Звуки из прошлого

 
 
 
Найти в чистом виде записи отдельных звуков аналоговых синтезаторов возрастом тридцать лет и старше оказалось не очень просто. Впрочем, это относится и к старым музыкальным записям с их участием. Единственное исключение здесь составляет синтезатор EMS Synthi 100, поскольку я являюсь обладателем теперь уже раритетной пластинки "Метаморфозы", выпущенной в СССР фирмой Мелодия около тридцати лет назад. Все аранжировки записанных в ней произведений сделаны для одного синтезатора без сопровождения, то есть все инструментальные партии исполнены на одном и том же инструменте, после чего сведены воедино. С этого синтезатора мы и начнем.

Пластинка содержит записи композиторов И. С. Баха, К. Монтеверди, Дж. Буля, К. Дебюсси, С. Прокофьева, Э. Артемьева, В. Мартынова. Есть также одна совместная работа Э. Артемьева и Ю. Богданова. Большинство записей представляют собой аранжировки обычных инструментальных или оркестровых произведений, выполненные специально для синтезатора Synthi 100. А поскольку это именно синтезатор, а не привычная в наше время мультитембральная рабочая станция, то и реаранжированные композиции звучат нетривиально. На мой взгляд, даже сейчас, по прошествии стольких лет, их интересно послушать именно как композиции, а не только как "звук синтезатора Synthi 100". А уж при выпуске пластинки такая музыка вообще воспринималась как чудо.

Однако поскольку в контексте статьи нас интересует именно звучание синтезатора, я предлагаю прослушать лишь небольшие отрывки произведений. Все записи снимались при воспроизведении пластинки на совозрастном ей проигрывателе Арктур-006, откуда переписывались на диск компьютера без каких-либо корректирующих операций. То есть все прилагающиеся к записи щелчки (а они, к сожалению, имеются) остались в неизменном виде.

Первым номером, конечно, будет И. С. Бах и его Гольдберг-вариации (аранжировка В. Мартынова и Ю. Богданова). В этом примере показано несколько крупных фраз. Файл называется Synthi_100_Bach-GoldbergVariations (MP3, 605 Кб; WAV, 6,65 Мб).

Следующим номером предлагаю послушать фрагмент сочинения Дж. Буля "Почему ты спрашиваешь?" (аранжировка В. Мартынова и Ю. Богданова). Файл с примером называется Synthi_100_Bull-Why (MP3, 799 Кб; WAV, 8,79 Мб).

Некоторые произведения К. Дебюсси даже в традиционном исполнении кажутся нереальными и загадочными по содержанию. И в аранжировке для Synthi 100, которую выполнили Э. Артемьев и Ю. Богданов, эта музыка как будто находит свое истинное воплощение. Лично меня не оставляет ощущение, что сам композитор, если бы имел под рукой синтезатор, писал бы примерно так же. В качестве небольшого примера предлагаю прослушать фрагмент его сочинения "Паруса". Файл называется Synthi_100_Debussy-Voiles (MP3, 908 Кб; WAV, 10 Мб).

И напоследок — композиция "Движение", написанная Э. Артемьевым и Ю. Богдановым для синтезатора Synthi 100. Это сочинение нового направления, без строгого соблюдения канонов классической музыки. Здесь уже несложно различить взмывающие ввысь развертки фильтров и бесконечно движущиеся секвенции. Файл, содержащий небольшой фрагмент этой композиции, называется Synthi_100_Artemiev_Bogdanov-Motion (MP3, 788 Кб; WAV, 8,67 Мб).

В свое время звук синтезатора EMS VCS 3 (что справедливо также и для Synthi 100, как его прямого потомка) считался фантастическим, футуристическим — в общем, необычным даже в сравнении с другими синтезаторами. Полагаю, что приведенные примеры вполне подтверждают такую точку зрения. В качестве дополнительного аргумента в пользу приведенной характеристики предлагаю прослушать несколько образцов звучания собственно VCS 3, которые можно отнести к категории спецэффектов. Файл называется EMS_VCS3 (190 Кб).

Для остальных синтезаторов запасы звуков оказались значительно скромнее. Фирма Korg здесь представлена двумя одноголосными полумодульными аппаратами: MS 10 и MS 20. Первый инструмент демонстрирует, в частности, свои знаменитые медленные развертки, породившие известность инструментов этой фирмы как производителей отличных подкладочных звуков. Файл называется Korg_MS10_pads (82 Кб). Его старший собрат MS 20 представлен только парой звуков, по которым, конечно же, сложно судить о возможностях синтезатора. Файл называется Korg_MS20 (MP3, 163 Кб; WAV, 1,78 Мб).

Столь же небольшим кусочком представлен и модульный синтезатор E-MU. Впрочем, возможно, что кто-то сможет и в коротких звуках услышать некоторые характерные особенности. Файл EMU_modular (MP3, 37 Кб; WAV, 235 Кб)

Наконец, два примера звучания синтезаторов фирмы ARP. Вначале — исторический момент фильма С. Спилберга "Близкие контакты третьего рода". Разумеется, только фрагмент звуковой дорожки. В файле ARP2500_Spielberg (MP3, 415 Кб; WAV, 4,6 Мб) показан момент установления контакта землян с пришельцами, когда в ответ на звуковые пассажи змного музыканта, работающего под мудрым руководством военных офицеров, наконец, отозвался собственным сигналом и инопланетный корабль. Сейчас, конечно, этот фрагмент фильма выглядит забавно. Вообще, стоило ли огород городить с этим громоздким синтезатором, если такой же звук можно было получить из гораздо меньшей по габаритам модульной системы? Но, следует признать, что ARP 2500 в контексте первого контакта выглядит солидно и вполне соответствует месту. Кто знает, может, на другой инструмент пришельцы и не "клюнули" бы вовсе.

Файл ARP2600seq (157 Кб) представляет несколько фрагментов секвенций, исполненных на синтезаторе ARP 2600. Звучание здесь в меру упругое, хотя и не очень мясистое. К сожалению, нет информации о том, какого поколения синтезатор использовался для данной записи.

Возможно, позже коллекция звуков раритетных инструментов будет пополнена.
 

Comments