«Убивец»… В театре «У Никитских ворот» премьера!
1 и 2 ноября 2019 года в театре «У Никитских ворот» премьера! Спектакль «Убивец», по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»… Режиссер-постановщик Марк Розовский определяет жанр спектакля как «площадное действо». Одной из отличительных особенностей репертуара театра «У Никитских ворот» является преобладание постановок, созданных по лучшим образцам мировой и отечественной литературы. Теперь на афише появляется имя Ф.М. Достоевского: по его всемирно известному роману «Преступление и наказание» поставлен спектакль «Убивец». Автор пьесы и режиссер-постановщик – художественный руководитель театра, народный артист РФ Марк Розовский. Музыка, звучащая в спектакле, создана одним из лучших российских композиторов современности, народным артистом РФ Эдуардом Артемьевым, стихи написал поэт Юрий Ряшенцев, с которым театр связывает давняя творческая дружба. Сценографом выступил известный театральный художник Степан Зограбян. 




Сценические версии «Преступления и наказания» в театральном пространстве не редкость, обращался к этому произведению ранее и Марк Розовский. Новый взгляд на классику основан на серьезном изучении трудов таких известных литературоведов, как Д. Мережковский и Ю Карякин. А книга М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» определила язык новой постановки, названной М. Розовским «площадным действом». В спектакле много оригинальных режиссерских решений. Главной его особенностью станет полифоничность, смешение событий, переплетение музыки, стихов и прозы. В масштабной постановке занята большая часть театральной труппы. По традиции это два равноценных актерских состава, около 40 артистов всех поколений, есть среди них и маститые актеры, и выпускники театральных ВУЗов этого года. Например, в роли Раскольникова дебютирует выпускник ВГИКа Сергей Рожнов, в этом году принятый в труппу театра. Пророчества Достоевского в спектакле «Убивец»В начале ноября на афише появился «Убивец» по роману «Преступление и наказание». Новая постановка по мотивам всемирно известного романа — ещё одна попытка донести до публики идеи Достоевского. Не прописные истины из школьной программы, а философские взгляды великого писателя, его тревогу за будущее России. Концепция спектакля появилась после того, как режиссёр-постановщик, художественный руководитель театра Марк Розовский изучил труды Дмитрия Мережковского и Юрия Карякина. Большое влияние на него оказало исследование литературоведа Михаила Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского». «Михаил Бахтин назвал «Преступление и наказание» полифоническим романом, и мы попытались воспроизвести полифонию в театральной постановке, – сказал Марк Григорьевич перед генеральной репетицией. Многоголосие, смешение событий, переплетение прозы и поэзии — особенности нового спектакля. Сложные задачи сценографии удалось решить театральному художнику Степану Зограбяну. Философские идеи по замыслу режиссера передаются разными средствами, в том числе с помощью поэзии. Стихотворения поэта Юрия Ряшенцева изучат в основном из уст шарманщика, который комментирует происходящее. Важное значение в спектакле имеет музыка, созданная знаменитым композитором, народным артистом РФ Эдуардом Артемьевым. «Убивец» — постановка масштабная: занята большая часть труппы театра (около 40 актёров, среди них много молодежи). Главную роль исполняет выпускник ВГИКа Сергей Рожнов. Дебют можно считать удачным: молодой актёр создал яркий образ Раскольникова, смог передать противоречивость его характера и мировоззрения. Родион в исполнении Сергея Рожнова вызывает симпатию и сочувствие. Умный и талантливый юноша так и не получил диплом. Бывший студент не смог найти работу, оказался в бедственном положении. Его возмущают несправедливость, детская проституция, пороки людей, которые его окружают. Он презирает расчётливого Лужина (актёр Станислав Федорчук), спасает девочку от распутного Свидригайлова (заслуженный артист России Андрей Молотков), сочувствует Соне (Ника Пыхова). В то же время он планирует убийство и ограбление процентщицы. Интеллектуал и гордец отстаивает такую идею: выдающимся личностям, как Наполеон, можно нарушать законы, моральные принципы, можно делать то, что запрещено людям-«муравьям». «Тварь я дрожащая или право имею?» — этот вопрос мучит Родиона, и он решается пойти с топором к старухе. Однако всё пошло не по плану: после расправы с ненавистной процентщицей ему пришлось убить её сестру. А потом он не смог избавиться от угрызений совести. Теория на практике дала сбой: «Я не человека, я принцип убил. Но не переступил принцип — на этой стороне остался». Страдая от душевных мук, Родион стремится помочь людям: уговаривает Соню не заниматься проституцией, настаивает на отмене свадьбы сестры (Дарья Щербакова). Рискуя жизнью, он спас детей — вынес их из горящего дома. Родион понял, что никому не дозволено переступить «черту», лишать жизни даже «вошь» ради справедливости. Он раскаялся, признался в убийстве сначала Соне, а в финале спектакля и следователю Порфирию Петровичу (заслуженный артист России Юрий Голубцов). Выходит, убийца двух старушек — не жестокий циник, а жертва обстоятельств, напрасно поверивший в идею о сверхчеловеке, популярную среди образованной молодежи. Жанр спектакля Марк Розовский определил, как «площадное действо с карнавализацией и многоголосием по Бахтину». 
