Эдуарду Артемьеву-75.


Да, господа, Эдуарду Николаевичу СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ.


Много это или мало для человека, особенно если он не особенно подпадает вообще под какие-либо рамки, тем более возраста. Я помню его таким же пять лет назад, и почти таким же когда ему должно было стукнуть шестьдесят, но почему-то не стукнуло. Ему было просто некогда этим заниматься, и уж точно никогда не придёт в голову подсчитывать свои года. Его музыка одна из самых красивых в мире, а его рассуждения о ней одни из самых искренних и понятных. В Артемьева влюбляешься сразу, как только слышишь его музыку или речь. - 

Продолжайте оставаться именно таким, уважаемый Лёша!




Репортаж Алексея Мельникова для "К П"



Видео YouTube





Смотрите оригинал материала наhttp://www.1tv.ru/news/culture/221028




======================================================================================================================================

30 ноября 2012, Пятница, 12:20

Композитор Эдуард Артемьев отмечает 75-летний юбилей



Под его аккорды закрывалась Олимпиада в Москве, закручивалась драма оскароносных "Утомленных солнцем", а никому неизвестные вокалисты, благодаря его творениям, становились эстрадными звездами всесоюзного масштаба. Сегодня отмечает юбилей гуру отечественной электронной музыки, Эдуард Артемьев. Автор саундтреков к более чем 150 кинофильмам и десяткам спектаклей, в свои 75 он продолжает трудиться не покладая рук.

Лишь полминуты музыки для нового фильма и короткое интервью в домашней студии - всё, на что согласился Эдуард Артемьев. Он по-прежнему работает 20 часов в сутки, почти не выходя из квартиры. Впечатления из детства, особенно военные, питают всю его творческую жизнь.

"Огромный истребитель, с крестами. Силуэт пилота, он ещё нам помахал крыльями. Я это никогда не забуду!" - вспоминает Эдуард Артемьев.

Мало кто знает: именно Артемьев написал первые песни для совсем юной начинающей певицы Аллы Пугачёвой. Ведь фильм "Удивительный мальчик", где она пела их за кадром, 40 лет пролежал на полке.

"Очаровательное было создание. Ей тогда было лет 19. Я сразу подумал, что это существо прорвётся далеко и высоко!" - вспоминает Эдуард Артемьев.

С помощью первых компьютеров, поразивших его воображение, Эдуард Артемьев наполнил неземными звуками десятки 

фантастических фильмов. Огонь московской Олимпиады зажигался и гас под его музыку, которая звучала так не по-советски, что особо бдительные чиновники даже попытались её заменить.

"Они сразу отказались от этой идеи. Ну, как менять музыку, вы что? Мы уже два месяца репетируем под эту музыку. В общем, поскандалили, и всё на этом закончилось", - рассказывает Эдуард Артемьев.

Поэты превращали киномузыку Артемьева в популярные песни. Но его интересовали лишь эксперименты. Чтобы вагонетка в "Сталкере" издавала на стыках потусторонние звуки, а в фильме "Курьер", о молодёжи 80-х, на фоне электроники обязательно звучал бы живой инструмент, он его долго искал и нашёл.

Ему и сегодня особенно важно, чтобы музыка произносила то, что невозможно сказать словами. Он не единожды приглашал в соавторы музыкальных гениев: Баха - для "Соляриса", Бетховена - для фильма "Родня". Но каких трудов стоило Андрею Кончаловскому уговорить Артемьева немного обновить мелодии Чайковского.

"Его иногда надо заставлять, иногда надо бить палками, загонять, в общем, он сопротивляется. Он не уверен в себе как очень большой художник!" - отмечает кинорежиссёр Андрей Кончаловский.

Ему не близки "Битлз" и Мадонна, зато Элвиса Пресли, Майкла Джексона и, конечно, Вангелиса Артемьев считает гениями. Он мечтает когда-нибудь увидеть на сцене рок-оперу "Раскольников", которую сочинял 30 лет. А пока наполняет концертные залы своей легендарной музыкой.

"Это такое чудо, когда твоя вещь звучит!" - говорит Эдуард Артемьев.

Едва прошли концерты в Сибири и на Дальнем Востоке, и накануне юбилея - Москва. Всего на 2 часа, со съёмок в Швейцарии прилетел Никита Михалков, в фильмах которого звучит только музыка Эдуарда Артемьева. И слова друзей вместе с восторгом публики растрогали маэстро до слёз.

"Это трогает до глубины души. Просто иногда комок к горлу подступает. И уж хочется не подвести народ-то", - говорит Эдуард Артемьев.

Композитор в студии и дома, на даче и в путешествиях - самые редкие и эксклюзивные кадры. 1 декабря в 10:50 на Первом канале премьера: документальный фильм 

"Эдуард Артемьев. В своем фантастическом мире".


Карен Шахназаров


Эдуард Артемьев


Эдуард Артемьев


Андрей Кончаловский


Эдуард Артемьев




======================================================================================================================================


Фотосъемка и выездная фотостудия по случаю юбилея композитора Эдуарда Николаевича Артемьева

30 декабря 2012 года в ресторане Жуковка произведена фотосъемка и выездная фотостудия (печать фотографий) на юбилеи композитора Эдуарда Николаевича Артемьева. Поздравить юбиляра приехали известные режиссеры и актеры российского шоу-бизнеса. Среди многих были замечены Никита Михалков, Андрей Кончаловский с женой, отец Тихон, Алла Будницкая, Александр Адабашьян, Елена Борзова, Сергей Савельев и многие другие.

выездная фотостудия на юбилей  выездная фотостудия на юбилей
выездная фотостудия на юбилей  выездная фотостудия на юбилей
выездная фотостудия на юбилей  выездная фотостудия на юбилей
выездная фотостудия на юбилей  выездная фотостудия на юбилей


Видео YouTube


Видео YouTube


Видео YouTube






Юбилейный вечер 11.12.2012 г. в БКЗ Филармонии (Санкт-Петербург)




БОЛЬШОЙ ГОЛЛИВУД НИКОГДА НЕ СКАТЫВАЛСЯ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШИРПОТРЕБ. (Известия.Р.Ф.)

