Эдуард Артемьев: «В Америке слишком дорогая жизнь. На квартиру, машину, страховку уходили все мои гонорары»

Эдуард Артемьев

НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ

Эдуард Артемьев: «В Америке слишком дорогая жизнь. На квартиру, машину, страховку уходили все мои гонорары»

Таисия БАХАРЕВА, «ФАКТЫ»

18.09.2013


Ровно 50 лет назад композитор, известный по фильмам «Сталкер», «Зеркало», «Сибириада», «Утомленные солнцем», написал музыку к своей первой картине

Эдуарда Артемьева знают по музыке к популярнейшим советским фильмам «Сталкер», «Зеркало», «Раба любви», «Сибириада», «Свой среди чужих...», «Утомленные солнцем»... Да всех и не перечесть. Его музыка звучит практически во всех картинах Андрея Тарковского, Андрона Кончаловского и Никиты Михалкова. Композитор создал музыку более чем к 200 кинокартинам, успевая работать над операми, симфониями и ораториями. Артемьева называют одним из самых работоспособных российских композиторов. Несмотря на свои 75 лет Эдуард Николаевич не перестает творить и строит планы на несколько лет вперед.

В Киев маэстро приехал на фестиваль «Гогольфест», куда привез свое новое сочинение. Сам композитор хорошо играет на пианино и с удовольствием предается воспоминаниям. Артемьев признается, что до сих пор не может привыкнуть к своей известности. «Что-то холопское есть в этом, — говорит маэстро, явно лукавя. — На самом деле, я рад, что выбрался в Киев. Здесь хоть могу отдохнуть от работы и просто поваляться на диване в гостинице». Внешне композитору не дашь его лет. Артемьев строен, демократично одет, улыбчив. «Давайте будем разговаривать под чай», — предложил Эдуард Николаевич, поеживаясь от промозглой киевской непогоды...

— Да, не ожидал я, что ваш город встретит меня такой погодой, — с грустью в голосе признался Эдуард Артемьев. — Это же надо, чтобы два дня подряд шел проливной дождь! Правда, в Москве тоже сейчас сыро и слякотно. Так что никуда от холода не спрятаться. Наступает мое самое нелюбимое время года. Конечно, можно было бы уехать куда-нибудь в теплые края, но, увы, на просторах бывшего Советского Союза, да и на Западе тоже, все так построено, что основная работа ведется именно зимой. Так что отогреться у меня не получится.

— Были времена, когда вы чуть ли не три года прожили на Голливудских холмах.

— Точно. Три года я провел в Лос-Анджелесе. Роскошное время было. Лос-Анджелес — солнечный город, в котором хочется остаться навсегда. Кстати, в Голливуде я написал музыку, ни много ни мало, к восьми картинам. А все благодаря Андрону Кончаловскому, который меня туда вывез. В России я с ним сделал фильм «Сибириада», и после этого Андрон уехал покорять Америку. Помню, перед выездом он мне сказал: «Еще поработаем в Голливуде». Я думал, это треп. Но потом рухнул «железный занавес», началась перестройка, и Андрон «выписал» меня в Голливуд. Совершенно официально, через всесоюзную организацию по охране авторских прав. Думал, вернусь через три месяца, а застрял на три года.

— Вы же наверняка могли там и остаться?

— Конечно. Но во времена Советского Союза это было не так просто, как сейчас. К тому же моя супруга Изольда осталась в Москве, лишь через год после моего отъезда в Америку ко мне приехала. Сейчас, думаю, если бы иначе сложились обстоятельства, я бы таки остался в Голливуде. Но однажды мне позвонил Никита Михалков и позвал в картину «Утомленные солнцем». Он всегда был очень короток: «Приезжай, ты мне нужен». Я сорвался и улетел в Москву.

*Эдуарда Артемьева и Никиту Михалкова связывает давняя дружба. Композитор написал музыку практически ко всем фильмам известного режиссера

— Но вы хоть успели обзавестись недвижимостью в Лос-Анд­желесе?

