Необычные релизы рекорд - лейбла "Мелодия".

Аэробика, антиалкогольная медитация и спейс-диско: самые необычные релизы рекорд-лейбла «Мелодия»

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Аэробика, антиалкогольная медитация и спейс-диско: самые необычные релизы рекорд-лейбла «Мелодия»
В СССР на пластинки записывали буквально все. Речи партийцев, лекции по технике безопасности Госкомитета, звуки скотного двора, заводские гудки или банальное пение птиц. Всю уникальность советской виниловой индустрии воплотил один лейбл — «Мелодия», который в этом году празднует 55-летие. Мы расскажем о релизах лейбла, которые стали синонимами — а иногда и инициаторами — целых явлений в советской культуре.

Что такое «Мелодия»

Крупнейший в Восточной Европе лейбл был основан в 1964 году, в 80-х у него была монополия на выпуск музыки в СССР. Выходила всевозможная классика, радиоспектакли, эстрада, поэзия и все то, что мы с вами слушаем сейчас в формате подкастов. С 1990-х «Мелодия» пребывала в запустении и пыталась обанкротиться, пока в 1993 году ей не присвоили страшную приставку ФГУП, которая в конечном итоге спасла дело.

В 90-е многие достояния фирмы были распроданы или разворованы, производство встало, в начале нулевых фирма лишилась студии и почти всех грам-оригиналов на металлических матрицах. В 2011 году в фирму пришел работать нынешний гендиректор «Мелодии» Андрей Кричевский, который оказался спасательным кругом — в фирме запустили оцифровку записей и онлайн-продажи. Правда, оцифровка 90 тысяч пленок будет длиться еще пару десятилетий, но «Мелодия» воскресла и даже печатает CD для зарубежных фетишистов и меломанов. Именно «Мелодии» мы обязаны проникновением на нашу территорию западной музыки — от Билли Холидей до Питера Гэбриела и культовых записей зарубежной классики. Но главной заслугой лейбла можно считать выпуск уникальной советской музыки — поп, эстрады, электроники и таких культовых релизов, как «Зеркало души» Аллы Борисовны — образчика советского фанка и блюза. Кстати, закрытая премьера альбома состоялась в формате трансляции на борт орбитальной космической станции «Салют-6». Могли себе позволить.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - SALT-collageSALT-collage

Советский авангард и синтезатор АНС

После оттепели начался период либерализации, а в концертных залах зазвучали Онеггер, Мийо, Пуленк, Хиндемит, Мессиан и Берг. Стали регулярно проходить фестивали «Варшавская осень», где впервые открыто презентовалась музыка советских академических авангардистов. Но музыкальный фон радикально изменило изобретение советского инженера Евгения Мурзина, который в конце 50-х, наконец, довел до финальной стадии разработки свой синтезатор АНС (аббревиатура взята от имени знакового русского композитора-новатора Александра Николаевича Скрябина). Первый вариант АНС занимал половину комнаты на даче инженера, второй — чуть меньше, но все равно являл собой удивительную конструкцию, в которой в дополнение ко всему вращались пять оптических дисков.

Salt: главное здесь, остальное по вкусу - Синтезатор АНССинтезатор АНС

В 1967 году при фирме «Мелодия» была организована Московская экспериментальная студия электронной музыки (МЭСЭМ), которая разместилась в Доме-музее Скрябина. В 1980 году на лейбле вышла пластинка «Метаморфозы», которая собрала самые значительные работы резидентов этой студии — Эдуарда Артемьева, Юрия Богданова, Владимира Мартынова. Но первые произведения с использованием АНС были записаны еще в 1971 году Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым, Софьей Губайдулиной, Эдуардом Артемьевым и Олегом Булошкиным — этот материал был издан «Мелодией» в 1990 году под названием «Музыкальное приношение». АНС можно услышать в фильмах «Солярис», «Зеркало», «Приходите завтра», «Бриллиантовая рука», в мультфильме «Маугли» и других работах для ТВ, для которых писали теперь уже культовые композиторы.

Comments