Эдуард Артемьев — об электронной музыке как идеологической диверсии, опасности религиозной розни и собственных ролях в кино

«Большой Голливуд никогда не скатывался в музыкальный ширпотреб»

Фото: Екатерина Штукина


30 ноября композитору Эдуарду Артемьеву, одному из главных российских кинокомпозиторов, пионеру электронной музыки, исполняется 75 лет. Накануне юбилея он побеседовал с обозревателем «Известий».

— Сейчас то, что происходило в Московской экспериментальной студии электронной музыки, вспоминают всё чаще. То, что в 1960–1970-е  там делали вы, Софья Губайдулина, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, переоценить невозможно. В чем была особенность той атмосферы?

— Думаю, это было связано с тем, что я попал туда в 23 года, и всё казалось легко и замечательно. Там еще работали Александр Немтин, Олег Булошкин, Шандор Каллош, там сформировался как композитор Владимир Мартынов. Мы делали то, что нам было интересно. В советское время это было непросто, ведь музыка тоже попадала в область идеологии. До какого-то момента спасло студию то, что ей определили функцию прикладного жанра: обслуживать кино, театр, ТВ, определили «оформительскую» роль.

— Вы работали с первыми синтезаторами АНС и Synthi-100. Можно ли сказать, что это результат, которого вы достигли, — совместный плод тандема «физиков и лириков»?

— Мы всё время пересекались. После консерватории я попал к Евгению Мурзину в его «почтовый ящик», который занимался противоракетной обороной Москвы. Мурзин убедил военное начальство, что синтезатор не только музыкальный инструмент, но еще и может кодировать любые сообщения, после чего они не поддаются расшифровке. Кстати, это было правдой.

— Студия была закрыта с удивительной формулировкой: «с целью повышения уровня советской электронной музыки». 

— Электронная музыка была в авангарде, а это течение было представлено такими одиозными фигурами, как Штокхаузен, Луиджи Ноно. Хотя, на счастье, Ноно был близок с коммунистами. Имена же Даллапикколы и Лучано Берио в ту эстетику не вписывались. Чудо, что усилиями Евгения Мурзина студия вообще была когда-то открыта. Даже две пластинки фирма «Мелодия» выпустила.

— В «Солярисе» ваша музыка вплеталась в прелюдию Баха и всё вместе исполнялось на синтезаторе. Здесь претензий со стороны цензоров не было?

— В кино всё воспринималось через образы, и это было спасением для направления. Считалось, что синтезатор — прикладная машина и просто создает шумы. Когда же в зале Союза композиторов я исполнял часть своей электронной симфонии, случился скандал. 

— В чем была особенность работы над фильмами Тарковского и Михалкова? 

— При работе в кино самое важное — попадать в стилистику, которую тебе предлагает режиссер. Тарковский говорил о философии картины, а музыки не касался. Говорил: «Решай сам, я тебе всё изложил», и это было самое трудное, хотя трений у нас практически не было. С Михалковым важно найти адекватное решение, но он всё понятно объясняет. В «Цитадели» и «Исходе» он изменил подход. Если ранее от меня требовались 1–2 яркие темы, то здесь было важно угадать характеры и состояния. Этот неожиданный импрессионизм был непривычен, но Михалков обладает невероятной энергетикой, с которой я, кажется, попадаю в резонанс и чувствую, что нужно на уровне образов. Музыку меняли даже на этапе записи ее оркестром.

— Наверное, самое ужасное, если у режиссера есть музыкальное образование. 

— Андрон Кончаловский — яркий тому пример. Он великолепно знает музыку, в курсе всех событий и сам играет. Я что-то делаю, наконец нащупал. И тут ему нужно взглянуть в партитуру, а я это очень не люблю. Здесь нет волюнтаризма, что-то он четко вылавливает, и потому в результате я прислушиваюсь к нему. В рок-опере «Преступление и наказание», казалось, ну, отпустил бы композитора, но нет! Зато всё происходит не без пользы.

— Работа над этой рок-оперой у вас заняла десятилетия. Игра стоила свеч?

— Почему-то Кончаловский решил, что именно я смогу это сделать, и свято в это верил. Сейчас я скажу, что по этому сочинению можно судить, что я собой представляю как композитор. Здесь я сделал всё, что хотел. Нашелся замечательный продюсер Александр Вайнштейн. Сейчас надо поставить это на сцене, но пока нет средств. 

 — Когда-то вы первым сказали добрые слова в адрес рока. Насколько я знаю, вы пришли к этой музыке через дебютный альбом King Crimson. А кто был дальше?

— King Crimson повергли меня в шок. Знаю, что группа Yes, услышав этот альбом, тоже потеряла дар речи. Мне нравились Led Zeppelin и их вокалист Роберт Плант, Jethro Tull, Gentle Giant, Mahavishnu Orchestra, Genesis, ELP. Возможно, это не рок, чистый рок, но группы — оттуда. Рок — это колоссальное чувство, это энергия, потрясшая мир.

—  Сейчас вы выделяете кого-то из молодых композиторов?

— Недавно из Англии вернулся Артем Васильев. Он преподавал в Королевской консерватории более 10 лет. Знаю, что он работал с Говорухиным над новой картиной. Васильев — высокообразованный музыкант, мощного западного уровня. Вот он наиболее яркий.

— Как вы относитесь к тому, что музыка всё больше уходит в интернет?

— С этим ничего не сделаешь, это данность. Музыка была последним бастионом профессионализма. Ей нужно было учится, ее было нужно осваивать. Сейчас порой музыку в кино делает уже не композитор, а программа. Я уже лет 20 назад предполагал, что так случится. Это же как с поэзией: сочинять стихи родным, заниматься стихоплетством умеет каждый. Что-то подобное происходит и с музыкой, но я уверен, что возникнут композиторы, которые встанут над этим.

Вся наша жизнь, и особенно искусство, стала частным случаем интернета. Количество информации превышает возможность в этой лавине разобраться. Один мой знакомый в начале посчитал, что интернет — это Вавилонская башня, а спустя лет пять он же сказал, что благодаря Сети человечество снова становится одним существом. 

