В Большом театре раскрыли тайну происхождения Щелкунчика
В Большом театре состоялась премьера балета «Кракатук» – о Щелкунчике. Это история о том, как принц превратился в деревянную куклу, сообщает корреспондент «МИР 24» Надежда Базюкевич. Зимние праздники позади, но украшения с новогодних елей еще не сняли. Значит, сказке еще не конец. В Большом театре представили новый балет Наталии Касаткиной и Владимира Василева «Кракатук». Собственного здания у московского Театра классического балета нет. Труппа гастролирует и выступает на лучших российских и зарубежных площадках. Спектакли Касаткиной и Василева в Большом не впервые. Кракатук – так называется волшебный орех из сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Это своеобразный символ всего загадочного и неизвестного. Либретто создано по снам Гофмана о Щелкунчике. Это другая история о знакомых с детства героях. «Отличается в первую очередь хореография. Этот спектакль – авторский, где-то перекликающийся. Наталия Дмитриевна хотела, чтобы элементы оставались в этом спектакле», – рассказала народная артистка России Екатерина Березина. На сцене – предыстория известной сказки. Однажды принц спас принцессу Пирлипат, а сам превратился в куклу. Балет о том, как за одну ночь дети взрослеют. Оркестр играет Петра Чайковского и Эдуарда Артемьева. Композитор создал ее специально для этого спектакля. «Этот композитор – хулиган. Это стиль XXI века, эклектика.И хореография тоже», – отметила народная артистка РСФСР Наталия Касаткина. Хореография - Касаткиной и Василева. Так указано в программке. Идею постановки супруги обсуждали еще два года назад. Воплотила ее на подмостках Наталия Дмитриевна уже одна. Вместе с артистами обсуждала, как мужские образы представил бы Владимир Юдич. В роли Дроссельмейера – Николай Чевычелов. Один взмах руками – и сказка начинается. «Есть такой жест у Дроссельмейера, когда он взмахивает рукой и куклы начинают оживать», – сказал заслуженный артист России. «Щелкунчик» - балет о чудесах и волшебстве. «Кракатук» одновременно - и предыстория, и продолжение сказки. Рождественская сказка на новый лад20:26 ● 12 января ● Культура![]() Рождественский спектакль закончился по-голливудски: хеппи-эндом ФОТО: Ирина Хлебникова «Вечерняя Москва»В минувшие выходные на сцене Большого театра состоялся премьерный показ спектакля московского Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева — «Кракатук» по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Когда-то Наталия Касаткина и Владимир Василев в размышлениях о своей будущей хореографической повести «Кракатук» о взрослении девочки Мари и ее всепоглощающем чувстве первой любви задумали сделать акцент на предыстории превращения прекрасного юноши в деревянного уродца для щелканья орехов. Теперь Касаткина этот замысел воплотила в сценический образ нового балета. Еще одним новшеством стало участие в постановке вокального ансамбля под управлением Николая Азарова и учащихся балетной студии «АкТер», благодаря которым происходящее порой напоминало детский утренник. Идея «авторских снов» и «театра в театре» в балетных спектаклях не нова, но в «Кракатуке» она воплощена мастерски, с выдумкой. Это рассказ Дроссельмейера (Николай Чевычелов) о ведьме Мышильде и ее сыне принце Крысике (Виталий Елагин), о волшебном орехе и смелом юноше, племяннике Дроссельмейера, который вместе с игрушечным войском поборол мышиную нечисть, но по воле Мышильды был превращен в щелкунчика, раскалывающего орехи. После жестокой битвы армии щелкунчиков с мышами и победы добра над злом, после волшебных возвращений героев из колдовских перипетий в реальность, рождественский спектакль закончился по-голливудски: хеппи-эндом и свадебным адажио Мари (Екатерина Березина) и Принца (Алексей Орлов). «Кракатук» поставлен на музыку Петра Чайковского и Эдуарда Артемьева, известного широкой публике работами к фильмам «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви». ПРЯМАЯ РЕЧЬ Наталия Касаткина, народная артистка РСФСР: — Мы предлагаем предысторию тех событий, которые всем известны по классической версии известного балета. В свое время из гофмановской истории Мариус Петипа выбрал только финальную часть, а занимательная история о том, как Принц стал деревянной куклой-Щелкунчиком, что происходило с девочкой Мари, Принцессой Пирлипат, какие интриги плела Королева Мышей и какую роль сыграл волшебный орех Кракатук, осталась только на страницах книги, не получив своего воплощения в