Журнал «Искусство кино» совместно с «Мосфильмом» объявили о старте повторного проката фильма Андрея Тарковского «Солярис» 1972 года — экранизации одноимённого романа Станислава Лема. К анонсу вышла новая версия трейлера. В фильме сыграли: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Музыку написал советский композитор Эдуард Артемьев. На Каннском кинофестивале в своё время «Солярис» получил Гран-при жюри и приз Международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI. Космическая экспедиция несколько лет безрезультатно исследует планету Солярис, на которой обнаружен «разумный» Океан. Чтобы разобраться в пользе исследований, на Солярис отправляется психолог Крис Кельвин. Там доктор обнаруживает экипаж, как ему кажется, обезумевший из-за воссозданных Океаном мучительных, тяжелых воспоминаний. Скептицизм Криса проходит, когда он встречает покончившую с собой жену.
Специальные показы отреставрированной версии фильма пройдут 11 декабря в Москве (кинотеатр «Октябрь») и 14 декабря в Санкт-Петербурге (кинотеатр «Аврора»). С 19 декабря картину начнут крутить в сети кинотеатров «Каро». А с 26 декабря зрители смогут увидеть фильм в других кинотеатрах — в более 70 городах России. 
Андрей Тарковский и его «Солярис» - эксклюзивный показ на больших экранах Литвы!
«Солярис», режиссер Андрей Тарковский (1972). СССР, 12+.jpg)
Также вышел в повторный прокат странный, прекрасный и величественный шедевр Андрея Тарковского с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук в главных ролях. Герой Баниониса Крис отправляется на космическую станцию на орбите планеты Солярис и океана — внеземного разума. Этот разум заставляет обитателей станции столкнуться со своими глубинными страхами и самыми мучительными воспоминаниями. Важнейшую роль в ленте играет музыка. Тарковский хотел получить не просто музыкальное сопровождение, а звуковую картину. Задачу выполнил первооткрыватель советской электронной музыки Эдуард Артемьев. «Солярис» снят по мотивам одноименного романа фантаста Станислава Лема, но Тарковский сильно сместил фокус в произведении. Если писателя в первую очередь занимала тема исследования космоса, то режиссер снял кино о человеке и его этических проблемах. Станислав Лем был недоволен такой интерпретацией, зато кинематографическое сообщество оценило картину по достоинству, в 1972 году «Солярис» получил Гран-при Каннского кинофестиваля. 🔊 Воспроизвести
«Главный смысл… фильма «Солярис» я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее».
Андрей Тарковский,
кинорежиссер
Ровно год тому назад литовская кинокомпания Kinfo „Pamatyk kine’’ в Вильнюсе, в переполненном зале „Forum Cinemas“, только один раз показала шедевр Андрея Тарковского «Сталкер», отправившись в путешествие в мир Тарковского, в таинственную Зону.3 декабря 2019 года она приглашает продолжить знакомство с творчеством этого удивительного режиссера, отправиться в путешествие на «Солярис», которое возглавил литовский актер Донатас Банионис.
Андрей Арсеньевич Тарковский (4 апреля 1932 года, село Завражье, Юрьевецкий район, Ивановская Промышленная область — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — советский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Получил «Золотой лев» — главная награда Венецианского кинофестиваля.
Творчество Андрея Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Концептуальные и художественные решения Тарковского отличаются оригинальностью и глубиной.
«Солярис» — драма, снятая Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого фантастического романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, рассматриваемых через призму контактов с внеземным разумом. Широкоэкранный фильм состоит из двух равных частей (серий).
Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Герои этой философско-фантастической драмы — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ: рублёвская «Троица» равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой «Возвращения блудного сына» Рембрандта.
В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри.
Действие происходит в неопределённом будущем. Соляристика — наука, изучающая далёкую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследование планеты или окончательно свернуть его. Споры подогревают показания пилота Бертона. Некоторые учёные на их основании делают вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин (главный герой, актер Донатас Банионис) вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте…
Музыку для фильма сочинил Эдуард Артемьев, в то время уже признанный лидер советской электронной музыки, который также писал музыку ко многим известным впоследствии фильмам. Картина была условно разделена на две части: конкретные природные шумы Земли и некий иной мир, космический, который решался уже синтетическим методом. В фильме звучит переложение фа-минорной хоральной прелюдии Иоганна Себастьяна Баха (Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639), это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)». Тарковский не собирался включать в картину просто музыку, ему нужна была именно звуковая картина, как неотъемлемая часть атмосферы планеты Солярис. В работе над звуковой составляющей фильма используется фотоэлектронный оптический синтезатор «АНС».
Некоторые интересные факты создания фильма:
Станислав Лем критически отозвался о фильме Тарковского, сказав, что это история по мотивам его произведения и «скорее, это «Преступление и наказание, чем «Солярис».
Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям, развязкам, эстакадам «города будущего», снимали в Японии. Сюто — сеть скоростных платных автодорог в Большом Токио, была построена к Олимпиаде 1964 года и из-за плотной застройки большая её часть пролегала как под городом, так и над городом. Это привлекло внимание Тарковского, так как многоуровневые автострады являлись традиционной деталью у художников, иллюстрировавших фантастическую литературу в XX веке.
Натурные сцены «дома у реки», в котором жил Кельвин, снимались недалеко от Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Место было выбрано не случайно, как рассказывают современники режиссёра, именно в Звенигороде мать Тарковского когда-то снимала дачу на лето для своих детей. Декорации к фильму готовили около года, для большей таинственности даже облицевали жестью мост рядом с домом героя. Съёмочная группа проживала в монастыре, а первый кадр был снят в поле.
Сцена с невесомостью снималась при помощи двух операторских кранов, на одном из которых был закреплён киносъёмочный аппарат, а на другом располагались актёры. Виды мыслящего океана снимались по методу «Фокаж» (форма, образованная контактом активных жидкостей), разработанному кинооператором комбинированных съёмок Борисом Травкиным.
На главную роль был приглашен литовский актер Донатас Банионис и сразу утвержден. Банионис о Тарковском знал немного, но был потрясен его фильмом «Иваново детство», и, получив от второго режиссера Игоря Петрова копию фильма «Андрей Рублев» (в то время, запрещенную к показу в СССР), устроил тайный просмотр Юозасу Мильтинису, главному режиссеру Паневежского театра, чтобы получить разрешение для участия в фильме (в то время были такие требования!).
Посмотрев «Андрея Рублева», Мильтинис сразу подписал разрешение и благословил актера на работу с Тарковским, понимая всю важность события. Донатасу Банионису к тому моменту было уже 48 лет, зрелый актер, но сниматься у Тарковского ему было сложно.
Из воспоминаний Донатаса Баниониса: «Когда мы стали снимать, я понемножку стал узнавать, что он хочет. Если я знал в картинах «Мертвый сезон» или «Никто не хотел умирать» по жизни все, мне было ясно более-менее, а «Солярис» - я не разобрался, что это такое будет. Когда вышла уже картина, я целиком увидел это: музыка Баха, Хоральная прелюдия Фа минор, потом – Рембрандт «Блудный сын» в конце фильма, когда я на колени падаю.. Вот это уже мировое достижение искусства. И я понял, куда я попал и что это такое! Посылает Бог и судьба встретиться с такими людьми. Зритель тогда – далеко-далеко, не дозрел, чтобы думать так глубоко на все времена, чтобы понимать философию, которая не имеет сегодняшнего только смысла, обнимает всю историю человеческую: кто такой человек, почему он так поступает. По фильму – стремится познать космос. Для того чтобы познать человеческую суть, совесть, он должен разобраться в себе, а не в космосе. Вот это уже пришло после того, когда уже посмотрел весь фильм. И я понял, что я там делал. И теперь если обо мне в мире где-то и вспоминают, то вспоминают в первую очередь то, что я снимался у Тарковского».
Кстати, в эпизоде, главного героя в детстве сыграл сын Донатаса Баниониса, Раймундас, сегодня известный литовский режиссер.
Награды:
Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале 1972 года.
Приз ФИПРЕССИ на Международном Каннском кинофестивале 1972 года.
Приз на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1972 году.
Премия за лучшее исполнение женской роли (Наталья Бондарчук) на IX международном кинофестивале в Панаме в 1973 году.
Обладатель Гран-при Каннского кинофестиваля , «Солярис», входит в число величайших фантастических фильмов в истории мирового кинематографа.
Не пропустите!
Только один раз - 3 декабря - на больших экранах кинотеатров „Forum Cinemas“ в Вильнюсе и Каунасе состоится эксклюзивный показ фильма Андрея Тарковского «Солярис».
Кадры из фильма «Солярис» - из архива организаторов
8 главных сцен фильма Андрея Тарковского «Солярис» Подробнее на https://www.kinoafisha.info/news/8-glavnyh-scen-filma-andreya-tarkovskogo-solyaris/
12 декабря 2019
Эта картина занимает особое место в его фильмографии: фильм снят на основе одноименного произведения Станислава Лема, но представляет собой прежде всего не экранизацию научно-технической фантастики, а философско-религиозный манифест.
С 19 декабря в сети кинотеатров «Каро», а с 26 декабря — в широком прокате можно будет увидеть шедевр Андрея Тарковского «Солярис». Это минималистичный, где-то даже камерный фильм, но скупость выразительных средств не мешает ему быть удивительно эстетичным. КиноАфиша выбрала восемь ключевых сцен, которые стали классическими и за последующие несколько десятков лет заслужили множество вариаций и отсылок в других фильмах.