Главное сейчас — преодолеть  религиозную рознь. Раньше казалось, что выше религии нет ничего, а в итоге она оказалось самым страшным разделением человечества. И в первую очередь виноваты в этом религиозные деятели.

— Когда говоришь о кинокомпозиторах, то в первую очередь приходят имена Артемьева, Петрова, Таривердиева, Зацепина, Доги, Рыбникова, Дашкевича, а из западных с ходу — разве что Эннио Морриконе и Нино Рота. Означает ли это, что наши сильнее?

— Почему-то вы не назвали Джона Уильямса. В Америке сейчас сконцентрированы самые мощные силы. Большой Голливуд никогда не скатывался в музыкальный ширпотреб, и музыка там всегда была безупречна. У нас же всё разрушилось, и пошел поток самодеятельности, кино снималось мало, молодые только учились и приглашали лишь композиторов нашего поколения. Но сейчас брешь стала заполняться. Голливудская система, придуманная Уильямсом, при которой музыка строится по кадру, уникальна. Я очень увлекся этой школой и работаю только в этой манере. Логика музыкальная имеет свое развитие, а логика кадра — свое, и надо это как-то соединить, и это очень увлекательное занятие!

—  А кто для был для вас главным кинокомпозитором?

— В детстве — Дунаевский и его музыка к «Детям капитана Гранта» и «Весне». У Дунаевского удивительно светлая энергетика. Создать вот это ощущение бесконечной радости мог только редчайший композитор с неповторимым мировосприятием. Я думаю, что если бы он уехал в Америку, то превзошел бы Гершвина.

— Над чем вы работаете сейчас?

— Делаю картину с Николаем Лебедевым. «Легенда № 17» — биографический фильм о Валерии Харламове, который был очень трагической фигурой. Следующая работа — михалковский «Солнечный удар», запись музыки к нему назначена на начало апреля.

— Вас не печалит, что Эдуарда Артемьева, создавшего огромное количество замечательной музыки вне кино, неизменно относят к кинокомпозиторам?

— Ну, если считать музыку для кино чем-то второстепенным... Но меня это всё равно не расстраивает. Музыка к кино — отдельный жанр.

— Сами в кино не снимались по-хитрому, как Эльдар Рязанов на бегемоте?

— Три раза. В фильме «Арена» — я тогда только закончил консерваторию, и был объявлен кастинг на роль тапера, а мой друг рассказал, что есть возможность подзаработать. Позже в раннем фильме Михалкова «Без свидетелей» — в нем нет моей музыки, но я дирижирую оркестром. И вот сейчас в «Солнечном ударе» появлюсь в эпизоде, в роли помощника фотографа, которого играет Саша Адабашьян


Эдуард Артемьев: работаю во всех жанрах — вплоть до пожарных оркестров
На счету современного российского классика Эдуарда Артемьева музыка более чем к двумстам фильмам, добрая половина которых вошла в "золотой фонд" отечественного кино — "Солярис", "Зеркало", "Сталкер", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Сибирский цирюльник", "Сибириада" и многие другие. В академических кругах Артемьева неизменно называют лидером русской электронной музыки — он первым стал сочинять пьесы для синтезатора. Впрочем, в его композиторском "портфеле" сегодня есть сочинения самых разных жанров для самых разных составов. Особое место занимает в нем опера "Преступление и наказание" по Достоевскому — сочинение, объединившее классическую традицию и рок-культуру. 

Артемьев работает в небольшой, очень уютной домашней студии, буквально начиненной аппаратурой. Именно здесь, не выходя из дома, он предпочитает и общаться. 30 ноября Артемьеву исполняется 75 лет. Накануне юбиляр рассказа РИА Новости о "Преступлении и наказании", хоккеисте Харламове, кабинетных крысах, интернете, теплом лете и многом другом. Беседовала Елена Чишковская. 

Дядя Федя — страдалец земли русской 

- Эдуард Николаевич, 75 лет — серьезная дата. Я думала, будет фестиваль, ретроспектива ваших фильмов. А ничего подобного нет. Как так? 

— Ну, это не ко мне вопрос, но вообще я не люблю все это. Мне было бы очень неловко и неудобно. Вот как все есть — так и замечательно. 

- Но один большой юбилейный вечер все же запланирован — в Санкт-Петербурге? 

— Да, 11 декабря. Впервые мой концерт состоится в Большом зале Петербургской филармонии, и это для меня большая честь: там Чайковский, Стравинский играли свою музыку. А идея возникла совершенно неожиданно. В мае в Петербурге проходит ежегодный фестиваль — встреча почетных граждан разных городов. Так как я почетный гражданин города Балтимора, США, меня вспомнили и пригласили. Там зашла речь о том, что у меня будет юбилей, и вот тогда мне и предложили такой концерт. А я уже раньше работал с дирижером Игорем Пономаренко. 


Концерт Эдуарда Артемьева 

- Часто композиторы используют юбилей, чтобы впервые исполнить новые произведения. У вас какие-то премьеры будут на этом концерте? 

— Так как это филармонический зал, то в первом отделении будет симфоническая музыка разных лет, не связанная с кино: сюита "Хороводы", симфоническая поэма "Океан" (она была сделана после написания музыки к картине "Солярис"), часть Концерта для фортепиано. В общем, в первом отделении только премьеры и будут, так как в Питере публика всего этого еще не слышала. А во втором отделении зазвучит уже музыка кино, но специально адаптированная для исполнения в концертах. 

- Многие ждали, что к вашему юбилею наконец-то поставят "Преступление и наказание" — сочинение, которому вы отдали более 30 лет своей жизни. 

