«Матрица» с оркестром
Сегодня в Смольном соборе состоится творческий вечер Эдуарда Артемьева. Музыку композитора исполнит Российский оркестр Синематографа. Коллектив был создан в прошлом году усилиями Игоря ПОНОМАРЕНКО, с которым встретилась наш корреспондент Полина ВИНОГРАДОВА – Что послужило стимулом создания Российского оркестра Синематографа? – Эта идея во мне зрела давно. Но воплощение она получила неожиданно – поступил заказ от министра высшего образования и науки ОАЭ шейха Нахайяна Мубарака аль Нахайяна: надо было сыграть музыку из «Матрицы» с симфоническим оркестром... – Пожалуйста, про шейха подробнее. – На мои первые гастроли в Арабские Эмираты я приехал с ансамблем «Ма.Гр.Иг.Ал». Концерт посетил шейх и, что с ним случается редко, дослушал первое отделение до конца. В антракте мы были ему представлены, он даже похвалил русских музыкантов. – Вы играли русскую музыку? – Да, но классическую, и еще европейскую классику, в общем, самые популярные мелодии. Шейх ведь не в пустыне родился; он получил образование в Англии, и знаете, когда общаешься с этим человеком, от него буквально веет королевской кровью, сразу чувствуется, что называется, порода. Похожее ощущение возникло, когда я здоровался за руку с принцем Чарльзом. Это давно было – мы с «Терем-квартетом» выступали на празднике в честь юбилея Пушкина, там собрались потомки поэта и другие представители знатных родов. – Хорошо, а на решение собрать оркестр Синематографа как шейх повлиял? – По его просьбе нас пригласили в ОАЭ второй раз, чтобы сыграть на грандиозном празднике под открытым небом музыку из «Матрицы». Это было фантастическое шоу с подсветкой, фейерверком, электроникой, диджеями... Фильм показывался на экране 9 х 16 метров. Тогда я понял, что у нас в городе как-то до обидного мало звучит киномузыки, хотя это целый пласт абсолютно самобытной культуры, тем более в России, где музыку для кинофильмов писали и пишут наши лучшие композиторы. Существуют классические оркестры и эстрадные, джаз-банды... А кому же исполнять саундтреки? Оркестр «Ленфильма» расформировали. А ведь этот жанр – один из самых востребованных, он гораздо нужнее слушателю, чем даже народные песни и тем более шансон. Потом мы еще и «Трансформеров» в Эмираты привезли. Оркестр играл музыку из фильма, Юлия Махалина танцевала балет, поставленный Владимиром Романовским. Получился очень зрелищный сорокаминутный спектакль. У нас такого не делают. Я же стараюсь всех убедить, что важно придумывать отдельные шоу для каждой программы, а не просто – вышел и сыграл знакомую мелодию. – С точки зрения дирижера и музыканта, в чем особенность музыки для кино? – В сознании человека эти мелодии, как правило, привязаны к конкретной картинке, поэтому мы дополняем концерты видеороликом. Я считаю, что эта музыка достойна интерпретации, она продлевает жизнь фильма, более того, переживет кино. Люди скучают по советским мелодиям, кинофильмам. Шесть лет назад я впервые обратился к этому направлению – мы играли сочинения Исаака Дунаевского в Большом зале Филармонии. Потом повторили программу в Капелле – ни одного свободного места. Даже не верится, что еще год назад я умолял: «Давайте привезем в Петербург Оркестр Поля Мориа! Я позвоню Мирей Матье, она поможет все организовать...». Меня не послушали, а уже в этом году оркестр выступил в БКЗ «Октябрьский». Теперь я хочу убрать экраны, постепенно будем избавляться от иллюстративности, в первом отделении еще будут изображения, а во втором – нет. Надо отвыкать ассоциировать музыку с тем или иным фильмом, она самодостаточна. – Сегодня стало модным издавать саундтреки отдельными дисками, рок-звезды специально записывают песни для фильмов вроде саги «Сумерки» или «Алисы в Стране чудес». – Музыка к «Алисе» мне, кстати, нравится. И в «Аватаре» звучит неплохая мелодия. Много шума было поднято вокруг номинации Сергея Евтушенко на «Оскар», он интересное произведение сочинил для «Последнего воскресения», но в данном случае очень важно, что музыку исполняет оркестр русских народных инструментов. Мы играем и современные саундтреки, например, главную тему из сериала «Мастер и Маргарита», которую Игорь Корнелюк написал. Саундтрек последнего «Гарри Поттера» исполняем... Но практически для всего зарубежного материала я сам делаю аранжировки – оригинальные ноты не получить из-за проблем с авторскими правами. – Когда композитор получает заказ от режиссера, ему важно качество фильма? – Вряд ли. Он же пишет как бы немного о себе, что-то внутри переживает, и совсем не обязательно перед глазами иметь конкретные образы. – Вы ведь и сами музыку сочиняете? – Я по второму образованию – композитор, еще будучи участником «Терем-квартета» написал мюзикл «Каштанка» для музыкального театра «Зазеркалье». Затем была поставлена «Барышня-крестьянка» в Театре на Литейном; в Свердловском театре музыкальной комедии сделал электронную версию оперы «Женитьба Фигаро» Моцарта. Для труппы «Хореографические миниатюры» сочинил балет «Дон Хосе» по мотивам «Кармен». Сейчас я пишу ораториальную драму «Ревизор», надеюсь, весной будет премьера. Моя мечта – сочинять для кино. Пока что озвучил только фильм «1814» о юных лицеистах, друзьях Александра Пушкина, снятый три года назад режиссером Андресом Пуустусмаа. – Игорь, а почему вы все-таки выбрали домру? – В нашей сибирской глуши классические инструменты не котировались, сомневаюсь, что в наш городок хоть раз приезжал симфонический оркестр. Другое дело – баян, гармошка, домра, вот это по-мужски. Я-то хотел научиться играть на фортепиано, но мне сказали, что в одиннадцать лет начинать карьеру пианиста поздно. Однажды наш детский оркестр пригласили выступить на телевидении, и меня показали крупным планом. Моя бабушка смотрела и плакала. Благодаря музыкальной школе я стал местной знаменитостью, солировал в оркестре. Мне приходилось немного преподавать, когда был студентом Ленинградской консерватории, учил пацанов на домре играть. И знаете, с удовольствием занимались.
Источник: http://www.spbvedomosti.ru/ |
Новости >