастливого обретения человеческого облика.

В балете Натальи Касаткиной тонко взаимодействуют сказочное и реальное. История про принцессу Пирлипат, принца Щелкунчика и королеву Мышильду, сочиненная часовых дел мастером Дроссельмейером для крестницы Мари, вплетается в сны юной девушки и получает продолжение в ее жизни. Мечтая о любви, Мари в своих грезах становится Пирлипат, воображая племянника Дроссельмейера принцем. Преодолеть все козни, которые чинят Мышильда и ее армия, помогает волшебный орех Кракатук и, конечно, магия часовых дел мастера, соединяющая влюбленных. «Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза», — эта цитата из сказки Гофмана служит ключом ко всему спектаклю.

Расширенная история Щелкунчика потребовала от создателей балета существенных перемен и в традиционном списке главных героев, и в музыке, и в сценографии. Так, основными действующими лицами балета, помимо Дроссельмейера (Николай Чевычелов) и Мари (Екатерина Березина), стали Мышильда (Ирина Довидовская) и ее сын Крысик (Виталий Елагин). Щелкунчиков же в спектакле вообще несколько: Принц-Щелкунчик — ребенок (Филипп Бабогло), Принц-Щелкунчик — подросток (Сергей Кузьмин) и Принц-Щелкунчик — племянник Дроссельмейера (Алексей Орлов), что также обусловлено сюжетом — погружением Мари в детские воспоминания. При этом авторы спектакля, переосмыслив традиционный балет, не изменили классической хореографии. Эффектные ансамблевые танцы чередуются с изысканными дуэтами, трио и соло. Такие сцены, как битва Щелкунчика с Крысиком и финальный дуэт Мари с Принцем, способны подарить настоящее наслаждение искушенным балетоманам.

Создавая музыку к спектаклю «Кракатук», композитор Эдуард Артемьев объединил популярные номера из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» с темами Пятой симфонии и Первого концерта П.И.Чайковского и дополнил их композициями собственного сочинения. Цельность музыкального полотна обеспечили современные аранжировки: Артемьев расцветил музыку русского гения эстрадными ритмами, джазовыми гармониями и вокалом. Кроме того, многие широко известные мелодии получили новую смысловую интерпретацию. Так Китайский и Испанский танцы из балета «Щелкунчик» стали характеристикой мышиной армии, а знаменитый Танец феи Драже превратился в па-де-труа Мари с родителями.

Погрузить зрителей в мистическую атмосферу гофмановской сказки помогли необычные интерактивные декорации, «отзывающиеся» на движения артистов. Благодаря изменениям света рисунок на занавесе на протяжении спектакля неоднократно превращался то в еловые ветви над камином, то в ледяной узор на окне, сквозь который сверкают звезды, то в паутину, окутывающую мышиное царство.

Музыкальное сопровождение на премьере обеспечили Московский симфонический оркестр «Новая классика», уже в течение многих лет сотрудничающий с Театром классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, и вокальный ансамбль «Вокадемика». Помимо артистов труппы в спектакле было задействовано много детей, большинство из которых учатся в балетной студии «АкТер».

Балет произвел большое впечатление на публику, которая долго аплодировала артистам, дирижеру-постановщику Андрею Огиевскому и художественному руководителю театра Наталии Касаткиной, вышедшим после спектакля на сцену.

Фото Андрея СТЕПАНОВ

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru 

Фото Дмитрия Коробейникова

Спектакль в постановке Наталии Касаткиной представляет собой новую интерпретацию знаменитой сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». «Кракатук» раскрывает тайну происхождения Щелкунчика, его превращения в механическую куклу и счастливого обретения человеческого облика.

В балете Натальи Касаткиной тонко взаимодействуют сказочное и реальное. История про принцессу Пирлипат, принца Щелкунчика и королеву Мышильду, сочиненная часовых дел мастером Дроссельмейером для крестницы Мари, вплетается в сны юной девушки и получает продолжение в ее жизни. Мечтая о любви, Мари в своих грезах становится Пирлипат, воображая племянника Дроссельмейера принцем. Преодолеть все козни, которые чинят Мышильда и ее армия, помогает волшебный орех Кракатук и, конечно, магия часовых дел мастера, соединяющая влюбленных. «Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза», — эта цитата из сказки Гофмана служит ключом ко всему спектаклю.