Прощание с домом (1)
Пока Земля видна не в иллюминаторе, а тут, Крис Кельвин (Донатас Банионис) пытается надышаться ею. Типичные для Тарковского «длинные» планы с каплями, падающими на траву, живописными затонами и слепым дождем были сняты летом в Звенигородской области. Потом, уже на «Солярисе», ученый Снаут (Юри Ярвет) покажет Крису нехитрое приспособление из нарезанной бахромой бумаги, приклеенной к вентилятору и как бы напоминавшей шум листвы. Его изобрел другой член экипажа, покончивший с собой незадолго до прибытия Кельвина — Гибарян (Сос Саркисян). Здесь слились и русский космизм, и сентиментальная любовь к родине, и пафос космических путешествий, практически канонизированный советской идеологией. «В космосе очень одиноко во время бесконечного путешествия», — пропоет потом Элтон Джон в песне Rocket Man (‘It's lonely out in space on such a timeless flight’).
Кельвин сжигает свое прошлое (2)
Психолог Крис Кельвин, готовясь к рейсу на исследовательскую станцию в орбите Соляриса, сжигает свои старые вещи, среди которых находит даже университетскую курсовую работу. Символизм этой сцены буквалистский: в густом сером дыме исчезает то, что связывало его с Землей, домом, своим прошлым, а значит, и собой прошлым (самость, которую на Солярисе ему будет не так просто отстоять). В литературном и режиссерском сценарии будет сохранена сюжетная линия, где Крис раздваивается на реального человека и фантом, собственную проекцию.
Как бы он не пытался сепарироваться от груза прошлого, в том числе с помощью таких полушаманских обрядов, прошлое все равно нагоняет Кельвина, потому что живет не бумагах и вещах, и даже не в нейтрино, из которых состоят призраки Соляриса (в том числе и его «воскресшая» жена Хари). Прошлое, особенно то, которого мы боимся, — нематериально, тотально, неубиваемо.
Ночная поездка Бертона (3)
Анри Бертон (Владислав Дворжецкий) был поднят на смех научным советом после своих рассказов о вхождении в атмосферу Соляриса (он был убежден, что все, что он там увидел, в том числе карликовые растения и гигантский ребенок, — правда, а не плод его фантазии). После встречи с Крисом и его теткой (Тамара Огородникова) он звонит им по видеосвязи. Мы видим, как за фигурой Бертона мелькают изгибы автотрассы, а потом «субъективная камера» переносит зрителя на водительское сидение. Эта сцена снималась в Японии (Токио), где на тот момент была самая современная и футуристичная городская архитектура (фильм вышел в 1972 году). Постепенно из черно-белой гаммы картинка становится цветной и уходит в синие и красные тона: вспомните цветокоррекцию в «Матрице», это очень похоже на кадры из Тарковского. Вполне возможно, что Вачовски вдохновлялись именно «Солярисом».
Хари прорывается сквозь железную дверь (4)
«Не превращай научную проблему в альковную историю» — сказал Снаут Крису, намекая, что настойчивость Хари (Наталья Бондарчук) — следствие в том числе его малодушия. Она проводит с ним больше и больше времени, а он не в силах ее прогнать. Кажется, Крис больше верит в реальность Хари, чем она сама — он даже убеждает ее в том, что она не репликант, не воплощенная в плоть матрица, а реальный человек. Он говорит, что любит ее, и своим болезненно-заботливым отношением очеловечивает призрак бывшей жены. Как нейросеть, Хари быстро учится, внимательно следя за его эмоциональными реакциями и начиная им манипулировать.
Крис совершает довольно нелепые в своей наивности попытки освободиться от Хари: он пытается отправить ее на ракете в космос, но в итоге только получает ожоги. Крис проводит с Хари ночь, а когда выходит из комнаты, замечает, что та начинает бешено биться в дверь. Он пытается ей помочь, но Хари, как будто бешеное животное, буквально раздирает стальную дверь и проходит сквозь лоскуты железа.
Невесомость в библиотеке (5)
Снаут оставляет Криса и Хари одних в библиотеке, предупреждая, что ровно в пять вечера на корабле на 30 секунд наступит невесомость. Оператор Тарковского Вадим Юсов, с которым они работали на нескольких фильмах, решил снять эту сцену с помощью рапида. В отличие от остальных, стерильных и безжизненных, интерьеров корабля, библиотека — самое «очеловеченное» и глубокое пространство. Она завалена книгами, измерительными приборами, безделушками — одним словом, приметами «земного» человеческого быта, где-то даже мещанства. Невесомость настигает Криса и Хари вместе, и они сплетаются в объятиях, как парящая парочка на шагаловской картине «Поцелуй». Как писала в книге «7 ½» великая критикесса Майя Туровская: «Мотив полета — навязчивый мотив Тарковского».