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео. 

www.adobe.com/go/getflashplayer

© РИА Новости/Аврора. Т. Клюквина, Е. Чишковская, М. Князев 

Композитор Эдуард Артемьев о любимых фильмах, футболе и "вечном лете" 

— Это вообще очень тяжелая на подъем вещь оказалась. Как она долго сочинялась, с большими трудностями, такая, видно, и судьба у нее. С постановкой очень сложно. У нас же несколько раз все срывалось. Собирались делать в театре Станиславского, но все рухнуло из-за дефолта 2008 года. Сейчас идут переговоры, чтобы сделать концертное исполнение в зале Чайковского. Но это целая история тогда будет — большой оркестр, рок-группа, репетиций нужно будет много. Но я бы очень хотел ее услышать. Я недавно был в поездке по Дальнему Востоку, были встречи со студентами колледжей Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска. Я показывал отрывки из "Преступления и наказания", и их очень живо воспринимали! Так что, я думаю, это все-таки возможно, тем более что интерес-то к этой опере есть. Московские театры, правда, не предлагали, а вот питерский театр "Рок-опера" просто мечтает ее поставить. В Екатеринбурге театр тоже просил, шли переговоры. Но мой продюсер Александр Вайнштейн говорит, что предлагаемые условия его не устраивают. Они с Кончаловским хотят это сделать на уровне Бродвея. Но это огромные деньги. 

- "Преступление и наказание" всегда с вами: на одной стене вашей студии большой цветной постер с презентации пластинки, на другой — прямо перед глазами – портрет Достоевского. 

— Да это из детства еще портрет. У моей тети он висел над кроватью. Я, помню, спросил ее маленьким мальчиком, лет семь мне было: "А кто это такой?" Она мне ответила: "Это дядя Федя, страдалец земли русской". Я это запомнил на всю жизнь. Никогда не думал, что меня судьба вот так с ним сведет. 

Главное — это услышать режиссера 

- Знаю, вы зиму страшно не любите. Планируете после петербургского концерта поехать в теплые края, отдохнуть? 


Композитор Эдуард Артемьев в студии 

— Зиму я не выношу, это правда, но сейчас у меня большая работа. Компания "ТРИТЭ" предложила написать музыку к фильму "Легенда № 17" о Харламове. Меньшиков там играет тренера Тарасова. Хороший, кстати, фильм получился, режиссера Николая Лебедева я могу поздравить. Хотя для меня картина оказалась очень трудной — там огромное количество музыки, я просто задыхаюсь под прессом времени. Впрочем, легких работ у меня вообще не было, потому что это всегда большая ответственность. Тебе доверяет режиссер, множество людей надеются на тебя. Подвести их — страшный грех для меня, поэтому я всегда выкладываюсь до конца. 

- Сколько у вас картин? Можете назвать точную цифру? 

— Где-то 190 художественных, еще мультфильмы есть. Всего около двухсот. 

- Вы как-то сказали, что без киномузыки не состоялись бы как композитор. Поясните: это значит, что вас бы не исполняли, или же что у вас не было бы необходимого опыта, благодаря которому вы стали тем, кем стали? 

Мелодия из к/ф "Свой среди чужих, чужой среди своих". Автор - Артемьев 

Your browser does not support HTML5 audio 

— И то, и другое. Когда пишешь все время "в стол",… лично меня это очень угнетало. Я прошел обычный путь, который проходили все начинающие композиторы в советское время: министерство культуры, издательства, радио. И везде был отказ, никого моя музыка не интересовала. Видимо, она действительно была нехороша в то время (смеется). А вот в кино все получилось: познакомился с Михалковым, потом с Тарковским. Мой "отец" в кино Самсон Самсонов убедил меня, что я могу это делать. Так и пошло дело, в кино я смог реализоваться. И потом это ежедневный тренаж, возможность слушать свою музыку. Благодаря этому я неплохо знаю оркестр и другие смежные музыкальные культуры — электронику, рок-музыку. Все это я изучал, пропускал через себя. Это неоценимый опыт. И если бы не это, то жар сочинительства у меня, скорее всего, угас бы. Я преподавал тогда в Институте культуры, вот так бы и остался, наверное, преподавателем. В кино я решаю локальные задачи. Они бывают разными, в этом-то особый интерес и заключается. Я работаю во всех жанрах — буквально вплоть до пожарных оркестров. И мне это всегда любопытно. 

- В каждом интервью вас спрашивают, как вам работалось с тем или иным режиссером. Вы отвечаете, что Тарковский мечтал снять фильм вообще без музыки, что Кончаловский очень привередлив, а Михалков заражает нужной эмоцией, но, так или иначе, легких отношений тут не бывает. А нарисуйте воображаемый портрет идеального режиссера, с которым композитору Артемьеву работалось бы комфортно и приятно? 

— Это два типа режиссеров. Первый, который не вмешивается и принимает все, что я делаю безоговорочно. Все-таки я не просто с потолка беру музыку — я чувства вкладываю, у меня контакт с картиной. Но таких режиссеров нет, обязательно они чего-нибудь да хотят (смеется). А второй вариант — это человек, как Михалков, который командует: "Тут вот так, тут так и тут вот так". Это я тоже очень люблю. 


Композитор Артемьев и кинорежиссер Михалков 

- Вас это не ущемляет? 

— Совершенно не ущемляет. Когда-то Самсонов мне сказал: "Внимательно слушай, что тебе говорит режиссер, он один знает, чего он хочет. Иногда словами это не высказать — нужно показать, чужой пример привести или даже заставить". Я эти слова запомнил навсегда, хотя поначалу сам с ним пытался спорить. Сейчас для меня это железное правило: главное – это услышать режиссера. 

- Разные режиссеры, разные картины. Как удается настраиваться на нужную волну, делать в музыке именно то, что стопроцентно совпадает с экранным образом? 

Мелодия из к/ф "Раба любви". Автор музыки Эдуард Артемьев 

Your browser does not support HTML5 audio 

— Материал сам все делает: смотришь его, и он на тебя воздействует. Мне дана способность мимикрировать от фильма к фильму. Я себя чувствую свободно, могу и люблю работать в разных стилях. Скоро вот проект с Михалковым будет — фильм "Солнечный удар" по Бунину. Михалков захотел, чтобы главной темой была ария Далилы из оперы Сен-Санса "Самсон и Далила". Где-то в бунинском наследии он прочитал, что писатель любил эту арию. Мне это очень понравилось, я сам люблю эту музыку. И у меня уже опыт был такой с Михалковым в фильме "Несколько дней из жизни Обломова". Там из "Нормы" Беллини ария знаменитая Casta Diva, я весь фильм делал на вариациях этой музыки с огромным удовольствием. 