Расширенная история Щелкунчика потребовала от создателей балета существенных перемен и в традиционном списке главных героев, и в музыке, и в сценографии. Так, основными действующими лицами балета, помимо Дроссельмейера (Николай Чевычелов) и Мари (Екатерина Березина), стали Мышильда (Ирина Довидовская) и ее сын Крысик (Виталий Елагин). Щелкунчиков же в спектакле вообще несколько: Принц-Щелкунчик — ребенок (Филипп Бабогло), Принц-Щелкунчик — подросток (Сергей Кузьмин) и Принц-Щелкунчик — племянник Дроссельмейера (Алексей Орлов), что также обусловлено сюжетом — погружением Мари в детские воспоминания. При этом авторы спектакля, переосмыслив традиционный балет, не изменили классической хореографии. Эффектные ансамблевые танцы чередуются с изысканными дуэтами, трио и соло. Такие сцены, как битва Щелкунчика с Крысиком и финальный дуэт Мари с Принцем, способны подарить настоящее наслаждение искушенным балетоманам.

Создавая музыку к спектаклю «Кракатук», композитор Эдуард Артемьев объединил популярные номера из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» с темами Пятой симфонии и Первого концерта П.И.Чайковского и дополнил их композициями собственного сочинения. Цельность музыкального полотна обеспечили современные аранжировки: Артемьев расцветил музыку русского гения эстрадными ритмами, джазовыми гармониями и вокалом. Кроме того, многие широко известные мелодии получили новую смысловую интерпретацию. Так Китайский и Испанский танцы из балета «Щелкунчик» стали характеристикой мышиной армии, а знаменитый Танец феи Драже превратился в па-де-труа Мари с родителями.

Погрузить зрителей в мистическую атмосферу гофмановской сказки помогли необычные интерактивные декорации, «отзывающиеся» на движения артистов. Благодаря изменениям света рисунок на занавесе на протяжении спектакля неоднократно превращался то в еловые ветви над камином, то в ледяной узор на окне, сквозь который сверкают звезды, то в паутину, окутывающую мышиное царство.

Музыкальное сопровождение на премьере обеспечили Московский симфонический оркестр «Новая классика», уже в течение многих лет сотрудничающий с Театром классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, и вокальный ансамбль «Вокадемика». Помимо артистов труппы в спектакле было задействовано много детей, большинство из которых учатся в балетной студии «АкТер».

Балет произвел большое впечатление на публику, которая долго аплодировала артистам, дирижеру-постановщику Андрею Огиевскому и художественному руководителю театра Наталии Касаткиной, вышедшим после спектакля на сцену.

 На сцене Большого театра прошла премьера балета «Кракатук»

На сцене Большого театра прошла премьера балета «Кракатук»На сцене Большого театра прошла премьера балета «Кракатук»

Главный театральный балетный сюжет Рождества и Нового Года — историю Щелкунчика — в Большом театре можно было видеть в двух версиях.

Сначала версия самого Большого — «Щелкунчик» Чайковского в хореографической версии Григоровича. А вчера и сегодня на сцене Большого — «Кракатук» в исполнении труппы Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.

Кракатук — это тот самый волшебный орех, который превратил прекрасного юношу в деревянную куклу. В каком-то смысле «Кракатук» — приквел «Щелкунчика». Различить их как следует смогут, пожалуй, только тонко разбирающиеся в хореографии. Снова зрелище эффектное и всю жизнь так хорошо знакомое.

Наталья Касаткина, чувствует себя в Большом, как дома. На этой сцене танцевала больше двадцати лет. Здесь поставила три балета вместе со своим мужем Владимиром Василевым, который ушел в 2017-м. «Кракатук» делала уже одна, но везде подчеркивает, что это их совместная работа.

«Это было задумано и разработано нами вместе. Заменить Василева невозможно. Но оказалось, что можно восполнить и восполнила вся труппа»,

— говорит художественный руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина.

За кулисами столпотворение мышей и маленьких щелкунчиков. Все они — ученики балетной студии и это их первое выступление на сцене Большого.

А это Дроссельмейер — главный по чудесам, которыми Николай Чевычелов занимается почти двадцать лет. В этот раз у него еще партия белки, которая отвечает за волшебный орех.

«Нужно показать, что белка грызет орех… именно должен разгрызть и тогда произойдет чудо»,

— комментирует заслуженный артист России Николай Чевычелов.

Интерактивные декорации и костюмы сделала Елизавета Дворкина. Композитор Эдуард Артемьев написал партитуру к балету. Такой микс электронной, рок-музыки с фрагментами из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Пятой симфонии Чайковского. Гофманианой композитор болеет давно. Он — автор саундтрека голливудской экранизации «Щелкунчика» Андрея Кончаловского. Но для Наталии Касаткиной этот тандем был не самым легким.

«Мы находили общий язык со Стравинским. Самым трудным был Хачатурян, но труднее Артемьева не было. Мы оказались животными разной породы»,

— призналась Наталия Касаткина.

В «Кракатуке» Наталия Касаткина показала все три части сказки Гофмана. Здесь история превращения Щелкунчика в деревянную куклу. На сцене не один, а 21 Щелкунчик, целая армия Щелкунчиков. Это балет о взрослении. О превращении мальчика в принца. О том, как любовь побеждает зло и колдовство.

