Как по нотам. Интервью э.Н. Артемьева нижегородскому изданию "Новое дело"

 
10.05.2012, 16:08
Как по нотам
Никита Михалков и Эдуард Артемьев. Фото: РИА Новости



За что Эдуард Артемьев не любит Андрея Кончаловского?

Музыку известного композитора Эдуарда Артемьева ценили такие разные мастера кино, как Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Никита Михалков, Сергей Говорухин, Павел Чухрай. Его музыкальные произведения звучат в шедеврах советского и российского кинематографа - «Раба любви», «Родня», «Курьер», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Солярис» и «Зеркало». Всего Эдуард Николаевич написал музыку к более чем 100 фильмам.

Не так давно композитор приезжал в наш город, чтобы принять участие в фестивале любительского кино «Золотая стрела». Мы решили расспросить его, какую роль играет музыка в современном кино.

Кадры решили всё

- Эдуард Николаевич, в вашем списке много выдающихся фамилий великих режиссёров, а с кем из них было сложнее всего работать?

- Самым сложным было работать с Кончаловским. У него музыкальное образование. До сих пор он лучше знает музыку, чем я. Это нам и мешает в работе. Каждая картина начинается с большого недовольства друг другом. Самое неприятное - он начинает вникать в партитуру, в ноты. Но несмотря на это, сейчас мы вместе с ним работаем над созданием музыки к спектаклю «Три сестры», который он ставит на сцене Театра Моссовета.

Тарковский меньше всего говорил о музыке, он больше говорил о кадре. Самым любимым его композитором был Бах. У него была уникальная коллекция произведений этого великого композитора.

- Ваша музыка звучит практически во всех фильмах Никиты Михалкова. А как вы с ним познакомились?

- С Никитой Сергеевичем была уникальная встреча. Я уже был в кино и писал музыку к театральной постановке в Театре киноактёра, который был по соседству с домом, где жил Никита Сергеевич вместе со своей семьёй: отцом, матерью и братом. Как-то он зашёл на репетицию и увидел меня.

Никита рассказал, что заканчивает режиссёрский факультет ВГИКа, и попросил меня написать музыку к его дипломному фильму «Спокойный день в конце войны». Так мы познакомились с Михалковым. Это была моя вторая работа в кино, а у него - первая.

Потом с Михалковым мы даже породнились. Я стал крёстным отцом его дочери Анны. У нас с ним особые ощущения друг друга. Мы дружим семьями и даже иногда выпиваем.

- Бытует мнение, что Михалков - очень жёсткий и авторитарный человек - как в жизни, так и в творчестве. Вас это не коробило?

Михалков - жёсткий человек, но работать с ним легко. Он же титан с могучей энергетикой. Я думаю, что с ним мог бы работать любой композитор, он буквально накачивает своим ощущением. Он не рассказывает, какая музыка ему нужна. Он просто говорит о фильме.

Мы сошлись во мнении, что главное оружие музыки - это чувство, которое она формирует.

- Чем вы можете объяснить внезапно вспыхнувшую нелюбовь публики к Михалкову?

- Не знаю. Моё отношение к Никите Сергеевичу субъективно - он мой друг. Я могу только предполагать. В России очень не любят лидеров, сильных людей. К тому же он очень независим, отстаивает своё мнение. Его же хотели снять с председательства Союза кинематографистов - не получилось, как бы ни хотели. Это замечательный человек, он мой друг уже больше 40 лет. Удивительная личность, мощная. Так что я не могу дать ему объективную оценку.

- Как вам кажется, почему публика не приняла его последние картины: «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» и «Цитадель»? В российском прокате они провалились. Это вина режиссёра, времени или кого-то ещё?

- Это не вина режиссёра. Это компания людей, которые проиграли ему всякие сражения - как политические, так и все остальные. Поэтому они развернули против него такую акцию.

Фильм получился замечательный, мощный, сделанный с огромной любовью к России. Время потом всё расставит на свои места.

У Никиты Михалкова есть ненавистники его личные, и у нашей страны тоже они есть. Если бы вы знали, какая кампания развернулась против него и фильма за границей! Все газеты мира вопили, что это искажение истории. То же самое было и в России. Народ клюнул на это дело.

Музыка для души

- По вашему мнению, какую роль в сегодняшнем кинематографе играет музыка?

- Всегда было трудно представить фильм без музыки. Она всегда играла в картине важную роль. Хотя Тарковский хотел убрать из картины авторскую музыку. Он вообще мечтал снять фильм без музыки. Он мне говорил, что авторская музыка - как контуры, без которых он не может обойтись. Когда кончаются его средства как мастера кино, тогда и нужна музыка.

- А какую роль, по-вашему, музыка играет в жизни человека?

- Да никакую. Как и всё искусство. Это всё мифы. Искусство может играть роль единомоментно. Но оно не может перевернуть жизнь человека. Искусство и музыка могут перевоспитать только чувство, но не могут перевоспитать человека. Иначе мир изменился бы. Сколько выдающейся, гениальной музыки написано, а мир по-прежнему воюет и всё больше ожесточается...

Comments