Эдуард Артемьев: «Вдохновение — редкий гость, только труд, труд, труд!» Самый титулованный композитор отечественного кинематографа Эдуард Артемьев — о дружбе, вдохновении и наказе деда. 18 июня 2016 в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади пройдет авторский вечер композитора Эдуарда Артемьева. С народным артистом встретился корреспондент «Известий». — Фестиваль, в котором вы участвуете, называется «Петербургские каникулы». А вы когда себе каникулы устраивали? — В 2005 году. Ездил зимой на Мальдивы. 11 лет не было каникул, да и не нужны они мне. Я не устаю. — Вас можно назвать русским Эннио Морриконе. — Я много написал. Художественных фильмов (с музыкой композитора. — «Известия») где-то около 200, не считая мультфильмов, киножурналов. Но у Морриконе больше. А еще есть такой итальянец — Раскилетти, у него 300 картин. — Есть к чему стремиться. — Нет. Я уже устал и сильно сократил работу в кино, хотя предложения еще идут. Мне стало трудно работать. Есть опасность повториться. Хочу избежать этого. В кино есть еще одна трудность, которая меня угнетает, — это сроки. — Вас нельзя загонять в жесткие рамки? — Можно. А иначе я не работаю четко по графику. Но хотелось бы посвободнее быть. Хотя ну мало ли что мне хочется. Не можешь — уходи. — Вы можете повернуться и хлопнуть дверью? — Никогда. Воспитание — самое главное. Меня воспитывали так в семье. Уважать людей — это основное правило в отношениях. — Учась в консерватории, вы думали, что будете симфонии сочинять? — Думал, но кино — дело случая. Туда я попал благодаря композитору Вано Мурадели. Многие знают его песни, но он писал и симфонии. Его пригласили на картину «Мечте навстречу» Одесской киностудии. Это фантастика про путешествие на Марс. И Мурадели решил, что тут нужна более современная, электронная музыка. Сам он ее не напишет. Кто-то ему сказал, что в Музее Скрябина есть Артемьев, и он пригласил меня поработать. В музее я тогда работал с инженером-электронщиком Мурзиным, который сделал первый синтезатор в мире. — Как вам дружится с Никитой Михалковым? — Мы с ним познакомились, когда мне было 28, а ему 20 лет. И с тех пор не расстаемся. Я работал в Театре киноактера на Поварской, а он пришел на репетицию спектакля «Мертвые души», который ставил мой друг Александр Орлов, муж Аллы Будницкой. Михалков жил в квартире отца в соседнем доме. И идя по делам, всегда забегал в Театр киноактера посмотреть, что репетируется. Ну а однажды он зашел, в зале играла моя музыка. Прислушался и решил предложить мне тоже поработать с ним — он снимал дипломный фильм во ВГИКе. Так началось наше сотрудничество. И мы даже породнились. Он крестный отец моего внука, а я крестный Анечки, его дочки. Мне даже трудно представить, если бы был кто-то другой рядом. Отношусь к нему как к ближайшему родственнику. — У вас из композиторов больше всех наград. «Золотых орлов» только пять штук. — Я называю это побочным эффектом деятельности. К наградам отношусь спокойно. Бог дал, Бог взял. В этом году не дали, т.к. не участвовал. Когда участвую — дают. На следующий год, может, будет кино. — После вручения «Орлов» ходят разговоры, что Никита Михалков дает награды «своим». — Ну это же академики решают (смеется). Может, только подделывают бюллетени. Я тоже член академии. Нас 238 человек. Это число, которым управлять тяжело. Голосование проходит в Альфа-банке. Там сидят аудиторы, которые считают голоса. И потом на церемонию привозят конверты с итогами. Если кто сомневается, можно посмотреть, кто из номинантов сколько очков набрал. — Кто ваш самый частый заказчик? — Конечно, Никита. Но меня все приглашали: Кончаловский, Прошкин. Много работал в республиках СССР, кроме Туркмении и Эстонии. Особенно любил работать в среднеазиатских республиках — там тепло. Не переношу зиму совершенно. — А родились в Новосибирске? — Вот, видимо, там же и промерз. Я жил в солнечной Калифорнии три года — с 1991 по 1993 год. Андрон Кончаловский пригласил меня поработать. Потом стали американские режиссеры музыку заказывать. На девять картин музыку написал. После Москвы и Рязани Лос-Анджелес — самый любимый город. Могучий, с фантастической киноиндустрией кино, и плюс еще вечное лето. — Как оценивали вашу музыку американцы? Комплименты говорили? — Никаких. Ad, would like to work? Begin to work now (смеется). И я начинал работать. Там так всё устроено, что ты всё время вынужден работать. Мне стало трудно соответствовать заданному темпу. Да и занимался я только кино, а у меня были всякие планы. Оперу писал — «Преступление и наказание», которая сейчас идет в Театре мюзикла в постановке Кончаловского. Растянулась работа на несколько десятилетий. Когда находишься рядом с Достоевским (в кабинете композитора висит портрет писателя. — «Известия»), чувствуешь себя пигмеем. — Что вас вдохновляло в Америке? — Там я жил рядом с океаном. Но честно вам признаюсь, это всё не вдохновляет. — Как же музыка появляется? — Да просто приходит и всё. Когда ежедневно работаешь, рутиной занимаешься, что-то да получается. Как Чайковский говорил: «Вдохновение — редкий гость, только труд, труд, труд!» Когда Гоголь не хотел с утра вставать и писать, а надо было, он брал тетрадочку и черкал в ней: «Что-то мне сегодня не пишется. Что-то мне сегодня не пишется». И так страниц двадцать. А на двадцать первой начинал писать. Главное в любом творчестве — концентрация. — Может хорошая музыка вытянуть плохой фильм? — Такое бывает. Морриконе однажды сказал: «Я не знаю ни одного фильма, который бы испортила музыка. Но знаю массу примеров, когда музыка вытаскивала кино». — У вас есть конкуренты? — Нет, потому что мне не нужно об этом думать. Зачем? — Хорошо. Но талантливых композиторов замечаете? — Очень многих. Обратил внимание на Артема Васильева. Это выдающийся композитор. Он преподавал в Королевской консерватории, а потом по семейным обстоятельствам вернулся в Россию. Пишет и балеты, и симфонии, а недавно еще написал музыку к фильму «Экипаж». — Почему вы живете на окраине, буквально у МКАД? Могли себе позволить квартиру в центре. И дачу рядом с Михалковым, ваша-то в 80 км от Москвы. — Я живу в этом доме 42 года. Под окнами Волга, лес, природа-то какая! Для меня важно выйти на балкон и во двор посмотреть. Но не зимой. Потому что это не красота, а смерть. Первый снег — самый страшный. Черная земля и белый снег. Что-то из Брейгеля. А Николина Гора… Когда дачу там предлагали, денег не было. А сейчас уже и переезжать не хочу. — Занять было не у кого? — Дед давал наказ на всю жизнь — денег не занимать, в карты не играть. И я его выполняю. |
Новости >