балете. Новое прочтение сказки Гофмана показал Театр классического балета в «Кракатуке»Премьера балета «Кракатук» Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва состоялась на Исторической сцене Большого театра 11 января 2020 года. Спектакль в постановке Наталии Касаткиной представляет собой новую интерпретацию знаменитой сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». «Кракатук» раскрывает тайну происхождения Щелкунчика, его превращения в механическую куклу и счастливого обретения человеческого облика. В балете Натальи Касаткиной тонко взаимодействуют сказочное и реальное. История про принцессу Пирлипат, принца Щелкунчика и королеву Мышильду, сочиненная часовых дел мастером Дроссельмейером для крестницы Мари, вплетается в сны юной девушки и получает продолжение в ее жизни. Мечтая о любви, Мари в своих грезах становится Пирлипат, воображая племянника Дроссельмейера принцем. Преодолеть все козни, которые чинят Мышильда и ее армия, помогает волшебный орех Кракатук и, конечно, магия часовых дел мастера, соединяющая влюбленных. «Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза», — эта цитата из сказки Гофмана служит ключом ко всему спектаклю. Расширенная история Щелкунчика потребовала от создателей балета существенных перемен и в традиционном списке главных героев, и в музыке, и в сценографии. Так, основными действующими лицами балета, помимо Дроссельмейера (Николай Чевычелов) и Мари (Екатерина Березина), стали Мышильда (Ирина Довидовская) и ее сын Крысик (Виталий Елагин). Щелкунчиков же в спектакле вообще несколько: Принц-Щелкунчик — ребенок (Филипп Бабогло), Принц-Щелкунчик — подросток (Сергей Кузьмин) и Принц-Щелкунчик — племянник Дроссельмейера (Алексей Орлов), что также обусловлено сюжетом — погружением Мари в детские воспоминания. При этом авторы спектакля, переосмыслив традиционный балет, не изменили классической хореографии. Эффектные ансамблевые танцы чередуются с изысканными дуэтами, трио и соло. Такие сцены, как битва Щелкунчика с Крысиком и финальный дуэт Мари с Принцем, способны подарить настоящее наслаждение искушенным балетоманам. Создавая музыку к спектаклю «Кракатук», композитор Эдуард Артемьев объединил популярные номера из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» с темами Пятой симфонии и Первого концерта П.И.Чайковского и дополнил их композициями собственного сочинения. Цельность музыкального полотна обеспечили современные аранжировки: Артемьев расцветил музыку русского гения эстрадными ритмами, джазовыми гармониями и вокалом. Кроме того, многие широко известные мелодии получили новую смысловую интерпретацию. Так Китайский и Испанский танцы из балета «Щелкунчик» стали характеристикой мышиной армии, а знаменитый Танец феи Драже превратился в па-де-труа Мари с родителями. Погрузить зрителей в мистическую атмосферу гофмановской сказки помогли необычные интерактивные декорации, «отзывающиеся» на движения артистов. Благодаря изменениям света рисунок на занавесе на протяжении спектакля неоднократно превращался то в еловые ветви над камином, то в ледяной узор на окне, сквозь который сверкают звезды, то в паутину, окутывающую мышиное царство. Музыкальное сопровождение на премьере обеспечили Московский симфонический оркестр «Новая классика», уже в течение многих лет сотрудничающий с Театром классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, и вокальный ансамбль «Вокадемика». Помимо артистов труппы в спектакле было задействовано много детей, большинство из которых учатся в балетной студии «АкТер». Балет произвел большое впечатление на публику, которая долго аплодировала артистам, дирижеру-постановщику Андрею Огиевскому и художественному руководителю театра Наталии Касаткиной, вышедшим после спектакля на сцену. Фото Андрея СТЕПАНОВ Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ruФото Дмитрия Коробейникова Спектакль в постановке Наталии Касаткиной представляет собой новую интерпретацию знаменитой сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». «Кракатук» раскрывает тайну происхождения Щелкунчика, его превращения в механическую куклу и счастливого обретения человеческого облика. В балете Натальи Касаткиной тонко взаимодействуют сказочное и реальное. История про принцессу Пирлипат, принца Щелкунчика и королеву Мышильду, сочиненная часовых дел мастером Дроссельмейером для крестницы Мари, вплетается в сны юной девушки и получает продолжение в ее жизни. Мечтая о любви, Мари в своих грезах становится