Новости‎ > ‎

Композитор Артемьев назвал Морриконе гением.



Композитор Артемьев назвал Морриконе гением



6 июля 2020
D'Antonio /Fotogramma//Global Look Press

Итальянский композитор Эннио Морриконе — это гений, которому нет равных как мелодисту. С таким мнением по поводу творчества ушедшего из жизни музыканта выступил его российский коллега Эдуард Артемьев.

Отечественный композитор рассказал, что сравнения его музыки к фильму Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» с творениями Морриконе не имеют оснований. Дело в том, что Артемьев тогда ещё не был знаком с произведениями итальянского маэстро.

По словам композитора, он впервые услышал Морриконе в 1980-е годы. Это произошло во время закрытого показа на «Мосфильме» картины Серджио Леоне «Однажды в Америке».

И тогда я понял, что имею дело с уникальным, гениальным композитором. Такой музыки там, в Америке, тогда никто не мог написать и даже не мог представить, он перевернул всё, — сказал композитор.

Артемьев подчеркнул, что встретился с Морриконе во время работы в Лос-Анджелесе. Они оба записывались на студии HBO.

Я зашёл в аппаратную. Там был огромный оркестр, стояли партитуры. скромно постоял, послушал и ушёл. Вот такая была встреча, — цитирует Артемьева портал «Ридус».

Как ранее передавал NEWS.ru, 6 июля на 91-м году жизни скончался один из самых известных и любимых многими композиторов Эннио Морриконе. Его музыка наполнена духом свободы и вечности, и это впечатление сделало творца живым классиком. Большую популярность мелодии Морриконе обрели благодаря звучанию в кинокартинах, попавших в разряд шедевров.

Внушительный список имён признанных мастеров, с которыми сотрудничал композитор, среди них такие выдающиеся режиссёры, как Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини, Дарио Ардженто, Жорж Лотнер, Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Джон Карпентер, Барри Левинсон, Терренс Малик, Квентин Тарантино, указывает на то, что Эннио Морриконе был одной из центральных фигур века кино. Его заслуги оценены двумя премиями «Оскар», тремя премиями «Золотой глобус», шестью премиями BAFTA и многими другими наградами.

«Он перевернул все»: Эдуард Артемьев о творчестве Эннио Морриконе


Великий профессионал с огромной жизнью: умер Эннио Морриконе


Фото: © Mirco Toniolo/Keystone Press Agency

Когда гений умирает на 92-м году жизни, а родственники отмечают, что маэстро "до последнего сохранял достоинство и полную ясность ума", то такому можно только порадоваться. Так ушёл итальянский композитор, аранжировщик и дирижер Эннио Морриконе - один из самых известных и влиятельных кинокомпозиторов. Можно сколько угодно перечислять "золотые глобусы", "орлы", итальянские кинопремии и "Оскары" Эннио, но самым верным показателем его гения будет простая мысль: вероятнее всего, Морриконе написал музыку хотя бы к одному из ваших самых любимых фильмов в жизни.

Не удивительно, что великому профессионалу дали такую огромную жизнь.

Американский Эдуард Артемьев. Киногений. Человек, чьи мелодии знают все, кто посещал эту планету за последние полвека.




Small 601592536f
©  EPA\TASS

© EPA\TASS

Советский и российский композитор Эдуард Артемьев поделился с «Ридусом» мнением о творчестве своего всемирно известного коллеги Эннио Морриконе, который скончался 6 июля.

Гений. Как мелодисту ему просто нет равных,— кратко высказался Артемьев об итальянском композиторе.

Эдуард Артемьев заметил, что познакомился с музыкой Морриконе достаточно поздно — уже в 1980-е годы:

Я познакомился с его творчеством, когда на „Мосфильме“ проходили закрытые показы фильма „Однажды в Америке“. И тогда я понял, что имею дело с уникальным, гениальным композитором. Такой музыки там, в Америке, тогда никто не мог написать и даже не мог представить, он перевернул все.

Артемьев добавил, что сравнения его популярных мелодий к картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» с музыкой Морриконе для вестернов не имеют под собой почвы: «Тогда я его еще не знал».

Эдуард Артемьев рассказал также, что встретился с Морриконе лично в тот период, когда жил и работал в Лос-Анджелесе, а итальянский коллега в очередной раз прилетел туда из Рима:

У нас обоих была запись на студии HBO, он там работал над музыкой к очередному фильму. Я зашел к нему в аппаратную, где находился огромный оркестр, стояли партитуры. Я скромно постоял, послушал и ушел. Вот такая была встреча.

Эннио Морриконе умер в одной из больниц Рима, куда был госпитализирован несколько дней назад с переломом бедренной кости. У Эннио Морриконе было сразу две премии «Оскар»: за выдающиеся заслуги в кинематографе (2007) и за лучшую музыку — к «Омерзительной восьмерке» (2016). Всего он написал музыку для более чем 500 американских, французских и итальянских фильмов и сериалов.

