Э.Артемьев:"Щелкунчик" Кончаловского-самый трудный фильм в моей жизни.28.01.2011 г. "К.П".

 

Композитор Эдуард Артемьев в домашней студии.
Фото: www.electroshock.ru
лектор-музыковед ярославского академического симфонического оркестра Анна КАМАЕВА — 28.01.2011

29 января в ярославской филармонии произойдут сразу два культурных события: авторский вечер выдающегося современного композитора, мэтра электронной и киномузыки Эдуарда Артемьева и премьерное исполнение ярославским симфоническим оркестром его сюиты к новому фильму Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король».

Программа концерта невероятно притягательна: прозвучат хорошо знакомые мелодии из фильмов «Солярис», «Раба любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Доктор Живаго», «Сибириада», а также фрагменты из оперы «Преступление и наказание» по роману Достоевского.

И, конечно, самая интригующая часть вечера - исполнение сюиты «Щелкунчик», в которой музыка Чайковского в блестящей аранжировке Артемьева откроется нам совершенно иначе. Для исполнения потребовался полный состав оркестра, два хоровых коллектива, несколько солистов.

Накануне концерта, в пятницу, в музыкальном училище им. Собинова прошел мастер-класс и творческий вечер композитора. Можно было увидеть и услышать мастера, неформально пообщаться с «русским гением», как его называют в Голливуде, и приобрести уникальную книгу о его жизни и творчестве.

Сейчас музыковеды все чаще говорят о «феномене современности» Артемьева. О сочетании динамизма и созерцательности, простоты и полифонии в его музыке. Все так. А еще Артемьев абсолютно искренен и человечен в своем творчестве. Он всегда обращается не к толпе, но лишь к одному Человеку. К нам с вами.

А сегодня «Комсомолка» публикует интервью с Эдуардом Артемьевым.

ЧАЙКОВСКОГО НЕ УЗНАЮТ

- С местом премьеры сюиты я определился практически сразу, - опередил мой вопрос Эдуард Николаевич. - Ярославль - особый город, уютный, камерный, с «русским духом», с притягательной провинциальной культурой. Плюс многолетние дружеские и творческие связи. И, конечно, ярославский симфонический оркестр и его главный дирижер Мурад Аннамамедов - это гарант того, что все будет исполнено профессионально, с большим художественным вкусом и искренностью.

- Какие музыкальные номера фильма вошли в сюиту? Мелодии из балета «Щелкунчик» Чайковского узнаваемы?

- В ней 13 номеров. Все они звучат в фильме, но только в сюите - в полном формате. Аранжировки буквально на все вкусы - от любовного романса до танцевальных номеров в духе бродвейской классики. Рядовой слушатель вряд ли узнает все темы Чайковского, кроме, конечно, «Вальса цветов».

- Что было самым сложным в работе над фильмом?

- Это самый трудный фильм в моей жизни! Невероятно напряженная работа. К такой глыбе, музыкальному гению, как Чайковский, только приблизиться чего стоит!

- Вы называете себя сверхскромно - «сочинителем». А тут переосмысление великого Чайковского…

- Да, «сочинитель», впрочем, это слово тоже неточное. Считаю, что композиторов только несколько: Моцарт, Бетховен, Чайковский.

- Неужели и сейчас сомневаетесь в себе?!

- Постоянно. Я - самый строгий критик.

ШЕДЕВР ЗАКАЗЫВАЛИ?

- Известно, что вы попали в Голливуд в возрасте 51 года. Факт впечатляет. Рекомендация Кончаловского? Так?

- Так и не так. Если бы не Кончаловский, я бы в Голливуд никогда не попал. Он набрал там такой вес, что имеет право рекомендовать «своего» композитора. Но американцы меня сначала проэкзаменовали. И если бы я с чем-то не справился, то никакие симпатии Кончаловского не помогли бы.

- Кончаловский, кроме всего прочего, еще и профессиональный пианист, в консерватории учился. Как с ним работается?