В первой сцене показаны жители Петербурга разных сословий, собравшиеся на площади. На площадях и улицах происходят важные события в жизни героев. На дороге умер сбитый лошадью Мармеладов (Юрий Шайхисламов). Потом прохожие стали свидетелями другой трагедии — сумасшествия Катерины Ивановны (Юлия Бружайте). В последней сцене снова на площадь выходят горожане. Они падают, как будто погибают, в этот момент слышны выстрелы и взрывы. Что произошло — теракт или разгон демонстрации? Может, это – символ насилия и кровопролития, что предсказывал великий писатель. «Пророчества Достоевского адресованы России и всему человечеству. Его тревожило, что насилие продолжится, приведёт к террору и революции. Наша задача — услышать его предупреждения, – подчеркнул Марк Розовский. – Если бы современные люди чаще читали произведения Достоевского, то в мире было бы меньше насилия и больше человечности». Ольга Королёва. Фото Л. Шерова. 5 ноября 2019, 12:34 Преступление и покаяние в театре "У Никитских ворот".Марк Розовский, насколько я знаю, давно замыслил криминальную эпопею под названием "Убивец" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание". Только ему не хотелось ограничивать себя рамками достоверной драмы. Хотелось выйти на площадь, чтобы Роман Раскольников встал на колени и покаялся в убийстве, совершенном не ради наживы, а чтобы доказать - он не тварь дрожащая и поэтому ему все позволено. В итоге получилось площадное действо в брехтовской стилистике с зонгами Юрия Ряшенцева в исполнении Шарманщика, актера Сарайкина, олицетворяющего вечно скулящую, истерзанную бедностью Россию, уповающую только на Бога. Ведь надеяться больше не на кого. Розовский впервые смог доказать, что бесконечные страдания делают людей жестокими и беспощадными. Взять хотя бы эпизод с загнанной лошадью, издыхающей на площади. Толпа торжествует, ликует, наблюдая предсмертные судороги бедного животного, потому что сила всегда берет верх над поверженным. На сострадание униженным и незаслуженно оскорбленным тоже не приходится уповать. Им остается одно: нести свой крест и веровать… в счастливый случай. Поэтому бунт студента Раскольникова, (фамилия которого происходит от слова "раскол"), вынашивающего план мести собственной покорности через преступление черты дозволенного вполне закономерен среди нищих духом, опустившихся на самое дно. Стайки проституток в ажурных черных чулках, с раскрашенными личиками, готовых отдаться любому прохожему за скудное вознаграждение, обходят стороной непонятного и замкнутого Раскольникова, а Мармеладов, (артист Владимир Пискунов),в трактире, опустошая штоф водки, гордится собственной подлостью, пропивая последние целковые, предназначенные на тарелку супа голодным детям. Режиссер буквально выхватывает из романа те эпизоды, в которых человеческая подлость просеивается через сито безысходности и все-таки остается подлостью. Так отец Сони Мармеладов и ее мачеха пользуются бескорыстной девушкой, из жалости к детям больной Катерины Ивановны, продающей свое молодое тело. Режиссер не утруждает себя объяснениями, как это происходило. Просто дает маленький эпизод соблазнения Сони Свидригайловым (артист Денис Юченков), угощающего ее вином, поэтому бедная девочка не понимает, что с ней происходит… Ну, а дальше жизнь в Доме терпимости становится привычной и вряд ли ухоженная Соня в исполнении Николины Калиберды пойдет на каторгу за Раскольниковым в своем роскошном черном платье. Поскольку человек слаб телом, как поется в одном из зонгов Ряшенцева, и удовлетворять насущные потребности намного проще, чем идти на голгофу. Родион Раскольников в креативном исполнении Сергея Рожнова, на котором сходятся все судьбы и завязываются тугие узлы неразрешенности не может смириться с унижением человеческого достоинства. С одной стороны, он не позволяет сестре (актриса Кристина Айвазовская) выйти замуж за практичного и циничного Лужина, которого довольно интересно играет Станислав Федорчук. Жертвенность Дуни гордому