Пирлипат, воображая племянника Дроссельмейера принцем. Преодолеть все козни, которые чинят Мышильда и ее армия, помогает волшебный орех Кракатук и, конечно, магия часовых дел мастера, соединяющая влюбленных. «Этот твердый орех должен был разгрызть и, зажмурившись, поднести принцессе человек, никогда еще не брившийся и не носивший сапог. Затем юноше следовало отступить на семь шагов, не споткнувшись, и только тогда открыть глаза», — эта цитата из сказки Гофмана служит ключом ко всему спектаклю. Расширенная история Щелкунчика потребовала от создателей балета существенных перемен и в традиционном списке главных героев, и в музыке, и в сценографии. Так, основными действующими лицами балета, помимо Дроссельмейера (Николай Чевычелов) и Мари (Екатерина Березина), стали Мышильда (Ирина Довидовская) и ее сын Крысик (Виталий Елагин). Щелкунчиков же в спектакле вообще несколько: Принц-Щелкунчик — ребенок (Филипп Бабогло), Принц-Щелкунчик — подросток (Сергей Кузьмин) и Принц-Щелкунчик — племянник Дроссельмейера (Алексей Орлов), что также обусловлено сюжетом — погружением Мари в детские воспоминания. При этом авторы спектакля, переосмыслив традиционный балет, не изменили классической хореографии. Эффектные ансамблевые танцы чередуются с изысканными дуэтами, трио и соло. Такие сцены, как битва Щелкунчика с Крысиком и финальный дуэт Мари с Принцем, способны подарить настоящее наслаждение искушенным балетоманам. Создавая музыку к спектаклю «Кракатук», композитор Эдуард Артемьев объединил популярные номера из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица» с темами Пятой симфонии и Первого концерта П.И.Чайковского и дополнил их композициями собственного сочинения. Цельность музыкального полотна обеспечили современные аранжировки: Артемьев расцветил музыку русского гения эстрадными ритмами, джазовыми гармониями и вокалом. Кроме того, многие широко известные мелодии получили новую смысловую интерпретацию. Так Китайский и Испанский танцы из балета «Щелкунчик» стали характеристикой мышиной армии, а знаменитый Танец феи Драже превратился в па-де-труа Мари с родителями. Погрузить зрителей в мистическую атмосферу гофмановской сказки помогли необычные интерактивные декорации, «отзывающиеся» на движения артистов. Благодаря изменениям света рисунок на занавесе на протяжении спектакля неоднократно превращался то в еловые ветви над камином, то в ледяной узор на окне, сквозь который сверкают звезды, то в паутину, окутывающую мышиное царство. Музыкальное сопровождение на премьере обеспечили Московский симфонический оркестр «Новая классика», уже в течение многих лет сотрудничающий с Театром классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, и вокальный ансамбль «Вокадемика». Помимо артистов труппы в спектакле было задействовано много детей, большинство из которых учатся в балетной студии «АкТер». Балет произвел большое впечатление на публику, которая долго аплодировала артистам, дирижеру-постановщику Андрею Огиевскому и художественному руководителю театра Наталии Касаткиной, вышедшим после спектакля на сцену. На сцене Большого театра прошла премьера балета «Кракатук» ![]() Главный театральный балетный сюжет Рождества и Нового Года — историю Щелкунчика — в Большом театре можно было видеть в двух версиях. Сначала версия самого Большого — «Щелкунчик» Чайковского в хореографической версии Григоровича. А вчера и сегодня на сцене Большого — «Кракатук» в исполнении труппы Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Кракатук — это тот самый волшебный орех, который превратил прекрасного юношу в деревянную куклу. В каком-то смысле «Кракатук» — приквел «Щелкунчика». Различить их как следует смогут, пожалуй, только тонко разбирающиеся в хореографии. Снова зрелище эффектное и всю жизнь так хорошо знакомое. Наталья Касаткина, чувствует себя в Большом, как дома. На этой сцене танцевала больше двадцати лет. Здесь поставила три балета вместе со своим мужем Владимиром Василевым, который ушел в 2017-м. «Кракатук» делала уже одна, но везде подчеркивает, что это их совместная работа.
— говорит художественный руководитель Театра классического балета Наталия Касаткина. За кулисами столпотворение мышей и маленьких щелкунчиков. Все они — ученики балетной студии и это их первое выступление на сцене Большого. А это Дроссельмейер — главный по чудесам, которыми Николай Чевычелов занимается почти двадцать лет. В этот раз у него еще партия белки, которая отвечает за волшебный орех.
