Жизнь замечательных синтезаторов. "СИНТИ-100"

Синти - 100
Синтезатор Синти-100 В качестве эпиграфа для рассказов о великих синтезаторах как нельзя хорошо подойдут слова композитора Эдуарда Николаевича Артемьева: "Я считаю, что композитор, работающий для синтезатора, обязательно должен преодолевать инструмент, то есть открывать то, что не выложено на поверхности, тогда будет качественный скачок. А сейчас подход к синтезаторам примитивный, массовый — ткнул кнопку, и всё. Так его использует попса. А ведь это совершенно грандиозная машина, клад такой, что в нём копаться и копаться, перспективы огромные заложены. А большинство обладателей совершенно уникальных синтезаторов даже не вникают в инструмент, им просто некогда — опять коммерция."
 
   В истории музыки второй половины 20-го века, в особенности таких направлений как прогрессив-рок, джаз- и арт-рок на Западе невозможно переоценить роль синтезатора Минимуг. Пожалуй, для российской (советской) музыки того же периода столь же огромное значение имел синтезатор Синти-100. Без его потрясающего звучания и таких же возможностей не появилось бы у нас некоторых выдающихся альбомов, и многие кинокартины, которые не устаревают и поныне, звучали бы по-другому, не будь на Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия" этого синтезатора.
 
Synthi-100 EMS   Синти-100 (Synthi-100) выпускала английская фирма EMS (Electronic music Studios) c 1974 года. Всего было собрано около 30-ти экземпляров. Стоил он 25 000 долларов (сейчас он стоит в разы дороже). Построил его русский по происхождению инженер, потомок князей Долгоруких - Петр Зиновьев. В Москве на фирме "Мелодия" проводилась выставка мировых достижений в области музыкальных технологий. Там был представлен и Синти-100. К композитору Д. Шостаковичу пришла целая делегация композиторов с просьбой написать письмо советскому премьер-министру Косыгину о целесообразногсти приобретения этого инструмента. Косыгин письмо подписал, и Синти-100 привезли в Москву. Установкой синтезатора занимался сам Петр Зиновьев и несколько других инженеров от фирмы EMS. Ведь синтезатор обладает весьма внушительными размерами, являясь инструментом сугубо стационарным. Чем-то он напоминает огромный письменный (или компьютерный) стол, под которым находилась двухмануальная (то есть верхняя и нижняя) клавиатура. По сути, он объединял в себе три синтезатора VCS 3 ( которые также выпускались этой фирмой). Для производства звука в синтезаторе задействуются 12 генераторов (для сравнения - синтезатор Минимуг обладает тремя генераторами) . Генераторы Синти-100 были фантастического качества. Также в конструкции инструмента использовался компьютер, маломощный по сегодняшним меркам, но уникальный для того времени. Кроме того, в нем уже тогда был цифровой секвенсор, способный запомнить и воспроизвести 256 шагов.
 
Эдуард Артемьев и Synthi - 100   Эдуард Артемьев рассказывает: "На «Синти-100» звук синтезировался путём настройки многочисленных генераторов и сопутствующих им приборов вручную. Но в нашем «Синти» отсутствовала память — надо было сделать звук и сразу его записать, наш «Синти-100» не запоминал подготовленный звук. Использовали магнитофоны. Сначала стояли несколько стереомагнитофонов, и путём перезаписи, причём с большой потерей качества, фиксировали выстроенные звучания. Ещё имелось две клавиатуры, что давало возможность записывать в два слоя на одну плёнку — находили способы соблюсти качество. Так что, каждый тембр приходилось делать заново, и повторить его уже было весьма проблематично. Даже если знали, как и что надо подкрутить, мы всё равно не могли повторить тембр один к одному — функции ползли, уплывали, и всегда семпл был немного другой".
 
Петр Зиновьев   Итак, о каких же альбомах и фильмах шла речь в начале данной статьи? Прежде всего, это работы Эдуарда Артемьева. Альбомы "Картины-настроения" (1984), "Ода Доброму вестнику" (1964), "Тепло Земли" (1985) были изданы в СССР. Диск "Siberiade" с музыкой к фильму Андрея Кончаловского "Сибириада" вышел во Франции в 1979 году. Также музыка Артемьева присутствует в "сборной" пластинке "Метаморфозы" (электронные интерпретации классических и современных произведений. Аранжировка для синтезатора Synthi-100 Э. Артемьева, В. Мартынова, Ю. Богданова. «Мелодия»: 1980 год). Используя Синти-100, Артемьев создал музыку ко множеству фильмов, среди наиболее значительных - "Сталкер" Андрея Тарковского, уже упоминавшаяся "Сибириада" Андрея Кончаловского, фильмы Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова", "Родня"; фильм Вадима Абдрашитова "Охота на лис". Занятный факт - композиции с пластинки "Метаморфозы" звучат в мультфильмах "Баба Яга против". Знатоком Синти-100, знавшим инструмент досконально, был друг Артемьева Юрий Богданов, звукорежиссер и уникальный гитарист, руководитель инструментального ансамбля "Бумеранг". Синти-100 использовал Александр Градский при записи альбома "Русские песни". Альбом представляет собой авторские интерпретации русских народных песен - от древних до революционного марша. Аранжировки песен весьма неожиданные, арт-роковые и порой создающие страшноватое впечатление. Без Синти-100 такого звучания добиться было бы просто невозможно. Звучит синтезатор и в опере Алексея Рыбникова "Юнона и Авось", в том варианте, что вышел на пластинках. Номер "Плавание" из этой оперы сделан практически только на этом синтезаторе. Вообще, необходимо отметить, что звучание Синти-100 просто великолепно сочетается с симфоническим оркестром (что мы и слышим у Артемьева) и акустическим инструментами (как,например, ситар и флейта в музыке того же Артемьева к фильму "Сталкер"). Еще надо заметить с понятной гордостью, что так, как звучал Синти-100 у нас, он не звучал нигде в мире. Повлияло ли то, что конструктор инструмента - русский, или что-то другое, но наши композиторы и музыканты открыли все возможности этого синтезатора. А возможности эти безграничны.
 
Источник:http://www.fingus.ru/publ/33
Comments