«Несмотря на то, что много использовано мелодий, перекликающихся с Чайковским, мы отходим от классической хореографии Вайнонена, не могу сказать, что помня тот «Щелкунчик» мы переносим что-то в этот»,

— отметила народная артистка России Екатерина Березина.

Наталия Касаткина не первая, кто рассказал историю волшебного ореха. Американец Марк Моррис, пересказал Гофмана в 1991-м году в Брюссельском театре. Потом Кристиан Шпук попал под магию Гофмана. И в Мариинском театре шел балет «Волшебный орех». Теперь предыстория Щелкунчика — и в Театре классического балета.

Елена Ворошилова, Новости культуры


История происхождения Щелкунчика ожила перед маленькими и большими зрителями главного театра страны.

ZBmn5f18A0k.jpg

На исторической сцене Большого театра состоялась премьера балета «Кракатук» в постановке театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева.

Кракатук – это название волшебного ореха из сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». С его помощью можно избавиться от злых чар и спасти принцессу Пирлипат.

W-2cgdkBjnc.jpg

«Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза», — это ключевая фраза из сказки к этому спектаклю.

SDaGw2u3mjo.jpgНовый балет рассказывает о том, как Щелкунчик превратился в деревянную куклу, юная Мари (Екатерина Березина) покинула детство и очутилась на пороге юности, а любовь победила зло. В этом спектакле на одной сцене встречаются Печник и Пожарный, Дроссельмейр и семейство Штальбаум, Мышильда и Крысиная армия, а также Щелкунчик со своим войском. 

AxDFmp3orIg.jpg

Один сон Мари сменяется другим, волшебные переплетения сюжетных линий сопровождаются мультимедийной проекцией и музыкой Эдуарда Артемьева, который специально для «Кракатука» сделал собственную аранжировку произведений П. И. Чайковского. На премьере ее исполнил оркестр под руководством дирижёра Андрея Огиевского.

oWth9zDvgbM.jpg

История происхождения Щелкунчика ожила перед маленькими и большими зрителями главного театра страны. Понять, где заканчивается сон и начинается реальность, вы можете, посмотрев этот балет: 2 марта на сцене Государственного Кремлевского Дворца, билеты уже в продаже.

ne9DjYIgr2g.jpg

В статье использованы фотографии Muza So.

Премьера балета “Кракатук” Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва в Большом театреПремьера балета “Кракатук” Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва в Большом театре

К новогодним праздникам этого года Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва подготовился основательно. Вместо новой версии подходящего к случаю и повсеместно идущего классического «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского столичный коллектив подготовил мировую премьеру!

Совершенно новый балет «Кракатук» Эдуарда Артемьева родился в этот раз на Исторической сцене Большого театра России, став своеобразным подарком московским любителям балета к старому Новому году – уникальному российскому празднику.

«Нужен ли еще один «Щелкунчик», если уже есть гениальный балет Чайковского?» – спросит кто-то и от такого вопроса отмахиваться не стоит, он вполне уместен. Но с другой стороны, сказка романтика и мистика Гофмана столь многогранна, глубока и загадочна, что обращаться к ней хочется вновь и вновь, рассказывать каждый раз иначе, по-своему – это нормальное, вполне объяснимая потребность творческих людей.

Наталья Касаткина и Эдуард Артемьев не первые, кто под этот соблазн подпадает – историю волшебного ореха кракатук до них по-своему интерпретировали Марк Моррис и Кристиан Шпук, Сергей Слонимский и Михаил Шемякин.

Артемьев не спорит с Чайковским, но отталкивается от его магии – берет его в союзники и преломляет авторски. Конечно, многое узнается на раз – из того же «Щелкунчика» (который, как ни крути, остается музыкальной основой и нового балета), других великих и не менее популярных балетов Петра Ильича, его же Пятой и Шестой симфоний, первого фортепианного концерта и «Детского альбома».

Но знакомые мелодии звучат необычно, в ином изложении, в невиданной и неожиданной оркестровке: вы словно рассматриваете знакомые шедевры не то через увеличительное стекло, не то через какой-то волшебный кристалл, в котором все преобразуется-искажается причудливо, загадочно, иначе, чем вы к этому привыкли.

К «чайковским» ингредиентам Артемьев добавляет и других – мотивы из «Кармен» и хитовый «Jingle bells», эстрадные советские мелодии, и, конечно же, собственную музыку – получается невероятное варево, колоритное, насыщенное и сложное – как минимум, партитура и само музыкальное переосмысление произведений (прежде всего Чайковского, но также и других авторов) показалось однозначно талантливым и интересным.