- Вы много лет работаете с Кончаловским и Михалковым, ваши фильмы стали классикой. Но их относительно недавние ленты провалились: "Утомленные солнцем-2" и "Цитадель" Михалкова собрали ужасную критику, "Щелкунчик и крысиный король" Кончаловского тоже был встречен крайне прохладно. Вашу работу, впрочем, не ругали. Но вы переживали за коллег? 


Композитор Эдуард Артемьев в студии 

— С Михалковым это чистая политика, к искусству никакого отношения не имеет. Это просто безобразие, беспредел и свинство. Да вы почитайте, что в интернете пишут — какое-то сведение счетов, вкусовщина сплошная. Михалков сделал две замечательные картины, потом они так же войдут в классику. Все это в России уже было: чем больше ругают сейчас, тем потом будут больше хвалить. Для меня это совершенно ясно. С Кончаловским все немного сложнее. Он полностью пересмотрел концепцию, и в этом была причина неприятия. И еще это ошибка продюсирования. Когда один продюсер, молодой парень, мне об этом сказал, я просто обалдел. Если бы это была не рождественская сказка, а фильм к Хэллоуину, где вся изнанка, обратная сторона востребована, то у фильма был бы огромный успех — он сделан мастерски. Но неправильный ориентир поставил его вне нужного ряда. Это поразительная ошибка и режиссера, потому что Андрон делал продолжение волшебной сказки, а получился совсем другой мир. 

- Так вы переживаете, когда подобные неуспехи случается? 

— Да нет, ну что там переживать. Это же не адские муки (смеется). У меня был в свое время чудовищный провал — фильм "Чудный характер" режиссера Воинова. Эдвард Радзинский написал сценарий для Татьяны Дорониной. Мы с таким треском провалились! Обругали тогда всех поголовно. Меня обычно не ругают, но тогда досталось и весьма. Ну и что? Все прошло. Остался такой вот смешной факт биографии. 

172 часа музыки. А нет ли еще? 

- Судя просто даже по нашему разговору, фильмы у вас идут потоком. Вы его прерываете хоть иногда? 


Композитор Эдуард Артемьев в студии 

— Прерываю, потому что уставать стал. Сейчас, Бог даст, две картины сделаем. Еще одну предложили в Голливуде, после нового года я должен дать ответ. Скоро будет столетие Рудольфа Валентино, знаменитого героя-любовника немого кино, суперкрасавца. Поразительное лицо, удивительный актер. И очень рано умер. Вот решили сделать фильм о нем, часть сцен будет в стилистике немого кино. Мне уже прислали требования, это очень интересно. 

- Вы себя как-то назвали кабинетной крысой и заявили, что, ваша бы воля, вы всю зиму не выходили бы из дома. Не боитесь информационного голода? 

— Нет, интернет не даст скучать. Хотя я его не люблю, потому что это в подавляющем большинстве случаев машина для "пудрения мозгов" и впаривания разных товаров. Вот сейчас пишут, что будет конец света, значит, явно хотят протащить какую-то сомнительную идею или что-то впарить. И срочно. 

- В защиту интернета скажу все же, что в нем много музыки, в том числе редкой. 

— Ну, это да. Есть даже музыка, которая когда-то записывалась в кинотеатрах на кассетные магнитофоны. Мне тут как-то написал один молодой человек: "Эдуард Николаевич, у меня 172 часа вашей музыки… А нет ли еще?" 

Валерий Леонтьев "Полет на дельтаплане". Музыка Эдуарда Артемьева 

Your browser does not support HTML5 audio 

- Просидеть дома всю зиму… Может уехать туда, где тепло? 

— Знаете, я некоторое время жил в Лос-Анджелесе, там вечное лето. С тех пор моя мечта жить в вечном лете. Но в России так устроено, что вся работа почему-то случается зимой. Поэтому мечта пока что остается мечтой. 

                    Вдохновение строго по часам 

Сегодня знаменитому композитору Эдуарду Артемьеву исполняется 75 лет

Эдуард Артемьев: Кино, как никакой иной жанр, предполагает универсализм композитора. Фото: РИА Новости www.ria.ru
Эдуард Артемьев: Кино, как никакой иной жанр, предполагает универсализм композитора. Фото: РИА Новости www.ria.ru
   
Эдуард Артемьев - автор симфоний, концертов и опер, но он никогда не изменяет кинематографу, сделавшему его знаменитым. Ему принадлежит музыка почти к двум сотням картин, среди которых фильмы Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Никиты Михалкова и Дениса Евстигнеева.

Эдуард Николаевич, как будете день рождения отмечать?

Эдуард Артемьев: Никак. Просто посидим немного в домашнем кругу. Моим неподдельным желанием всегда было стремление оставаться незаметным. Я вообще долгое время мечтал сидеть за последним столом в какой-нибудь "бухгалтерии" и спокойно работать, чтобы никто не знал о моем существовании. Но лет десять назад на меня обрушилась какая-то не совсем понятная для меня слава. И сейчас получилось, что юбилейная суета очень некстати совпала с тем, что у меня экстремально много работы. А в кино сроки всегда очень жесткие, так что вся жизнь - это бесконечная гонка со временем.

Я дважды в жизни своими глазами видел "летающую тарелку"

Разве можно творить не по вдохновению, а по расписанию?

Эдуард Артемьев: Только так и можно. Вдохновение - слишком редкий гость, чтобы ожидать его визита. Так что я предпочитаю полагаться в работе не на наитие, а на профессионализм, жизненные впечатления и искренность.

Как вам удается такая грандиозная художественная амплитуда от "Соляриса" до "Цитадели" и "Щелкунчика"?

Эдуард Артемьев: Кино, как никакой иной жанр, предполагает универсализм композитора. А я в кино уже, считай, 50 лет. К тому же сегодня технические возможности кинематографа дают шанс композитору весь звуковой мир без ограничений трансформировать в музыку... Как ни странно из режиссеров, мне легче всего работать с Никитой Михалковым. Хотя он человек жесткий в своих требованиях.

Почему, на ваш взгляд, "Утомленные солнцем-2" не имели того успеха, который изначально предполагался Михалковым?