брату, задумавшему эксперимент над союой, не по душе. Это с одной стороны, а с другой - совершая преступление из идейных соображений, "сверхчеловек" оказывается убивцем самого себя. Поднимаясь по лестнице вверх в пустую квартиру убитой топором старухи-процентщицы, он оказывается у звенящего колокола, возвещающего о гибели человеческой души. Художественный образ бесконечных лестниц сценографа Степана Зограбяна – прием не новый в постановках "Преступления и наказания", есть он и в спектакле Юрия Еремина в театре Моссовета, но тут сценическое пространство, напоминающее огромную железную клетку из лестниц, образует судьбоносное пересечение линий разных характеров, точнее их неминуемое столкновение с главным героем, покусившемся на христианские ценности, а значит и пошедшего против Всевышнего. . Мужик в красной рубахе, два инкогнито в масках, хватающие под белые руки интеллигентного преступника, за которым постоянно следят – это разные знаки времени, обозначающие хаос и вседозволенность, как в старой, так и в новой России. Поэтому Порфирий Петрович, не иначе, как "добренький" следователь ОГПУ в карнавальном варианте, прекрасно сыгранным Юрием Голубцовым, держащим жертву на коротком поводке удушающего обаяния. Таким образом, "Бесы" Достовского так или иначе проникают в площадное представление Марка Розовского, а музыка Эдуарда Артемьева создает атмосферу трагического балагана на площади. Неудивительно, что на премьере спектакля "Убивец" зал был переполнен, и публика после окончания представления долго вызывала артистов и режиссера, на "Бис", ведь где еще можно увидеть, чтобы Достоевский так прозвучал современно с болью за человека, потерявшего смысл жизни и возомнившего себя выше Бога. Автор статьи: Любовь Лебедина. фотографии предоставлены театром "У Никитских ворот".
Раскольников заговорил стихами
Современники Достоевского не очень-то жаловали. Прогрессивная общественность, боровшаяся с самодержавием, видела в его романах не грозное предупреждение грядущего кровавого бунта, а лишь больные фантазии. Зато XX век вознес Федора Михайловича на знамя как пророка, и в нынешнем столетии «проклятые вопросы» классика звучат еще более остро. Вот и Марк Розовский решился поставить свою версию «Преступления и наказания» в театре «У Никитских ворот». Площадное действо «Убивец» мастер создал еще в конце 1970 х, он представил зрителю своеобразную исповедь Родиона Раскольникова, переложив великий текст на стихотворный лад с танцами, романсами и частушками.  Сергей Рожнов в роли Раскольникова. Фото: teatrunikitskihvorot.ru. На сцене будто и нет Петербурга. Никаких декораций Северной столицы, только огромные черные лестницы и прозрачная коробка, напоминающая большой аквариум. Вспоминаются слова матери Раскольникова Пульхерии Александровны: «Здесь на улицах как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Атмосфера затхлости, разврата, падения нравов передана точно: действие начинается в кабаке, где по-есенински «пьют здесь, дерутся и плачут». Все можно купить или пропить за деньги. Однако полно танцев, песен, шума — перед нами кабаре. Люди прожигают жизнь, и им нет дела до страданий ближнего. Сюда и забредает Раскольников. В спектакле его блистательно сыграл молодой актер Сергей Рожнов. Герой Достоевского на сцене театра «У Никитских ворот» внешне похож на Христа с картины Крамского «Христос в пустыне». Только в глазах недавнего студента нездоровый блеск, он мечтает сделаться подобным Наполеону. Да уж, культ личности французского императора после известных событий с историком-реконструктором Соколовым невероятно актуален. Постановка Розовского отражает полифонический подход к роману Достоевского: здесь каждый говорит собственным голосом, и у каждого своя правда и даже исповедь. Вот опустившийся на дно жизни Мармеладов (Владимир Пискунов) утверждает собственную ничтожность, вот Лужин (Сергей Уусталу), заявляющий, что прежде всего нужно полюбить себя, а сладострастник Свидригайлов (Денис