— Нет. И более того, я ничего там не заработал. В Америке оказалась слишком дорогая жизнь. Мы были хорошо устроены: большая квартира в Лос-Анджелесе, машина, страховка. Но эти удовольствия надо было оплачивать, на что уходили все мои гонорары. С другой стороны, я благодарен этому времени, потому что узнал замечательную страну, объездив ее вдоль и поперек. Могу сказать со всей ответственностью, что только в Америке есть демократия. Больше нигде.

— В конце концов Голливуд покинул и Андрон Кончаловский.

— Да, но у него была совершенно другая история. Андрон тосковал по творчеству, хотел снимать собственное кино. В Голливуде же ему приходилось работать лишь со сценариями, которые предлагались компанией. Он ждал, ждал, что ему дадут снимать картины, которые он хочет, но этого так и не произошло. Кончаловский вернулся в Россию, отказавшись от американского гражданства и продав роскошный дом на берегу океана. Зато теперь у него дом в Италии, в Тоскане. А работает Андрон в России. Кстати, за всю его творческую жизнь лишь одну картину он снимал без моего участия( "Кобра"). Мы ведь знакомы с ним еще со студенческих лет, когда вместе учились в Московской консерватории. Я мечтал стать композитором, он — пианистом. Но после трех лет учебы Андрон ушел в кино. Он до сих пор неплохо музицирует.

— Ровно полвека назад вы впервые написали музыку к художественной картине.

— Ой, точно! Надо будет отметить этот юбилей. Это было осенью 1963 года на Одесской киностудии. Картина называлась «Мечте навстречу». Мне исполнилось 22 года, и как композитор я никому не был известен. Музыкой в этой картине заведовал настоящий мастер — Вано Мурадели. У него блестяще получалась классика, но с электронной музыкой он не был знаком. А именно она требовалась для некоторых сцен. И тогда кто-то порекомендовал ему Артемьева. Так я попал в кино, удивительно, но моя фамилия даже оказалась в титрах. Обычно композиторы «на вторых ролях» лишь получают деньги, а их фамилии никому не известны. Мне повезло сразу, я не проходил через это «музыкальное сито».

— Много заработали на первом фильме?

— Зарплата была очень высокая — две с половиной тысячи рублей. На эти деньги мог купить даже машину. Но я еще был молод, не женат. Правда, у меня уже завязался роман с моей будущей супругой, поэтому деньги ушли на оплату квартиры, которую мы снимали. А вот следующей киноработы пришлось ждать четыре года. Это был фильм режиссера Самсона Самсонова «Арена». Правда, сначала я попал туда как актер. Съемочной группе нужен был тапер для сцены в цирке. Я неплохо играл, и мой знакомый предложил мне подзаработать. Во время репетиции я что-то наигрывал. Это услышал Самсонов, подошел и поинтересовался: «А сам ты музыку сочиняешь?» Я стал импровизировать, ему понравилось, и он «протащил» меня в картину как композитора. В музыкальной редакции киностудии «Мосфильм» все ожидали, что новичок провалится. Но я не доставил им такого удовольствия.

— Похоже, вы вообще в этом смысле баловень судьбы.

— Ну не скажите. В моей творческой биографии был один крупный провал. Правда, в той картине все, вплоть до режиссера и актеров, провалились. Она называлась «Чудный характер». Режиссер Константин Воинов, сценарий Эдварда Радзинского, в главной роли Татьяна Доронина. Картина была признана худшим фильмом 1970 года. Для меня это стало катастрофой. Был момент, когда я думал, что навсегда лишаюсь работы в кино. Но тут судьба познакомила меня с Тарковским. Ему понадобился человек, который занимается электронной музыкой. Нашим первым совместным фильмом был «Солярис». С Андреем очень интересно и сложно работать. Он никогда не ставил передо мной конкретную задачу, даже на запись музыки не приходил. Все решения Тарковский принимал на перезаписи, когда сводилась «партитура» фильма. У него вообще было желание отказаться от музыки, что в конце жизни он и сделал — в «Жертвоприношении» и «Покаянии». Он говорил, что прибегает к услугам композиторов, лишь когда ему не хватает киношных средств.

— Обычно вы бываете на съемках?