Эдуард Артемьев: Для России такая реакция характерна. Наше общество патологически завистливо. Я уверен, когда обстоятельства, связанные с общественной деятельностью Михалкова, схлынут, этот фильм будет оценен по достоинству. Картина ведь замечательная, уникальная...

Иногда слушая вашу музыку, возникает ощущение чего-то абсолютно фантастического. Вы верите в существование иных цивилизаций?

Эдуард Артемьев: Абсолютно. Не может быть, чтобы в таком гигантском, сумасшедшем мире человечество было одиноко. Так думать очень наивно.

А установить контакт с инопланетными цивилизациями, по-вашему, людям под силу?

Эдуард Артемьев: Это страшно. Я точно знаю, так как дважды в жизни своими глазами видел "летающую тарелку". Это было явно чуждое нам явление - светящееся трапециевидная махина, не меньше пятиэтажного дома, зависла в небе. Дело было глубокой ночью. Всего секунд тридцать, но зрелище было запредельное. После этого я даже очень сильно заболел...

Расскажите, пожалуйста, почему близкие люди зовут вас Алексеем?

Эдуард Артемьев: Когда я родился, в СССР были модны иностранные имена - Адольф, Альберт... Вот так я и стал Эдуардом по паспорту. Но меня крестили Алексеем, так как моя бабушка, человек набожный, категорически не приняла моего имени. К тому же в нашем дворе жила собака по кличке Эдик...

Вы с самого детства знали, что быть вам композитором?

Эдуард Артемьев: Я вырос в артистической среде. И хотя мой дядя, профессор консерватории, всегда очень скептически высказывался по поводу моих музыкальных способностей, было понятно, что мне на роду написано быть музыкантом.

Вы терзали сына или внука музыкальными занятиями?

Эдуард Артемьев: Нет. Меня жена освободила от всяческих семейных хлопот. Я всю жизнь занят работой, почти круглосуточно. Поэтому всегда даже плоховато знал, в каком классе учится мой сын. И данным обстоятельством, кажется, он был очень доволен.

Над чем вы сейчас работаете?

Эдуард Артемьев: Я занят музыкой к фильму "Легенда N17" режиссера Николая Лебедева. Эта лента о хоккеисте Валерии Харламове. Это, конечно, "не моя" тема. Но я посмотрел картину - очень хороший материал и сделано с большим теплом.




Эдуард Артемьев: «На подведение итогов жалко времени»

29.11.2012

Денис БОЧАРОВ

Автор саундтреков к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, первопроходец электронной музыки — 30 ноября Эдуард Артемьев отметит 75-летний юбилей. Накануне этой знаменательной даты корреспондент «Культуры» побывал у маэстро в гостях.

(фото: ИТАР-ТАСС)культура: Над чем Вы в данный момент работаете? Слышал, есть срочный заказ?

Артемьев: Ну, не то чтобы срочный — работа ведется уже довольно давно. Пишу музыку к картине «Легенда №17» о знаменитом хоккеисте Валерии Харламове. Это работа режиссера Николая Лебедева, в главной роли Данила Козловский. Я считаю, что фильм очень трогательный и удачный. Мне кажется, хорошие автобиографические киноленты — это большая редкость, они мало у кого получаются. Сложно ведь снять убедительную картину, когда история людям известна. В данном случае это сделать удалось. Фильм планируется выпустить на экраны весной следующего года.

культура: Как определяете, за какую работу браться, а от какой отказаться?

Артемьев: По-разному бывает. Если говорить об этом фильме, то над ним я работаю по заказу компании «ТРИТЭ». Признаться, данная тема — спортивная — совершенно не моя. При иных обстоятельствах я бы и смотреть такую картину не стал. Но в ней есть какая-то щемящая грусть, некая печальная нотка, которая зацепила.

культура: Спортивная тема не интересна, говорите? Но Вы вроде неравнодушны к футболу…

Артемьев: Это другое дело. Интересоваться футболом и смотреть спортивное кино — разные вещи. Я с трудом могу вспомнить по-настоящему хороший спортивный художественный фильм, за исключением, пожалуй, старой ленты «Вратарь» по мотивам романа Льва Кассиля.

культура: А в чем вообще принципиальное отличие человека, пишущего музыку для кино, от остальной композиторской братии? Есть ли какая-нибудь особенность?

Артемьев: Да пожалуй, что никакой. Те же ноты, инструменты — только задачи разные.

культура: Все так прагматично? Нередко приходится слышать из уст маститых композиторов, что музыка — это исключительно плод профессионализма, и любые разговоры о вдохновении — просто восторженная чепуха. Так и есть?

Артемьев: Чайковский в свое время сказал: «Вдохновение — такая редкая гостья, что приходится каждый день работать». Конечно, бывает и так, что иная тема порой возникает из ниоткуда, но в целом труд композитора — это, прежде всего, действительно профессионализм. Интернет многое разрушил. Ведь музыка до недавних пор оставалась последним бастионом профессионального подхода к делу. Сегодня любой может взять компьютер, освоить пару программ, сложить из нескольких кусков эдакий звуковой пазл — но едва ли это можно будет назвать музыкой. Примерно та же ситуация в поэзии. Легко настрогать какие-нибудь вирши, поместить их в Сеть, но от этого они в стихи не превратятся, так и оставшись на уровне рифмоплетства.

культура: А где пролегает эта самая грань, которая отличает паясничанье от искусства и ремесленничество от творчества?

Артемьев: Сегодня ее очень трудно уловить. Особенно, кстати, в области авангардизма, где все предельно размыто и нечетко. Многие фирмы звукозаписи даже отказываются принимать записи — поиск талантов приоритетом не является. Хотя, конечно же, эти таланты есть — причем колоссальные. Но им не дадут проявиться, поскольку рынок перенасыщен и четко просчитан. Количество мест, затраченных денег — все это жестко учтено, и до тех пор, пока маркетинговая стратегия не изменится, по-настоящему прорваться едва ли кому удастся. Безусловно, бывают исключения — случаи многомиллионных скачиваний тех или иных роликов сегодня не редки, но за ними стоят, в лучшем случае, феномены-однодневки. Такова судьба популярной музыки — в ней все очень быстро меняется.