— комментирует заслуженный артист России Николай Чевычелов. Интерактивные декорации и костюмы сделала Елизавета Дворкина. Композитор Эдуард Артемьев написал партитуру к балету. Такой микс электронной, рок-музыки с фрагментами из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Пятой симфонии Чайковского. Гофманианой композитор болеет давно. Он — автор саундтрека голливудской экранизации «Щелкунчика» Андрея Кончаловского. Но для Наталии Касаткиной этот тандем был не самым легким.
— призналась Наталия Касаткина. В «Кракатуке» Наталия Касаткина показала все три части сказки Гофмана. Здесь история превращения Щелкунчика в деревянную куклу. На сцене не один, а 21 Щелкунчик, целая армия Щелкунчиков. Это балет о взрослении. О превращении мальчика в принца. О том, как любовь побеждает зло и колдовство.
— отметила народная артистка России Екатерина Березина. Наталия Касаткина не первая, кто рассказал историю волшебного ореха. Американец Марк Моррис, пересказал Гофмана в 1991-м году в Брюссельском театре. Потом Кристиан Шпук попал под магию Гофмана. И в Мариинском театре шел балет «Волшебный орех». Теперь предыстория Щелкунчика — и в Театре классического балета. Елена Ворошилова, Новости культуры Автор: Виктория Соловьева История происхождения Щелкунчика ожила перед маленькими и большими зрителями главного театра страны. На исторической сцене Большого театра состоялась премьера балета «Кракатук» в постановке театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Кракатук – это название волшебного ореха из сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». С его помощью можно избавиться от злых чар и спасти принцессу Пирлипат.
Один сон Мари сменяется другим, волшебные переплетения сюжетных линий сопровождаются мультимедийной проекцией и музыкой Эдуарда Артемьева, который специально для «Кракатука» сделал собственную аранжировку произведений П. И. Чайковского. На премьере ее исполнил оркестр под руководством дирижёра Андрея Огиевского. История происхождения Щелкунчика ожила перед маленькими и большими зрителями главного театра страны. Понять, где заканчивается сон и начинается реальность, вы можете, посмотрев этот балет: 2 марта на сцене Государственного Кремлевского Дворца, билеты уже в продаже. В статье использованы фотографии Muza So. ![]() К новогодним праздникам этого года Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва подготовился основательно. Вместо новой версии подходящего к случаю и повсеместно идущего классического «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского столичный коллектив подготовил мировую премьеру! Совершенно новый балет «Кракатук» Эдуарда Артемьева родился в этот раз на Исторической сцене Большого театра России, став своеобразным подарком московским любителям балета к старому Новому году – уникальному российскому празднику. «Нужен ли еще один «Щелкунчик», если уже есть гениальный балет Чайковского?» – спросит кто-то и от такого вопроса отмахиваться не стоит, он вполне уместен. Но с другой стороны, сказка романтика и мистика Гофмана столь многогранна, глубока и загадочна, что обращаться к ней хочется вновь и вновь, рассказывать каждый раз иначе, по-своему – это нормальное, вполне объяснимая потребность творческих людей. Наталья Касаткина и Эдуард Артемьев не первые, кто под этот соблазн подпадает – историю волшебного ореха кракатук до них по-своему интерпретировали Марк Моррис и Кристиан Шпук, Сергей Слонимский и Михаил Шемякин. Артемьев не спорит с Чайковским, но отталкивается от его магии – берет его в союзники и преломляет авторски. Конечно, многое узнается на раз – из того же «Щелкунчика» (который, как ни крути, остается музыкальной основой и нового балета), других великих и не менее популярных балетов Петра Ильича, его же Пятой и Шестой симфоний, первого фортепианного концерта и «Детского альбома». Но знакомые мелодии звучат необычно, в ином изложении, в невиданной и неожиданной оркестровке: вы словно рассматриваете знакомые шедевры не то через увеличительное стекло, не то через какой-то волшебный кристалл, в котором все преобразуется-искажается причудливо, загадочно, иначе, чем вы к этому привыкли. К «чайковским» ингредиентам Артемьев добавляет и других – мотивы из «Кармен» и хитовый «Jingle bells», эстрадные советские мелодии, и, конечно же, собственную музыку – получается невероятное варево, колоритное, насыщенное и сложное – как минимум, партитура и само музыкальное переосмысление произведений (прежде всего Чайковского, но также и других авторов) показалось однозначно талантливым и интересным. Внедрение неакадемических