Ода доброму вестнику 1980 г

Эдуард Артемьев & "Бумеранг"
"Ода доброму вестнику" (1980)

Трэклист:
 
1 Факел (3:28)
2 Добрый вестник (7:00)
3 Гармония мира (3:39)
4 Вечный прогресс (4:26)
5 Красота земли (7:38)
6 Интерлюдия (3:47)
7 Спорт, ты - мир (6:47)
 

Особое место в творчестве композитора занимает “Ода доброму вестнику” (1980). “В ней ярко, масштабно и новаторски Э.Артемьев воплощает тему мира. “Ода” приобрела широкую известность: она была написана по заказу Олимпийского оргкомитета к Московским Олимпийским играм и звучала на стадионе в Лужниках во время церемоний открытия и закрытия Олимпиады. В основу ее текста положены избранные главы из произведения основателя Международного олимпийского комитета Пьера де Кубертена “Ода спорту”, написанного в 1912 г.

Новым для композитора явился отход от авангарда и поиски путей ассимиляции классической и “молодежной культуры”, обогащение средств выразительности элементами музыкальной рок-эстетики.

“Грандиозный форум спортсменов, общественных деятелей, представителей культуры всего мира диктовали и соответствующие этому событию специфические и разнообразные средства выразительности: многоголосный хор (антифонное пение двух хоров было традицией во время Олимпийских игр в Древней Греции) симфонические способы развития музыкального материала, как наиболее полно соответствующее такому масштабному событию простоту и “плакатность” популярной музыки динамику рок-музыки, включая и достижения в области техники звукозаписи. Исходя из этого, я решил пойти по пути не синтеза, “а симбиоза всех доступных мне выразительных средств и каждую часть кантаты написать в специальной технике и разных жанрах, где объединяющим стержнем всего сочинения служили бы выразительные возможности электроники.“

Исполнение “Оды доброму вестнику” сопровождало массовое действо, которое разыгрывалось на ограниченном пространстве стадиона. Это было некое аудиовизуальное целое. Перед зрителями проходила вся история Олимпийских игр от Древней Греции до наших дней. Музыкой Артемьева стадион встречал факел, доставленный эстафетой с Олимпа, под нее совершался торжественный ритуал зажжения олимпийского огня. Музыка кантаты объединила энергетическую мощь и высокий нравственный тонус волевое, действенное начало в одних частях и медитативное в других. В “Оде” веет дух древности в жестких звучаниях фанфар и слышится пульс современного мира в сверхскоростных остинато.

Произведение насчитывало семь частей: 1. Факел 2. Добрый вестник 3. Гармония спорта 4. Вечный прогресс 5. Красота земли 6. Интерлюдия 7. Спорт, ты - мир. Монументальность строения целого создается сопоставлением законченных, самостоятельных частей, контрастных друг другу, внутри которых контраст отсутствует. Там внимание сосредоточено на одном целостном образе, состоянии.

“Первая часть “Факел” несет в себе основные образные и тематические компоненты. Она воплощает образ движения - протяженные построения (в несколько тактов), повторяемые секвенсором необходимое число раз. Появляется и основной мелодический образ “Оды” - торжественные фанфары (лейттема “Оды” и интонационная основа для новых темообразований в других частях). Ярким эмоциональным комментарием выступает “многооктавная” импровизация электрогитары в стиле рок”.

Вслед за ней звучит вторая часть “Добрый вестник” для солиста, рок-группы с расширенной секцией электронных клавишных инструментов и фонограммы с конкретными шумами. В ней чувствуется более детальная проработка темы после обобщенного тезиса: более умеренный темп, развернутая композиция, в которой чередуются вокальные и инструментальные разделы.

“Медленная третья часть “Гармония мира” - лирическое отстранение, которое обогащает образно-смысловой ряд кантаты, включая в него обогащенную картину природы, решенную светлым и легким звучанием хора мальчиков (сопрано и альтов).

Синтезатор “Synthi-100” позволяет автору изыскать приемы электронно-сонорной живописи. “Вариация на один аккорд” - композиционный смысл “Гармонии мира”: показать природу в ее безмятежном покое и равновесии.

Четвертая часть - монументально панно “Вечный прогресс” - динамичная кульминация кантаты. Акустическая мощь электроники, органа, двойного хора, ударных на фоне стремительного вечного движения. Стилистически четвертая часть опирается на рок-эстетику, но вбирает в себя весьма ощутимые элементы музыки барокко.

Пятая часть “Красота земли” - место возвышенного созерцания. Она развивает лирическую линию “гармонии мира”, где мир предстает в единстве и гармонии всего живого, как равновесие меняющегося и неизменного. На репетитивный пласт секвенсора наслаивается andante espressivo ad libitum электрогитары, за ней “Эхо синтезатора” и, наконец, голос солиста-тенора, олицетворяя собой движение, тогда как к “надвременному” пласту (это - вечное) относится длящийся аккорд хора и струнной группы оркестра.

Небольшая “Интерлюдия” (шестая часть) - своеобразная реприза цикла. Она возвращает нас к кульминационной точке праздничного действа. Первоначальное ее название “Подъем к олимпийской чаше”. Музыка этой части подчеркнуто возвышенна: сдержанный тон, торжественная статика. Удачная композиционная находка - хоровая декламация на звончатом колокольном фоне.

Финальная седьмая часть “Спорт, ты - мир” “написана в традиционном жанре торжественных хоровых песнопений - оды, которая интенсивно насыщается элементами рок-стиля. Сплав симфонического оркестра и рок-состава образует некий сверхинструмент широкого стилевого диапазона

Comments