Юченков) воспевает похоть и жажду обладания. Не случайно персонажи повторяют одни и те же фразы, как бы закрепляя за собой право единственно верного взгляда на мир. Музыка Эдуарда Артемьева и стихи Юрия Ряшенцева, созданные еще к первой версии «Убивца», которую Розовский поставил в 1978 году, позволили перенести большой роман Достоевского на сцену без ущерба для текста. Напротив, поэтические реплики героев в сочетании с прозаическими смотрятся органично и преображают философскую прозу, добавляя ей шекспировскую страсть. Так выглядит сцена, когда Дуня (Кристина Айвазовская) стреляет в Свидригайлова, или диалог последнего с Раскольниковым. Свидригайлов Вечность? А что такое вечность? Мы вечно говорим, Полны восторга, И почему-то верим, что она Сиянье и простор над нашим тленом! А что как вечность — Утлая каморка, Совсем как банька сельская темна, И — пауки, И — пауки по стенам! Раскольников Какой больной, какой жестокий бред! Ужель таков конец вселенской драме, И для людей других исходов нет, Как эта баня, банька с пауками?  Денис Юченков в роли Свидригайлова. Фото: teatrunikitskihvorot.ru. Розовский нарушил хронологию романа, и некоторые эпизоды из финала произведения перенес в начало. Такой ход помогает лучше понять мотивы преступления Раскольникова и осознать его наказание. Речь идет не о физическом убийстве Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы и не о последующей за этим каторге, а о внутреннем суициде героя, который допустил саму мысль, что лишение жизни другого человека может быть благом. Отсюда кольцевая композиция постановки. Раскольников является перед публикой с намерением исповедаться, а в финале признается, что он убил старуху-процентщицу. Характерна и сцена убийства: Раскольников поднимается на самый верх большой черной лестницы и звонит в колокольчик. Никакой крови, никакой старухи и ее сестры, только мерный похоронный звон, а внизу толпа немых свидетелей, которые будто смотрят фильм о сумасшедшем преступнике. Колокольчик, как скрипящая калитка в чеховских рассказах, символизирует смерть. Раскольников духовно умер, но его еще ждет воскрешение, как библейского Лазаря. Эту притчу, как известно, читает Сонечка Мармеладова (Николина Калиберда). Один из самых пронзительных эпизодов в романе — диалог Сони и Раскольникова, когда герой признается в своем преступлении. «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». — «Это человек-то вошь!» Раскольников убежден, что имеет право на уничтожение «вредных» людей для достижения справедливости, Соня же противостоит злу тем, что способна принять любого, даже убийцу. Потому принять, что и в нем есть что-то от Творца. Тот же Раскольников искренне любит свою мать и сестру, смеется с пожилой кухаркой Настасьей, угощающей его супом. Что же привело его к человеконенавистнической теории? Однозначного ответа на этот вопрос Розовский в спектакле не дает, но герой его — порождение того стихийного русского духа, который подобно птице-тройке сметает все на своем пути. Его воплощением становится сцена жуткого сна Раскольникова, когда насмерть забивают лошадь. Режиссер прибегает к приему интерактива. Персонажи периодически обращаются к залу. Вот следователь Порфирий Петрович (Юрий Голубцов) зачитывает мнение редактора «Русского вестника» Каткова, который утверждает, будто после всякой революции к власти приходит олигархия. — Согласны? — вопрошает Порфирий. В спектакле возникает фигура Шарманщика. Он выступает и автором, и повествователем, таким Бояном, рассказывающим о случившейся в незапамятные времена истории. Именно ему суждено поведать зрителям еще один сон Раскольникова, который он видит уже на каторге. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве... Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало». Эти слова как предупреждение Достоевского человечеству, им, увы, не усвоенное. Может быть, именно поэтому романы классика с упорством продолжают экранизировать и ставить в театре. Авось дойдет.
|
|