30.11 2007, 13:14 РИА «Новости» Эдуард Артемьев превратил Москву в центр электронного авангардаЕсли имя Эдуарда Артемьева кому-то ни о чем не говорит, это недоразумение легко исправить. Просто надо назвать несведущему человеку наугад пару-тройку фильмов: «Сталкер», «Раба любви», «Ближний круг»… Именно Эдуард Артемьев, которому сегодня исполняется 70 лет, написал музыку к ним и еще к паре сотен картин. Эдуард Николаевич Артемьев начал писать музыку в 14 лет, а о своих первых сочинениях вспоминает так: «Так, ерунда какая-то. Что-то громоподобное под влиянием Рахманинова». Академическое образование он получил в Московской консерватории по классу композиции у Юрия Шапорина. Переломным моментом в его судьбе стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. В этом году, когда созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор «АНС» привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление — направление электронной музыки. «АНС» — первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина — великого русского композитора, оказавшего влияние на творчество и жизненную философию Мурзина. Сегодня Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Мурзиным. Не только потому, что из композиторов, обратившихся к совершенно новой области музыкального искусства, он единственный связал с ней свою судьбу. Он, по существу, сохранил в России целое направление, продолжая в нем работать, когда по указанию свыше студия Мурзина была закрыта, и многое вложил в его развитие. Когда же Мурзин при поддержке Шостаковича добился в 1966 году открытия в Москве студии электронной музыки, Артемьев продолжил работу в ней. В 1968 году имя Артемьева впервые прозвучало на западе, когда на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции Мурзин представил свой синтезатор и выполненные на нем композиции Артемьева, который стал первым исполнителем на «АНС». После их выступления итальянская пресса сообщала: «Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве» («La Stampa», 14 июня 1968). Когда Артемьева спрашивают, легче ли стало писать музыку с появлением новых электронных музыкальных инструментов, он отвечает, что «синтезатор — всего лишь инструмент для реализации идей, а главное для композитора — ум и душа. Кстати, беда многих современных авторов в том, что они не развивают фантазию, не занимаются настоящим творчеством, а нажимают одни и те же кнопки с модными тембрами. Отсюда однообразие мелодий и скука». В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты — поначалу электронными эффектами. Подчеркнуто «неземное» звучание использовалось в основном в научно-популярных фильмах «космической» тематики. Таким был, в частности, и первый киномузыкальный опыт Артемьева в фильме «Мечте навстречу» режиссера Корюкова (1961, совместно с композитором В. Мурадели), документальных лентах «Планета Океан», «Дом в космосе», сюжетах в киножурнале «Хочу все знать», «Альманахе кинопутешествий». С Андреем Тарковским, который начал снимать «Солярис», композитор познакомился на вечеринке. Узнав, что Артемьев занимается электроникой, Тарковский заинтересовался, пришел к нему в студию послушать музыку. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Через несколько дней Артемьева пригласили участвовать в работе над фильмом. Вместе они сделали три картины: «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». В 1989 году на основе музыки к фильмам Тарковского Артемьев создал цикл из 13 композиций — заново написанных пьес «Тема», «Поезд», «Болезнь», «Станция», «Слушая Баха», «Исход», «Они шли долго», «Сон», «Медитация», «Океан», «Картина Брейгеля», «Возвращение», «Посвящение А. Тарковскому». Эдуард Артемьев «озвучил» более 150 отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок. Помимо Тарковского композитор работал с Михалковым, Кончаловским, Абдрашитовым, Самсоновым, Орловым, Хамидовым и многими другими режиссерами. С Никитой Михалковым сделаны картины «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», «Урга», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник». «Артемьев великолепно чувствует экран, — отмечает Вадим Абдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах “Охота на лис” и “Остановился поезд”, — он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра». По словам Никиты Михалкова, Артемьев обладает «поразительными способностями стилиста». А сам композитор говорит: «Кадр действует на меня самым чудодейственным образом. Я всегда терпеливо жду, что покажет мне режиссер, и тогда его стиль, язык, образная система мышления рождают во мне ответную реакцию». Недавно Эдуард Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». Работа над оперой, длящейся в окончательном варианте более трех часов, заняла почти тридцать лет. Идея ее создания принадлежит Андрею Кончаловскому, написавшему в конце 1970-х годов либретто в соавторстве с Юрием Ряшенцевым и Марком Розовским. В записи оперы, вышедшей в конце октября на компакт-диске, нет ни одного классического оперного голоса, только эстрадные и рок-певцы. Раскольникова поет Владимир Ябчаник, Сонечку — Наталья Сидорцова, участвуют Юрий Мазихин и Петр Мирков из «Норд-Оста», Александр Маракулин из спектакля «Нотр-Дам». |