культура: Следите за новыми музыкальными течениями? Интересна ли сегодняшняя музыка?

Артемьев: Нет, сейчас ничего не слушаю — на это просто нет времени. Успеть бы сделать то, что задумал. У меня есть порядка десятка незаконченных произведений. Их хочется завершить. Вроде бы, неплохо себя чувствую, но все равно не могу не осознавать, что время поджимает.

культура: Бенни Андерссон, бывший участник и главный композитор группы ABBA, говорит, что каждый день с утра он направляется к себе в офис, где проводит весь день за сочинением музыки — просто потому, что не знает, чем еще заняться. Я так понимаю, Вы можете сказать о себе примерно то же самое?

Артемьев: Абсолютно верно. Я погружен в сочинение музыки с головой. И в отношении своих незавершенных работ примерно знаю, что делать. Эскизы давно написаны, надо просто собраться и довести начатое до ума. В основном это симфонические произведения — две кантаты, два концерта для скрипки с оркестром...

культура: Сколько времени обычно требуется для выполнения срочного заказа? Бывало ли, что заказчик оставался недоволен результатом и заставлял переделывать?

Артемьев: На музыку к фильму дается максимум месяц. А что касается недовольства, то в моей практике такого не происходило. Хотя, конечно же, бывает всякое — вплоть до того, что могут снять композитора и приостановить проект.

культура: А насколько создаваемая музыка отражает внутренний мир композитора? Скажем, Вашему творчеству в целом свойственны задумчивость, склонность к мистицизму, меланхоличность. Даже в таких бодрых, жизнеутверждающих номерах, как «Полет на дельтаплане», улавливается нотка грусти.

Артемьев: Да, думаю, что моя музыка — это исключительно я сам и есть. А как иначе? Если взялся за перо, то, даже подражая кому-либо, невольно оставишь в произведении частичку себя. Музыка — это отражение твоего внутреннего «я». Я пишу в разных жанрах — этим во многом обязан кино, — но личностный фактор все равно никуда не спрячешь.

культура: Вас принято называть пионером отечественной электронной музыки…

Артемьев: Да, так говорят, я слышал…

культура: Для России Эдуард Артемьев — это примерно то же самое, что Вангелис для Греции, Жан-Мишель Жарр для Франции, Клаус Шульце для Германии. Как пришли к электронной музыке и поняли, что это — Ваше?

Артемьев: В конце 50-х годов Евгений Александрович Мурзин изобрел первый в мире электронный синтезатор. А в 60-х, когда эти инструменты стали все увереннее прокладывать себе дорогу, на меня обрушился такой удивительный мир, что буквально «сорвало крышу». Это было неслыханное, абсолютно новое звучание. Но, по правде говоря, такой ошеломляющий эффект электронная музыка возымела только в моем случае — в том смысле, что на других моих коллег она никакого особого впечатления не произвела. Им эта музыка показалась холодной, чуждой. Так что, почему я настолько проникся именно этим направлением — сложно объяснить. Наверное, все дело во внутренней готовности, в особенностях личного восприятия — что-то во мне ждало именно такого звука, неповторимого «космического» настроения.

Хотя, с другой стороны, я уже давно отучился мыслить подобными категориями. Ибо само тело музыки выше таких вещей, как стили, направления и прочее. Музыка — это абсолютно всеобъемлющее понятие, просто техника дала нам возможности реализовать все, что мы хотим. Мы освоили весь звуковой спектр, который слышим. Весь мир музыки у нас в руках. И проходить мимо этого, замыкаясь в чем-то одном — будь то рок или джаз, было бы непростительным самоограничением. Я вообще считаю, что ХХ век никакой новой музыки, по большому счету, не дал. Мне кажется, что она только назревает и расцветет по ходу текущего века — когда из области экспериментов перейдет в область композиционной необходимости. И вот тогда действительно появится совершенно новая, ошеломляющая музыка — возможно, это будет даже не столько музыка, сколько некая синтетическая мистерия.

(фото: РИА "Новости")

культура: Это любопытная точка зрения — ведь многие наоборот склонны полагать, что музыка в известном смысле закончилась. Что же касается того, что прошлый век не принес нового: а как же пресловутый рок?

Артемьев: Многими великими рок-группами — такими как Pink Floyd, Genesis, Yes — я был потрясен не меньше, чем электронной музыкой. Они тоже оказали на меня колоссальное влияние — в особенности, рок-опера «Jesus Christ Superstar». Это было своего рода откровение: новые, неслыханные средства выразительности, феноменальное звучание, сияющие тембры, мощная энергия — в свое время это пошатнуло все музыкальные основы. Карлхайнц Штокхаузен (знаменитый немецкий композитор-авангардист. — «Культура») даже жаловался, что рок отобрал у композиторов всю публику. Другое дело, что рок сожрала коммерция. Смекнули, что это золотая жила, — и вскоре великая эпоха рока закончилась.

культура: Так что же все-таки будет дальше? Если раньше негласной королевой музыки была мелодия, потом ей на смену пришел ритм, то сейчас…

Артемьев: А сейчас музыка воспринимается не мозгом, не душой, а телом. Новое слово в музыке — повторюсь — будет выражено в умелом пользовании всем звуковым спектром, который нам дала техника. Но это произойдет тогда, когда возникнет духовная потребность.

культура: А миру вообще нужна еще новая музыка?

Артемьев: Миру вообще ничего не нужно. Живут себе люди замечательно, довольствуясь данностью: что им дают, то они и берут. Вообще, то, что музыка способна что-то всерьез изменить, — не более чем красивая легенда. Сиюминутно музыка, возможно, на что-то и влияет, но ведь, по сути, ничего не меняется: войны, катастрофы — все это, увы, никуда не девается.

культура: Вернемся к упоминавшемуся уже в нашем разговоре «Полету на дельтаплане». Это же одна из лучших отечественных песен всех времен. Почему Вы в своем творчестве не уделяете песням достаточно внимания?