Волнующийся мыслящий океан (6)
Визуально сцены с океаном не поражают воображение — в конце концов, все это буквально снималось в тазу. Но вот в сочетании с удивительной музыкой Эдуарда Артемьева, чуть ли ни единственного в Советском Союзе композитора, работавшего не с мелодией, а звуками, эти кадры наводят непередаваемый ужас. С написания музыкального отрывка для океана началась работа над саундтреком к фильму: Тарковский лично присутствовал на записи инструментов в студии (тут можно услышать как синтезаторы, так и симфонический оркестр) и даже участвовал в сведении, маниакально добиваясь идеального звука. Японский композитор-авангардист Исао Томита был так впечатлен фильмом, что прислал Тарковскому свою версию саундтрека, написанную на основе музыки Артемьева.
«Возвращение блудного сына» (7)
Финальный и самый известный кадр картины, тонический аккорд. Крис возвращается на Землю (на самом деле, как мы потом видим, на остров в мыслящем океане) и припадает к телу отца (Николай Гринько), становясь пред ним на колени. Это буквальное исполнение классического полотна Рембрандта «Возвращение блудного сына» и эмоциональный пик картины. То, что Тарковский выбрал эту сцену для финала, еще раз подчеркивает, что он рассматривал «Солярис» прежде всего как эсхатологическое произведение, а не экранизацию остроумного научно-фантастического романа. Этим объясняется его жесткий подход к монтажу и выкидыванию «лишних» сцен. Вместе с этим фильм все-таки сохранил черты разных жанров — например, хоррора (момент, когда копия Хари пытается покончить жизнь самоубийством, как это когда-то сделала реальная Хари после ожесточенной ссоры с Крисом).
Сцена в зеркальной комнате (8)
Одна из самых визуально впечатляющих сцен, которая по этой причине и была вырезана Тарковским из прокатной версии. Режиссер не любил подчеркнутой «красивости» и считал, что сцены, снятые «без швов», обладают стерильностью, которая губительна для картины. Тем не менее, сцена в зеркальной комнате сохранилась и ее можно посмотреть онлайн. В сочетании с музыкой Эдуарда Артемьева картинка, которая состоит из сотни фракций, очень хорошо передает ощущение расщепления сознания, которое постигло Криса. Он находится в галлюцинаторном бреду, с него ручьями течет пот, в какой-то момент мы видим, как он откинул голову на подушку, беззвучно шевеля губами и пытаясь произнести какие-то слова — возможно, он молит о пощаде. Кого? Мыслящий океан? Обретшую плоть умершую жену? Может, и бога.
Автор: Анна Филиппова Подробнее на https://www.kinoafisha.info/news/8-glavnyh-scen-filma-andreya-tarkovskogo-solyaris/
Синематека «Искусство кино» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» выпускает в повторный прокат фильм «Солярис» Андрея Тарковского.  19 декабря отреставрированная версия фильма выйдет в эксклюзивный прокат в сети кинотеатров «Каро», а с 26 декабря в широкий прокат более чем в 70 городах.
«Солярис» — фантастический фильм Андрея Тарковского, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1972 году на основе романа Станислава Лема. В фильме сыграли: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько и Анатолий Солоницын. На Каннском кинофестивале в 1972 году «Солярис» получил Гран-при жюри и приз международной ассоциации кинопрессы FIPRESCI.
«Солярис» (1972, 169 мин.) Авторы сценария: Фридрих Горенштейн и Андрей Тарковский, по роману Станислава Лема Режиссер: Андрей Тарковский В ролях: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын, Ольга Барнет, Виталик Кердимун, Ольга Кизилова, Татьяна Малых и другие Оператор: Вадим Юсов Композитор: Эдуард Артемьев
Космическая экспедиция несколько лет безрезультатно исследует планету Солярис, на которой обнаружен «разумный» Океан. Чтобы разобраться в пользе исследований, на Солярис отправляется психолог Крис Кельвин. Там доктор обнаруживает экипаж, как ему кажется, обезумевший из-за воссозданных Океаном мучительных, тяжелых воспоминаний. Скептицизм Криса проходит, когда он встречает покончившую с собой жену. Антон Долин главный редактор журнала «Искусство кино»: Необычный фильм — даже среди картин Тарковского. Это и «настоящая» научная фантастика, и протест против устремленности к прогрессу и будущему — вместо него Тарковский выбирает вечное возвращение, судьбу блудного сына. Возможность для каждого зрителя нырнуть в мыслящий океан и столкнуться лицом к лицу со своими страхами и надеждами, как это происходит с героями «Соляриса».
Цифровая реставрация фильма выполнена «ФГУК киноконцерн «Мосфильм». Специальные показы фильма пройдут 11 декабря в Москве (кинотеатр «Октябрь») и 14 декабря в Санкт-Петербурге (кинотеатр «Аврора»). |