инструментов в оркестровую ткань (гитара, бас-гитара, ударная установка) воспринимается свежо и даже провокативно, особенно в контексте чопорно академического зала Большого. Хотя внутренне соглашаешься не всегда и не со всем. Второй акт, кажется, удался больше первого, в котором слишком много невнятной лирики, в то время как вторая часть балета более драматична и драматургически стройна. Эстрадные голоса, внедренные композитором в ткань опуса (балет с пением – совсем не новость что в отечественной, что в мировой театральной практике, но до сих пор воспринимается как некая новация и нарушение жанровых границ), скорее разочаровывают, да и воспринимаются в контексте парчовой залы Большого театра дисгармонично. Обычно эстрадников или поющих драматических актеров композиторы предпочитают академическим вокалистам, когда хотят большей выразительности и более четкого слова – увы, ни того, ни другого в исполнении не наблюдалось. Впрочем, возможно, тому виной не сами артисты (вокальный ансамбль «Вокадемика»), а подзвучка театра (пели, естественно, в микрофоны), которая не слишком приспособлена для таких целей. Касаткина языком театра и танца рассказывает историю принца – деревянной куклы до того, как его заколдовали. Но «Кракатук» нельзя рассматривать только как своего рода приквел к «Щелкунчику» – задействованы все три части гофмановской сказки, поэтому и хорошо знакомое нам, вполне «щелкунчиковое» с избытком присутствует на сцене. Прежде всего, новогодне-рождественский антураж, ожидание чуда и праздника, а кроме того – агрессивные серые мыши под водительством королевы Мышильды (Ирина Довидовская) и ее сына Крысика (Виталий Елагин), и шеренга бесстрашных щелкунчиков, отважная и нежная Мари (Екатерина Березина), то превращающаяся в легендарную принцессу Перлипат, то вновь возвращающаяся в реальность, бойкие куклы, веселое семейство Штальбаумов и властный маг Дроссельмейер (Николай Чевычелов). Главный герой – Принц-Щелкунчик – распадается на трех персонажей: ребенка (Филипп Бабогло), сверстника Мари (Сергей Кузьмин) и взрослого юношу, племянника Дроссельмейера (Алексей Орлов). Сны Мари перемежаются с реальными событиями, которые, конечно же, реальны весьма условно, ведь все происходящее – добрая старая сказка, хоть и с мистическим окрасом, но со счастливым концом. Хореографический язык балета – классический, узнаваемый, хотя и не Вайнонена – он более пастельный и мягкий, менее экспрессивный и блестящий, танец не самодовлеет, не хочет поразить и обязательно понравиться публике, в нем остается недосказанность, какая-то загадка. Декорации и костюмы Елизаветы Дворкиной также с секретом: вроде бы они напрямую и отсылают к нашему опыту балетных новогодних шоу, но при этом лишены вызывающей праздничности, а вот эстетической меры и изящества в них – хоть отбавляй. Загадочный темный лес, пронизанный узорами инея, словно то самое волшебное стекло-кристалл, через которое зритель пытливо разглядывает необыкновенный мир танцевальной гофманианы. Удачно решены костюмы щелкунчиков, позволяющие в мгновение ока превращать деревянных кукол в стройных юношей и обратно, стало быть, творить на сцене чудеса. Ну и, конечно, огромный золотой голографический орех, вращающийся в пространстве и невесомый – эффектный ход, обязательный для сегодняшней детворы, взращенной на компьютерных чудесах. Невероятно сложную музыкальную эклектику, синтетическое полотно балета, в котором соединены столь разные, если не разнородные компоненты, умело скрепляет маэстро Андрей Огиевский, с неумолимой точностью и четкостью ведущий спектакль. Под его управлением московский симфонический оркестр «Новая классика» звучит уверенно и вдохновенно, не уступая именитым прославленным коллективам столицы, а координация со сценой (что в балете архиважно) оказывается естественной. Александр Матусевич ![]() Александр МатусевичМузыкальный обозреватель, публикуется с 2001 года, автор многочисленных материалов (рецензии, интервью, переводы, аналитика) по проблемам оперного театра, вокального и хорового искусства в сетевых изданиях, газетах, журналах, театральных буклетах. Работал редактором на порталах OperaNews.ru и Belcanto.ru, на радио «Орфей», печатается в газетах «Культура», «Независимая», «Играем с начала», журналах «Музыкальная жизнь», «Музыкальный журнал», «Мастацтва», «Опера+». В сезоне 2015/2016 – член экспертного совета по музыкальному театру Всероссийского театрального фестиваля и национальной премии «Золотая Маска». Член жюри региональных театральных фестивалей, лектор семинаров по музыкальному театру в разных городах России. |
Новости >