— Нет, я считаю это пустой потерей времени. Работа длится так долго, утомительно. Один кадр может выстраиваться целый день. Мне такое не подходит. Еще на первой своей картине я понял, что актерство — это не мое. Тем не менее пять месяцев назад снялся вновь. У Никиты Михалкова в картине «Солнечный удар». Он сказал: «Эдуард, ты стал такой старый, что тебя надо успеть зафиксировать, а то помрешь...» Сыграл помощника фотографа, произносящего всего пару слов.

С Никитой мы познакомились накануне съемок его дипломной работы. Это случилось в театре киноактера, где я писал музыку к пантомиме-балету «Мертвые души» по Гоголю. Театр находился на улице Поварской, рядом жила семья Сергея Михалкова. Никита, будучи студентом, часто прибегал к нам на репетиции. Однажды он сказал, что собирается делать диплом и предложил написать музыку. Так и пошло...

— Судя по тому, что вы композитор практически всех его картин, пошло хорошо.

— Мне легко с Никитой. Мы даже породнились — он крестный моего сына, а я — его дочери. Лишь одну картину он снял без меня — «Очи черные». И то лишь потому, что Никита снимал в Италии и местный профсоюз композиторов затребовал очень большую сумму за разрешение работать русскому автору.

— Сколько вам было лет, когда написали первую мелодию?

— Импровизировал я всегда. А впервые записал музыку, когда мне исполнилось 12 лет. Я тогда учился в хоровом училище имени Свешникова. У меня был неплохой голос, я пел в хоре мальчиков. Кстати, с концертами приезжали и в Киев. Выступали здесь на сцене филармонии. Но в 14 лет у меня произошла мутация голоса, и он пропал. Моим первым произведением была прелюдия для фортепиано, а первым учителем — Мераб Парцхаладзе. Он занимался со мной девятый и десятый классы, а потом сказал, что мне надо поступать в консерваторию на композиторский факультет. Это было нахальство — в 17 лет туда обычно не принимают. Но меня взяли. Поступили всего шесть человек. А конкурс был 20 абитуриентов на место. Думаю, меня взяли не за талант, а за то, что разглядели во мне способность к росту. Я стал самым маленьким на курсе.

— Было время, когда вам не сочинялось?

— Никогда. У меня в крови такой трудоголизм. Я и отдыхать уже не умею. Сам удивляюсь, где беру энергию. Наверное, от стула, на котором сижу. Ведь практически не выхожу из дома, где у меня оборудована прекрасная студия. Могу месяцами не бывать на улице. «Улучшение» происходит в мае, когда мы с семьей перебираемся на дачу, где у меня тоже есть студия. Вот тогда могу спуститься со второго этажа в сад, посидеть в беседке, чайку испить...

— Чему же вы обязаны столь стройной фигурой?

— Генам. А может, тому, что долгие годы являюсь вегетарианцем. Правда, не совсем классическим. Жена тоже. В нашей семье полностью исключено лишь мясо. Рыбу, молочные продукты мы едим. А еще обязательно в день выпиваем по бокалу сухого красного вина. Это мне «сердечные» врачи порекомендовали. Люблю итальянские тосканские вина.

— Андрон Кончаловский привозит?

— Нет, он доставляет мне оливковое масло. У него плантация олив, которым больше 200 лет. Андрон даже предприятие основал, выпускает масло под названием «Кончаловка». Кончаловский удивительно работоспособный и талантливый человек. К тому же очень требовательный и внимательный к себе. Помню, он с молодости следил за своим здоровьем. Вечно покупал кучу журналов, всем интересовался, придерживался диет. Последние годы он каждую неделю сдает анализ крови и определяет, что ему можно есть, а что — нет. Вплоть до того, какое вино пить — белое или красное.

— Вас на это «не подсадил»?

— Я другого склада. Он настоящий педант, немец. Никита полная ему противоположность. В том, что касается жизни, да и работы тоже... Сейчас я опять делаю с Михалковым картину.

— У вас никогда не возникало желания остановиться и передохнуть?

— Я не хочу этого. Иначе, мне кажется, помру...

Comments