Артемьев: Мне это просто не дано. Я, конечно, могу песню сочинить, но, в целом, это не мое. Есть люди, которые прекрасно с этим справляются. Те же The Beatles, ABBA… ABBA, кстати, для меня вообще в этом смысле номер один — у них просто феноменальные, шедевральные мелодии. Так что написание песен — это, наверно, какой-то особый дар. Те, которые я cочинил, были сделаны исключительно по заданию — для фильмов. Вне кинематографа ничего подобного не писал — все по просьбе режиссеров. Причем мне и в этих редких случаях необходимо было себя подстегивать — над тем же «Дельтапланом» пришлось изрядно покорпеть. Это было не просто так: сел и написал — я, что называется, преодолевал.

культура: А нет ли у Вас ощущения, что современная киномузыка в известном смысле утратила свою силу воздействия на зрителей? Еще большой вопрос: что люди помнят лучше — сюжет фильма «Джентльмены удачи» или инструментальную тему оттуда? Не факт, что все видели «Сибириаду» — однако в том, что написанная Вами композиция к этой картине известна очень многим, сомнений нет. Сегодня и фильмов снимается не в пример больше, и музыка вроде везде присутствует, но как-то она не цепляет, не западает в душу и — в результате — в памяти не остается.

Артемьев: Российское кино — это отдельная тема. Фильмов удачных очень мало. А, как правило, хороший фильм и хорошая музыка идут рука об руку. По-моему, Морриконе сказал: «Я не знаю ни одного фильма, который погубила бы музыка, но знаю массу случаев, когда музыка фильм возвышала и облагораживала». В этом смысле нам до американцев далеко: они, во главе с Джоном Уильямсом (выдающийся американский кинокомпозитор и дирижер. — «Культура») придумали всю эту технологию — технологию присутствия музыки на экране. Она должна передавать общее настроение кадра. Я, кстати, когда был в Лос-Анджелесе, многому у Уильямса научился.

А в современном российском кино идет нескончаемый поток телевизионных фильмов, сделанных на скорую руку и похожих друг на друга. Вот поэтому и музыка не блещет оригинальностью, хотя свою функцию — создания и подчеркивания определенного настроения — она все равно выполняет. Более того, считаю, что, например, Игорь Корнелюк написал совершенно замечательную музыку к телесериалу «Мастер и Маргарита». Довольно странно, что ее должным образом не отметили.

культура: С кем из режиссеров Вам было проще всего работать?

Артемьев: Как ни странно, с очень требовательным Никитой Михалковым. У него есть замечательный дар так преподнести материал — рассказать, убедить, вдохновить, — что сразу становится все ясно. Мне кажется, работая с таким режиссером, любой на моем месте написал бы, пусть и другую, но вполне подходящую музыку. Энергетический посыл очень важен во взаимодействии композитора и режиссера. А вот с Кончаловским работать порой непросто: он не против вмешаться в композиторские дела: здесь не тот инструмент, тут бы неплохо подправить гармонию — все в этом духе. А я этого очень не люблю, и порой у нас на этой почве бывают столкновения. Потом мы, конечно, находим удовлетворяющий обоих результат, но работа над каждым фильмом, как правило, начинается с больших трений. Что же касается Тарковского, то он о музыке вообще ничего не говорил. Предпочитал рисовать образы, приводить какие-то ассоциации, объяснять, что бы хотел сказать фильмом. И на мои предложения прослушать какие-нибудь готовые фрагменты отвечал отказом, мотивируя это тем, что не хочет оценивать музыку вне картины: «Может, мне очень понравится, а потом, когда буду просматривать материалы из фильма, пойму, что музыка не подходит. Я могу оценивать ее только тогда, когда все «инструменты» — реплики, шумы, декорации — будут у меня на столе», — говорил он.

культура: Почти у каждого режиссера есть свой любимый композитор. У Гайдая был Зацепин, у Рязанова — Андрей Петров, у Масленникова — Дашкевич. Главные режиссеры в Вашей киносудьбе — это три вышеупомянутых мастера. Как вообще складываются подобные взаимоотношения, что здесь играет основную роль?

Артемьев: Конечно, все прежде всего основано на дружественных контактах. Поэтому я избегаю работать с молодыми режиссерами — обычно это сопряжено с проблемами сугубо личностного характера. Вроде бы, слова говорятся одни и те же, однако, когда долго работаешь с человеком, безошибочно угадываешь, что за ними стоит. А это очень ценно. Когда приходится притираться и подстраиваться, это неизбежно связано с потерей времени и нервотрепкой, что никому не нужно.

культура: Вижу, у Вас портрет Достоевского на стене. Любимый писатель?

Артемьев: Нет, скорее напоминание о двадцати годах, в течение которых я писал оперу «Преступление и наказание». Она далась нелегко: сочинял какие-то куски, потом отвлекался, вновь к ней возвращался… А из современных писателей мне нравится Пелевин, мне близка его мистика.

культура: 30 ноября юбилей, с которым редакция нашей газеты Вас искренне поздравляет. Круглые даты — повод подводить какие-то итоги, оценивать то, что сделано?

Артемьев: Нет, о таких вещах стараюсь не думать. Даже если и хотел бы, времени жалко — столько работы. Но могу сказать, что, видимо, вышеупомянутая опера «Преступление и наказание» оказалась главным сочинением моей жизни, — наверное, таковым и останется. Я вообще не мог в свое время предположить, что буду способен написать нечто подобное.

культура: Музыка — это и есть Ваша жизнь без остатка? Или чему-то еще стараетесь уделять время?

Артемьев: Музыка действительно занимает все мое время. Единственное — я некоторое время назад довольно серьезно изучал музыкальные компьютерные программы. Однако потом пришел к выводу, что это занятие требует такой же отдачи и такого же количества времени, что и сочинение музыки. И, поняв, что это вещи с трудом совместимые, сделал свой окончательный выбор.

культура: 11 декабря в Санкт-Петербургской филармонии пройдет Ваш юбилейный вечер. Что он будет собой представлять?

Артемьев: Будут два отделения. В первом прозвучат мои симфонические произведения, музыка из опер и спектаклей. А во втором — в основном темы из кинофильмов.

культура: Сами играть ни на чем не будете?

Артемьев: Нет. Буду только выходить на сцену, кланяться. Если позовут.  




Comments