Новости‎ > ‎

"Алтайский сказ" в Тувинской филармонии.


История Алтая в произведениях алтайских поэтов и художников
Симфонический оркестр ГФАК
Барнаульский городской академический хор
Дирижер — Вячеслав ПРАСОЛОВ

АЛТАЙСКИЙ СКАЗ

Симфоническая сюита «Алтайский сказ. Полет над временем» — произведение во многом уникальное. Впервые волнующие события многовековой истории Алтая, выстроенные в единой концепции, будут рассказаны слушателям на языке музыки, использующей все доступные средства выразительности — от древнего варгана до симфонического оркестра, дополненного современной электроникой. «Соавтором» музыки выступит изобразительное искусство, став основой видеоряда, и здесь (тоже впервые!) художественные образы алтайских живописцев и графиков обретут новую жизнь в компьютерной анимации. Третий «участник» этого многосоставного произведения — художественное слово, внесет личную, лирико-поэтическую ноту в размышления об Алтае — нашей малой родине, чья судьба и история с давних пор связана с судьбой и историей великой России. 
«Для меня самое сильное „оружие“ музыки — ее эмоциональное начало, способность прямо воздействовать на струны души, заставлять их резонировать».
Эдуард Артемьев
Эдуард Артемьев — один из ведущих мастеров современной музыки, автор симфоний, сюит, вокальных и вокально-хоровых циклов, концертов и других сочинений. Зарубежные музыкальные критики называют Артемьева «типично русским композитором-классиком, воспитанным в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича».
Гениальный мелодист и новатор в области звука, Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая слушателя силой своего воображения, тонко сочетая проникновенную интонацию музыкальной речи с «неземными» электронными тембрами и дыханием живой природы. В каком бы стиле он ни работал, его звуковой мир всегда самобытен, узнаваем, демократичен.
Эдуард Артемьев — один из самых знаменитых и востребованных авторов киномузыки. Более 150 «озвученных» им картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, разнородностью художественных задач. Артемьев принял участие в работе над тремя фильмами А.Тарковского, создал музыку ко всем фильмам Н.Михалкова, сотрудничал с А.Кончаловским, В.Абдрашитовым, С.Самсоновым, А.Орловым, А.Хамидовым, П.Чухраем, А.Прошкиным и другими отечественными мастерами, с голливудскими режиссерами Л.Шиллером, Д.Голденом, Ю.Нейманом. Также Артемьев является признанным лидером российской электронной музыки. Его художественные открытия в области электроакустики стали настоящим прорывом в будущее.
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии.
Эдуард Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО, членом Союза композиторов и Союза кинематографистов РФ.


Государственная филармония Алтайского края пригласила Заслуженную артистку РТ Софью Кара-оол принять участие в симфонической сюите: «Алтайский сказ. Полет над временем» посвященной 75-летию Алтайского края. Сюиту написал Заслуженный деятель искусств РСФСР , Народный артист России , Лауреат трёх премий «Ника», Эдуард Николаевич Артемьев . 
Софья исполнила партию этнического вокала в вокализе «Голос Степи». Сложность этого номера заключается в том, что автор написал конкретную, ясную мелодию, основанную на пентатонике, которая как вы знаете основной лад многих кочевых культур Великой Степи, но этот пентатоничний вокализ Э. Н. Артемьева написан в двух октавах. Си-бемоль малой до си-бемоль второй. Для драматического сопрано в академической манере это обычный диапазон. Но проблема в том, что вот эти две октавы надо петь в манере народного пения, которая хорошо сохранилась в настоящее время, только в Монголии. Это устоявшаяся тысячелетиями манера пения монголов. Равнозначно звучащего диапазона в этой открытой манере у певцов не встречается у многих это квинта, октава. У редких голосов есть полторы октавы. Софья с этой архисложной задачей справилась наотлично. 
Как неординарный и великий композитор, Э. Н. Артемьев выразил степное пение с множеством скачков, и смещением доли, и акцентов во всех вариантах при исполнении этой миниатюры. Чувствуется маститость,  смелость  и знание материала композитором. Голос Степи впервые было исполнено по варианту композитора, нота в ноту. Певица которая исполняла до этого, очень успешно и мастерски импровизировала в пределах своего диапазона. Состоявшиеся 28 февраля первый концерт прошел успешно при полном зале.
В конце сюиты зал аплодировал стоя - всем солистам, оркестру и дирижеру. О впечатлениях тувинской делегации после радушной встречи барнаульских коллег самые благоприятные и о них, -  о музыкантах, об оркестре, о солистах филармонии,  об администрации на следующих материалах нашего сайта. Продолжение следует.      

 
Comments