29.11.2007 в 22:00 Ольга Романцова
- Эдуард Николаевич, почему вы решили написать оперу «Преступление и наказание"? - Это не совсем моя затея. Кончаловский предложил мне написать музыку к уже готовому либретто. Впервые он заговорил об этом примерно в 1987-1988 годах, почти 20 лет назад. Я много раз начинал эту работу, бросал, снова к ней возвращался. В конце концов Кончаловский меня добил. Он позвонил и сказал: «Если ты сейчас все не бросишь и не напишешь эту оперу, ты ее никогда не напишешь. И всю оставшуюся жизнь будешь об этом жалеть». Мне стало так страшно, что я все бросил и написал оперу. - Ее сюжет сильно отличается от романа Достоевского? - Думаю, что нет. Первое действие – путь к преступлению и само преступление, хотя на сцене мы его не показываем. А второе – покаяние Раскольникова. - Когда оперу собираются поставить? - Сейчас идут переговоры о постановке. Я считаю, что поставить «Преступление и наказание» можно только в государственном театре. В опере задействован огромный симфонический оркестр, рок-группа, ансамбль народных инструментов, цыганский ансамбль. Мне хотелось создать огромный музыкальный конгломерат, отражающий звуковое пространство, которое нас окружает. - Вы работали с разными кинорежиссерами: с Тарковским, Михалковым, Кончаловским. Какие задачи кинорежиссер обычно ставит композитору? Он говорит: мне нужна в этом эпизоде грустная музыка? Или он хочет, чтобы где-то звучал фагот или фортепиано? - Это Кончаловский может такое сказать. Он окончил консерваторию и хорошо знает музыку. Обычно режиссер говорит: нужно, чтобы в этот момент звучала музыка как у Прокофьева или как у Вагнера. Но под этими словами каждый понимает что-то свое. Любая картина требует собственных музыкальных средств. Например, мы вместе с Тарковским выработали для его картин специальную технику. Надо было работать с кадром, драматургическая сторона кино была завязана с исследовательской областью электронной музыки. - Как вы с ним познакомились? - На какой-то вечеринке. Там оказался один мой приятель, который был давно знаком с Тарковским, еще по ВГИКу. Мы сидели, выпивали, шутили, и выяснилось: это Тарковский. Он знал, что я занимаюсь электронной музыкой, и предложил написать музыку для «Соляриса». У нас были дружеские отношения, но близкими друзьями мы не стали. - На что был похож первый электронный синтезатор АНС, на котором вы тогда работали? - Это был огромный ящик, сейчас он стоит в консерватории в акустической лаборатории. Мы сочиняли для него, рисуя звуки на стекле, покрытом непрозрачной несохнущей краской, снимая резцами краску в определенных местах. Записанные на синтезаторе звуки можно было тут же исполнить, что-то подправить. Это был первый синтезатор. Человечество раньше не слышало ничего подобного. Я был потрясен. В то время электронная музыка была одним из ведущих направлений музыкального авангарда. - Как относились к вашим экспериментам власти ? - Официально наша работа считалась научным исследованием, поэтому запретить его не могли. Но особого хода не давали. А когда Мурзин, который создал студию, умер, ее закрыли. - Вы сочиняете музыку на компьютере? - Да, а почему вас это удивляет? - Обычно люди вашего поколения очень осторожно относятся к современной технике. - Просто я начал работать на компьютерах тогда, когда они только появились. В 1982 году у нас появился первый музыкальный компьютер Yamaha CX5. Он мог рисовать ноты, печатать, хотя делал все это довольно примитивно. А уехав в 1987 году в Америку, я стал работать с компьютером постоянно. - Вы хотели остаться в Америке? - Нет, просто там появилась работа. В мире вообще никто, кроме нас, не задумывается о том, остаться где-нибудь или не остаться. И вопросов таких не задают. Если есть работа, например, в Новой Зеландии, почему бы и не поехать туда? Сейчас есть работа в России: я делал для Кончаловского музыку к его новой картине, мюзиклу «Щелкунчик» на музыку Чайковского. - Как это? - Я не могу вам точно сказать, надо смотреть фильм. Иногда в нем звучит музыка Чайковского, а иногда, если это нужно по сценарию, она изменена и переиначена. - Новые компьютерные технологии помогают лучше писать музыку? - Чтобы сочинять музыку, надо долго учиться. Ни один музыкальный компьютер не заменит композитора. Знаете, писать музыку на компьютере – это все равно что сочинять на нем стихи. Компьютерная программа подбирает рифмы и расставляет слова в нужном порядке, люди пользуются этим, сочиняя стихи по разным поводам. Но стихоплетством занимаются многие, а настоящих поэтов в мире единицы. Точно так же и с музыкой. Теперь появилось очень много «домашней" музыки, ее научились делать очень качественно. Но настоящих композиторов немного. - Как вы относитесь к российской поп-музыке ? - На мой взгляд, вся наша поп-музыка вторична. Все зациклились на англо-саксонской музыке, но она никак не связана с нашей речью, поэтому у музыкантов мало что получается. В России нет ни одного певца с международной славой. Только группа «Парк Горького», которая в свое время достигла успеха. - Можно ли в наше время изобрести какую-нибудь новую музыкальную идею? - Мне кажется, что сейчас композиторы не используют одну очень интересную идею. С помощью акустической аппаратуры можно создавать любое пространство: музыка в коридоре может звучать, как в огромном зале, и наоборот. Специальные приборы позволяют создавать пространство, менять его, бесконечно варьируя параметры. Музыка в таком пространстве живет по своим законам. источник:GZT.RU |