Внедрение неакадемических инструментов в оркестровую ткань (гитара, бас-гитара, ударная установка) воспринимается свежо и даже провокативно, особенно в контексте чопорно академического зала Большого.

Хотя внутренне соглашаешься не всегда и не со всем. Второй акт, кажется, удался больше первого, в котором слишком много невнятной лирики, в то время как вторая часть балета более драматична и драматургически стройна. Эстрадные голоса, внедренные композитором в ткань опуса (балет с пением – совсем не новость что в отечественной, что в мировой театральной практике, но до сих пор воспринимается как некая новация и нарушение жанровых границ), скорее разочаровывают, да и воспринимаются в контексте парчовой залы Большого театра дисгармонично.

Обычно эстрадников или поющих драматических актеров композиторы предпочитают академическим вокалистам, когда хотят большей выразительности и более четкого слова – увы, ни того, ни другого в исполнении не наблюдалось. Впрочем, возможно, тому виной не сами артисты (вокальный ансамбль «Вокадемика»), а подзвучка театра (пели, естественно, в микрофоны), которая не слишком приспособлена для таких целей.

Касаткина языком театра и танца рассказывает историю принца – деревянной куклы до того, как его заколдовали. Но «Кракатук» нельзя рассматривать только как своего рода приквел к «Щелкунчику» – задействованы все три части гофмановской сказки, поэтому и хорошо знакомое нам, вполне «щелкунчиковое» с избытком присутствует на сцене.

Прежде всего, новогодне-рождественский антураж, ожидание чуда и праздника, а кроме того – агрессивные серые мыши под водительством королевы Мышильды (Ирина Довидовская) и ее сына Крысика (Виталий Елагин), и шеренга бесстрашных щелкунчиков, отважная и нежная Мари (Екатерина Березина), то превращающаяся в легендарную принцессу Перлипат, то вновь возвращающаяся в реальность, бойкие куклы, веселое семейство Штальбаумов и властный маг Дроссельмейер (Николай Чевычелов).

Главный герой – Принц-Щелкунчик – распадается на трех персонажей: ребенка (Филипп Бабогло), сверстника Мари (Сергей Кузьмин) и взрослого юношу, племянника Дроссельмейера (Алексей Орлов).

Сны Мари перемежаются с реальными событиями, которые, конечно же, реальны весьма условно, ведь все происходящее – добрая старая сказка, хоть и с мистическим окрасом, но со счастливым концом. Хореографический язык балета – классический, узнаваемый, хотя и не Вайнонена – он более пастельный и мягкий, менее экспрессивный и блестящий, танец не самодовлеет, не хочет поразить и обязательно понравиться публике, в нем остается недосказанность, какая-то загадка.

Декорации и костюмы Елизаветы Дворкиной также с секретом: вроде бы они напрямую и отсылают к нашему опыту балетных новогодних шоу, но при этом лишены вызывающей праздничности, а вот эстетической меры и изящества в них – хоть отбавляй. Загадочный темный лес, пронизанный узорами инея, словно то самое волшебное стекло-кристалл, через которое зритель пытливо разглядывает необыкновенный мир танцевальной гофманианы.

Удачно решены костюмы щелкунчиков, позволяющие в мгновение ока превращать деревянных кукол в стройных юношей и обратно, стало быть, творить на сцене чудеса. Ну и, конечно, огромный золотой голографический орех, вращающийся в пространстве и невесомый – эффектный ход, обязательный для сегодняшней детворы, взращенной на компьютерных чудесах.

Невероятно сложную музыкальную эклектику, синтетическое полотно балета, в котором соединены столь разные, если не разнородные компоненты, умело скрепляет маэстро Андрей Огиевский, с неумолимой точностью и четкостью ведущий спектакль. Под его управлением московский симфонический оркестр «Новая классика» звучит уверенно и вдохновенно, не уступая именитым прославленным коллективам столицы, а координация со сценой (что в балете архиважно) оказывается естественной.

Александр Матусевич


Музыкальный обозреватель, публикуется с 2001 года, автор многочисленных материалов (рецензии, интервью, переводы, аналитика) по проблемам оперного театра, вокального и хорового искусства в сетевых изданиях, газетах, журналах, театральных буклетах.

Работал редактором на порталах OperaNews.ru и Belcanto.ru, на радио «Орфей», печатается в газетах «Культура», «Независимая», «Играем с начала», журналах «Музыкальная жизнь», «Музыкальный журнал», «Мастацтва», «Опера+».

В сезоне 2015/2016 – член экспертного совета по музыкальному театру Всероссийского театрального фестиваля и национальной премии «Золотая Маска».

Член жюри региональных театральных фестивалей, лектор семинаров по музыкальному театру в разных городах России.







Comments