- Он - феноменальный человек, но для композитора сотрудничество с ним не мед. Может сказать «сделай мне в этом эпизоде, как в финале 3-го концерта Прокофьева», а я, ей-богу, не помню, какой там финал. Еще любит лезть в партитуру с указаниями: не тот инструмент, гармония, фактура. Я терплю ради дела.

- Композиторы на «фабрике грез» становятся миллионерами?

- Композиторские гонорары здесь действительно самые высокие, больше нигде столько не платят. Джон Уильямс получает более миллиона долларов за картину. Покойный Смит получал миллион. Я - меньше и не жалею об этом.

- В Голливуде пока только вы державу славите?

- Увы, да. Но думаю, что скоро там начнется настоящий «русский прорыв». Тимур Бекмамбетов стал в Голливуде одним из ведущих режиссеров. Вероятно, сейчас он пригласит кого-нибудь из Москвы, скорее всего, Юрия Потеенко, который полностью созрел для работы

Композитор Эдуард Артемьев в домашней студии.на голливудовском уровне.

- Теперь не о Голливуде. Достоевский говорил, правда, в «Братьях Карамазовых», что «красотою мир спасается». А любовью? Любовь может спасти?

- Сложный вопрос. Вечный. Важно, какое значение вкладывается в это слово. Если божественное, то человеку не постичь ее: только святым что-то открывалось. У меня такое чувство, что сейчас общество идет к ужасной катастрофе, и прежде всего, нравственного порядка. Но я верю, что путем великой жертвы мир спасется.

«ВЕЧНОСТЬ - ЭТО НЕ БАНЬКА С ПАУКАМИ»

- В вашем облике удивительно сочетаются славянское, православное и какой-то буддийский покой. Вы верующий человек?

- Да. Верю, что за завесой земного мира есть мир божественный, а не «банька с пауками», как считал Свидригайлов Достоевского. И буддизмом я увлекался, что-то осталось. Но несравнимо глубже во мне православные корни.

- Музыка и религия. Что выше для вас?

- Думаю, музыка идет следом за религией. Музыка - величайшее искусство, инструмент, предоставленный нам для связи с Богом.

- Вы индивидуалист? Трудоголик?

- Абсолютный индивидуалист и одиночка, причем с детства. Мне нескучно быть с самим собой. Конечно, у меня есть любимая семья, немногочисленные друзья, но музыка - это моя жизнь. Отсюда и трудоголизм. Я почти все время сочиняю.

- Вспомнилась фраза Гарсиа Лорки: «Музыка - вампир, она выпивает наше сердце»…

- Опасность для художника в другом - в потере искренности. Пока художник искренен перед собой и людьми, он жив как творец. Для меня музыка - это самый задушевный разговор с людьми о том, что волнует, что пережил.

- Как вы отдыхаете? Гуляете с супругой?

- Увы, отдыхать не умею. А прогулки для меня - это потерянное время. Зимой вообще бы из студии не выходил: намерзся в детстве. Недели на 2 - 3 могу решиться поехать с женой куда-нибудь к теплому морю.

- Эдуард Артемьев в свои 73 года - мэтр, почти классик. Нравится высказывание?

- Нет. Я себя чувствую молодым. Были, конечно, проблемы со здоровьем, но, слава богу, прошли, и сейчас чувствую себя хорошо. Когда ты бесконечно в работе, болезни отступают. Иначе развалился бы, как дважды дедушка.

- После «Щелкунчика» какие следующие творческие горизонты? Фильм «Утомленные солнцем - 2» покоя не дал?

- Не дал. В картине немало масштабных и лирических сцен, которые просто поразили меня и нуждаются в присутствии музыки. После «Утомленных-2» хочу взять паузу на полгода, чтобы завершить концерт для фортепиано. А с Михалковым мы затеяли еще одну историю - мюзикл «Раба любви» по мотивам картины. Это такая фэнтези-история с философскими и политическими мотивами. Есть предложение от испанских кинематографистов написать музыку к фантастической картине о советских космонавтах, высадившихся на Луну.

Источник: Комсомольская Правда


Comments