Эннио Морриконе написал лучшую музыку для Голливуда и радовался, что не получал «Оскар»

Легендарному итальянскому композитору, автору незабываемой музыки к «Профессионалу», «Однажды в Америке», «Хорошему, плохому, злому» и еще четырем сотням картин, был 91 год.
Фантастическая, умопомрачительная карьера. Эннио Морриконе прожил очень долгую и насыщенную жизнь, стал автором музыки примерно к 400 картинам и 100 отдельных произведений для оркестра. Получил за свое творчество множество наград - Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», четыре «Грэмми», два «Оскара», девять «итальянских «Оскаров» - премий «Давид ди Донателло», шесть «английских «Оскаров» - BAFTA, три «Золотых глобуса»… И без некоторых его композиций просто невозможно представить XX век. Морриконе родился 10 ноября 1928 года в Риме. Его мать занималась производством текстильных изделий, а отец был трубачом, игравшим популярные мелодии в разных оркестрах. Именно он начал учить сына читать ноты и играть на трубе. Сын оказался вундеркиндом: свои первые мелодии он написал в шесть лет. А в 12 поступил в консерваторию, и там за шесть месяцев освоил программу, рассчитанную на четыре года. В тринадцать он уже выступал с оркестрами.
Легендарному итальянскому композитору, автору незабываемой музыки к «Профессионалу», «Однажды в Америке», «Хорошему, плохому, злому» и еще четырем сотням картин, был 91 год Фото: Shutterstock

Легендарному итальянскому композитору, автору незабываемой музыки к «Профессионалу», «Однажды в Америке», «Хорошему, плохому, злому» и еще четырем сотням картин, был 91 годФото: SHUTTERSTOCK

Его главными чертами были работоспособность и многосторонность: он мог параллельно писать классическую, серьезную музыку для арфы и фортепьяно, сочинять что-то легкое, фоновое для радиопостановок, играть в джаз-оркестре и проявлять себя как виртуозный аранжировщик чужих произведений. Вскоре последовали хиты для звезд итальянской эстрады 60-х. (В течение своей карьеры он будет писать для таких разных исполнителей, как Пол Анка, Руджеро Раймонди, Дзуккеро, Стинг и Pet Shop Boys).

Сочинял он тогда и для кино - впрочем, для ничем не примечательных фильмов. Все изменилось в 1964-м, когда Серджио Леоне пригласил его писать музыку для своей картины «За пригоршню долларов». Это был «спагетти-вестерн» - так издевательски называли дешевые итальянские подражания американским хитам. Во время съемок никто не мог и подумать, что фильм будет пользоваться огромной популярностью и со временем станет классикой. А американский артист Клинт Иствуд, из экономии снимавшийся в привезенной с собой одежде, вскоре после выхода «Пригоршни» превратится в одну из главных кинозвезд планеты.

Видео YouTube


Одинокий Пастух - исполнение под управлением Эннио Морриконе.

Сотрудничество с Леоне немедленно продолжится. Он будет просить Морриконе сочинять музыку еще до начала съемок - «так, чтобы она стала частью сценария». Морриконе напишет музыку для фильма «На несколько долларов больше», а потом - для «Хорошего, плохого, злого». Вот как раз главная тема из последнего фильма навеки станет визитной карточкой композитора. Даже те, кто никогда не видели этой выдающейся картины, слышали мелодию (а еще вторую главную тему фильма, «The Ecstasy of Gold») сотни раз. Это все была экспериментальная, необычная музыка: Морриконе с легкостью задействовал в композициях хоть посвистывание, хоть имитацию воя койота, хоть инструмент марранцано, мало где известный за пределами Сицилии, хоть звуки ударов хлыста, хоть звон колоколов.

Потом последует великолепный вестерн Леоне «Однажды на Диком Западе» с моррикониевской композицией-бомбой «A Man with Harmonica»… Их сотрудничество будет продолжаться долго - до начала 80-х, когда Морриконе напишет пронзительную музыку к последнему шедевру режиссера, «Однажды в Америке». Сам Морриконе считал именно эту свою работу лучшей.

Эннио Морриконе написал лучшую музыку для Голливуда и радовался, что не получал «Оскара» Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Эннио Морриконе написал лучшую музыку для Голливуда и радовался, что не получал «Оскара»Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Перечислить все фильмы, к которым он написал музыку, невозможно: тут и итальянские политические драмы типа «Кулаков в кармане» Марко Беллоккьо или «Двадцатого века» Бернардо Бертолуччи, и триллеры («Синдром Стендаля» Дарио Ардженто, «Нечто» Джона Карпентера), и последние картины Пьера Паоло Пазолини «Цветок 1001 ночи» и «Сало, или 120 дней Содома», и боевик «Рыжая Соня» с Арнольдом Шварценеггером, и «Миссия» Ролана Жоффе, победившая в 1986-м на Каннском кинофестивале, и «Неприкасаемые» Брайана де Пальма, и «Разоблачение» Барри Левинсона, и «Дни жатвы» Терренса Малика, и «На грани безумия» Романа Полански, и фильмы Джузеппе Торнаторе - «Новый кинотеатр «Парадизо», «Малена» и «Легенда о пианисте». Впрочем, русским зрителям ближе всего, наверное, его потрясающая тема из боевика «Профессионал» с Жаном-Полем Бельмондо, наполовину «сделавшая» фильм (большинству американцев, кстати, эта композиция вообще не знакома). Ну и еще русские с итальянцами помнят, конечно, сериал "Спрут", в котором комиссар Каттани сражался с мафией именно под музыку Морриконе.

Видео YouTube

Эннио Морриконе - Chi Mai (Профессионал).

При том, что у композитора сложилась великолепная карьера в Голливуде, он так и не выучил английский язык, общаясь со всеми американцами через переводчика и ничуть этого не смущаясь. Его пять раз номинировали на «Оскара», но он его все никак не получал (а в интервью с гордой иронией говорил, что оказался в хорошей компании - ведь «Оскары» не достались ни Стэнли Кубрику, ни Чарли Чаплину!) В 2007 году Американская Киноакадемия решила исправить положение и вручила Морриконе почетный «Оскар». А в 2016-м вручила еще один, за «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино.

Видео YouTube


Эннио Морриконе - Саундтрек к фильму "Омерзительная восьмёрка". L'Ultima Diligenza per Red RockМорриконе работал до последних дней. Неделю назад он упал с лестницы в своем римском доме и сломал шейку бедра. Организм очень пожилого и слабого человека, и раньше не раз отменявшего концерты из-за недугов, этого не перенес.





Comments