"Свой среди чужих" - сорок лет спустя. КП в Питере.


Молодые актеры Юрий Богатырев и Константин Райкин прошли на картине проверку на прочность. Им приходилось самостоятельно выполнять опасные трюки.
Фото: кадр из фильма.

Фильм «Свой среди чужих...» сняли по заметке в «Комсомолке»Комментарии: 45

В этом году культовой картине Никиты Михалкова исполняется 40 лет


Планировали съемки в Крыму

В основе картины про настоящую мужскую дружбу - повесть Эдуарда Володарского «Красное золото». Драматург рассказывал: историю о «золотом эшелоне», который за время следования к пункту назначения оказывается то у белых, то у красных, то у бандитов, он позаимствовал в «Комсомольской правде». Правда, о каком именно материале речь, вдова сценариста уже не помнит. Рассказала только, что заметка была опубликована в «КП» то ли в 1970, то ли в 1971 году. Вырезанная из газеты публикация долго хранилась в архиве писателя, а затем затерялась.

- В итоге сценарий к фильму Эдуард Володарский и Никита Михалков писали вместе, - вспоминает художник-постановщик картины Александр Адабашьян. - Снимать решили в Крыму: в кадре нужны были и лес, и холмы, и горная река, и полуразрушенный город периода Гражданской войны. Но неожиданно Михалков загремел в армию - военных кафедр тогда в творческих вузах не было. Съемки отложили.

В Петропавловск-Камчатcкий, где Никита служил на флоте матросом, с концертом приехал Махмуд Эсамбаев, друг семьи Михалковых. Начинающий режиссер рассказал про сложности с выбором натуры к фильму. И Эсамбаев воскликнул: «Все это есть в Грозном!»

Так мы с Никитой после его дембеля оказались в Чечено-Ингушетии.

Когда Михалков предложил Юрию Богатыреву главную роль - чекиста Шилова, многие сомневались в выборе. Богатырев тогда только окончил Щукинское училище, был такой рыхлый, пухлый, вяловатый. Но на моих глазах без всяких тренажерных залов он превратился в жилистого и мускулистого (позже Богатырев признавался, что качал мышцы втайне от коллег. - Ред.). Я такого никогда не видел: будто изменился изнутри. Богатырев вообще не умел ездить верхом - но через месяц уже лихо скакал галопом, держа уздечку одной рукой!

Ляпы. Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Поэтому актер сначала  в одной рубашке (слева), а через минуту в другой, сначала без бороды, потом с бородой.
Ляпы. Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Поэтому актер сначала в одной рубашке (слева), а через минуту в другой, сначала без бороды, потом с бородой.
Фото: кадр из фильма.

Райкин чуть не утонул

- Все трюки артисты выполняли сами, без каскадеров, - продолжает Адабашьян. - Сцену, когда Каюм, которого сыграл Костя Райкин, пытается спихнуть героя Богатырева в горную реку, снимали на настоящем обрыве высотой метров восемь. Водолазы отговаривали снимать прыжок: каменистое дно, бешеное течение. А Костя решился. Но когда Райкин прыгнул, за ним устремился обеспокоенный доктор из нашей группы - и попал в кадр! Делать второй дубль не стали, слишком опасно.

Рисковой получилась и сцена на плоту, на котором плыли связанный Кайдановский, Райкин и Богатырев. На общем плане им управлял консультант в костюме то одного, то другого героя. Мы снимали и ужасались: плот кидало из стороны в сторону.

- На Аргуне страшное течение: 12 метров в секунду, 40 с лишним километров в час, - вспоминал Константин Райкин. - Мы соскользнули с плота. Вода - ледяная. Думал, все, утону. После съемок из-за переохлаждения у меня начался фурункулез. И все же все рисковали с удовольствием, в охотку!

- Есть в фильме кадр, когда актер Виталий Комиссаров расцепляет вагоны во время движения состава, - продолжает Адабашьян. - Одна нога у него стояла на одной сцепке, вторая - на другой. Машинист уверял: вагоны расходятся медленно. Но во время съемки они резко пошли в разные стороны. Комиссаров оказался почти на шпагате и с невероятным усилием смог перейти на нужную сцепку и не свалиться на рельсы под поезд.

А помните кадр, когда пуля попадает в качающиеся часы, перебивая цепочку на руке героя Николая Пастухова? Хотели снимать реальный выстрел, но Коля боялся. Пошли на хитрость - сказали, что это будет только имитация. А сами пригласили милиционера Александра Гурова. Личность известная - именно он в свое время застрелил льва из фильма «Необычайные приключения итальянцев в России», напавшего во время съемок на студента.

Гуров с первого дубля боевым патроном перебил цепочку часов. При этом Пастухов лежал, а вагон мы раскачивали...

Еще одна неточность: в фильме идет речь о сумме в 500 тысяч рублей золотом. Такие деньги, по подсчетам специалистов, должны весить не меньше 250 кг. А в картине они умещаются в дорожный саквояж, с которым бегает герой Михалкова (на фото).
Еще одна неточность: в фильме идет речь о сумме в 500 тысяч рублей золотом. Такие деньги, по подсчетам специалистов, должны весить не меньше 250 кг. А в картине они умещаются в дорожный саквояж, с которым бегает герой Михалкова (на фото).
Фото: кадр из фильма.

«Жениться на тощей? С ума сошел!»

- В разгар съемок Никита Михалков решил жениться, - вспоминает Адабашьян. - С Таней, его нынешней женой, он познакомился еще до службы на флоте. Она поехала на съемки в Грозный. Ребята решили здесь и сыграть свадьбу. Когда местные чеченцы узнали, что режиссер женится, неодобрительно качали головами. Были уверены: его невеста - это Света Кудель, блондинка с пышными формами и шестым размером бюста, она работала в съемочной группе. Мы ее в город боялись одну выпустить - проходу не было. Чеченцы от нее млели. Когда же они увидели настоящую невесту Михалкова, Таню - манекенщицу, худенькую, стройную, - пришли в ужас.

«Ей бы килограммов 50 прибавить!» - сочувствовали местные жители.

В итоге у Тани и Никиты стоит штамп Грозненского загса. Кстати, Михалков снял жену в одном из эпизодов фильма. А в другом сыграла моя нынешняя жена. Тогда мы с ней только познакомились. Света Кудель - пышногрудая блондинка, «мечта горячих мужчин», тоже в кадре появляется. И я, и оператор, да почти все из нашей группы засветились! Пересматриваю фильм как семейный альбом. У нас была прекрасная команда.

Кстати, в успехе картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» большая заслуга гениального композитора Артемьева, написавшего финальную тему. До сих пор ее слышу на улицах: народ ставит ее вместо звонка на мобильные телефоны.

Comments