Э.Артемьев в Смольном Соборе, или спонтанный визит в Санкт-Петербург 25 ноября 2010 г.

Эдуард Артемьев в Смольном, или
спонтанный визит в Санкт- Петербург.
 


Не знаю как вы, а мы очень давно исследуем творчество первооснователя классической российской электронной музыки Эдуарда Николаевича Артемьева. Дело в том, что этот удивительный современник озвучил свыше 230фильмов и мультфильмов, поэтому изучать его можно долго, не переставаяудивляться широте его возможностей как академического композитора, учёного и экспериментатора (постарайтесь отслушать самые ранние работы композитора на АНС-это вообще ещё начало 60х), авангардиста (тут тоже есть что исследовать в смысле жанров и, конечно же, мастерских решений в саунддизайне к кино старому и новому, советскому, российскому, американскому и другому) и,конечно же, первооснователя spaceambient в СССР и в мире музыки, в целом.

Его участие в работе над саундтреком к фильму “Мечте навстречу” 1962года - прекрасный пример советской научно-фантастической киношколы, которая к удивлению многих, содержит массу отклонений от современного потребительского понимания кино-искусства и предлагает нечто иное в этом направлении. Быть может, это фантастическое начало кино карьеры маэстро и ознаменовало, что во всех своих работах Эдуард Николаевич остаётся фантастом, сюрреалистом, мистиком, хотя всегда заявляет, что зачастую своим трудом исполняет желания режиссёров, а не демонстрирует некую особую систему или философию. Его близкие друзья и постоянные заказчики- Никита Сергеевич Михалков ( у этого великого режиссёра лишь один фильм озвучивал не Артемьев, я имею в виду “Очи Чёрные”), Андрей Тарковский, Андрон Кончаловский, Александр Орлов, Самсон Самсонов, Карен Шахназаров, Владимир Фокин, Андрей Ермаш, С. Хамидов, Н. Серебряков, И.Ясулович, Э. Ясан, В Пекарь и ещё около 40-50ти имён.

Этого может быть достаточно, чтобы иметь минимальное представление о кино во времена другие и попытаться увидеть те времена свежими глазами. Но это вообщем-то, исследовательский интерес, который меня и охватил в момент первого подробного знакомства с работами группы Бумеранг в 1998м году, с тех пор и доныне интерес к Артемьеву и Ассоциации Электронной Музыки только возрастает. Среди всех работ мэтра мировой электроники к настоящему моменту мне удалось отсмотреть около 140 фильмов и мультфильмов с его симфонической и электронной музыкой.
(Эдуард Артемьев фильмы с музыкой прекрасного композитора)тут собраны многие понометражные ленты мастера.

Этот исследовательский интерес и приглашение от Российского Оркестра Синематографии подтолкнул меня и моих близких отправиться в СанктПетербург на25е ноября в СмольныйСобор, чтобы послушать знаменитую музыку в столь необычном и историческом месте и поговорить с ним о его неизвестных фантастических и мистических кино работах.

Это была наша первая встреча с Эдуардом Николаевичем и первый раз, когда мы слушали его музыку не с пластинки или в кино, а вживую. Путь в Питер в поезде прекрасно сдобрил явное шизопатическое настроение,которым периодически награждает столичная кутерьма меня и многих знакомых.

Чтение стихов Андрея Белого и продолжительные беседы овечном и злободневном , словно незаметным хмелем, скоропостижно и таинственнопривели нас в Петербург, где уже ждала приличная вьюга, снег по колено и, вобщем, иная городская аура мистических зданий и взоров извне.

Концерт начался в 7вечера в большом зале Смольного, где собралось довольно много поклонников музыки композитора. Порадовала акустика зала и контингент людей . Возрастной диапазон тоже был разнолик. На сцену, где собралось около 50ти музыкантов ( со скрипками,  арфами, ударными, синтезаторами) вышел дирижёр Игорь Пономаренко (показавшийся мне одним моим знакомым, работающим волшебником) и всё началось.

Конечно, оркестр играл свои самые известные и шедевральные темы из «Раба любви», «Одиссея», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем»,«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Доктор Живаго». В программе концертасостоялась ипетербургская премьера нового шедевра Эдуарда Артемьева «Щелкунчик».

Сам композитор появился на сцене после антракта и рассказало своей новой работе с Андреем Кончаловским. Кончаловский поставил интересную и противоречивую задачу перед Эдуардом Николаевичем. В новом фильме режиссёр захотел, чтобы Артемьев сделал своего рода римейк на “Щелкунчик” Чайковского. Результат оказался славным , во всяком случае то, что удалось услышать, звучало тонко и таинственно. Женский хор более напоминал synthpad а не просто пение ,а когда появлялась ритмика, то вырисовывался фанк.

В общем, свежо и торжественно с очень сильной мелодической основой. Именно в мелодизме тягаться современным кино композиторам c гением автора музыки к фильму Тарковского “Сталкер” не приходиться. И дело тут не в моём субъективном исследовательском интересе. Дело скорее в уникальном синтезе возможностей и культур, ведь композитор работал в разных частях как мира, так и СССР.Очевидны и его западные корни, но явно ясныи восточные мотивы. Мы приобрели ряд пластинок ElectroshockRecords, в частности,рекомендую “Настроения” (это сборник синтезаторных шедевров из советскойфантастики 80х).

Тут музыка для тех, кто любит полетать в Космосе аналоговыхмистерий и феерических экспериментов с тональностями и образами.  В действительности, явная духовная психоделика СССР как онаесть.

По окончании концерта мы с Павлом Светомузыкой осуществили задуманное и я задал несколько вопросов касательно таких лент как “НечистаяСила” 1989 Эдуарда Ясона, “Конец Вечности и Лунная Радуга” Андрея Ермаша (режиссёр который-таки смог добиться официального разрешения Тарковскому Андрею жить и работать за рубежом) и о музыке для совсем неизвестных фильмов из Средней Азии.
интервью можно посмотреть тут:

Эдуард Николаевич потрясающе держался несмотря на то, что вовремя концерта происходило нечто необъяснимое. Дело в том, что где-то на самом верху купола Смольного, кто-то или что-то издавало перманентный стук.  Причину которого мне так никто и не сказал, как никто и не смог прекратить этот стук.  То ли ветер, то ли человек- шут его знает! Но это существенно затрудняло работу оркестра и докучало композитора. Тем не менее, он согласился побеседовать с нами о своихсамых редких работах в кино.

Он рассказал, что наиболее трудоёмкой и долгой для него была работа над “Одисеем” Кончаловского, а в самые сжатые сроки (трое суток) он писал музыку для фильма С. Хамидова “Легенда Тюрьмы Павиак”. Сын композитора Артемий рассказал интересный факт о разоблачении нелегального пиратского тиража“Солярис Сталкер Зеркало” в Японии, где эта музыка появилась на CD ранее, чем официальныйрелиз ( ещё в начале 90х я думаю).

Артемьев был и остаётся самым уважаемым и авангардным композитором из России. Я считаю его заслуги далеко не оценены мировой общественностью. Как фантастически звучат его саундтреки к фильмам про жизнь колхозов, сообществ интересных людей из СССР. В детективных историях конца 70х (Сыщик,Расследование) Артемьев и его колеги по Бумерангу выдавали приличное живое диско и зажигательный фанк . А в фильмеМихалкова 83го года “Без Свидетелей” общую драмотургию застойных времён обнажает самый натуральный darkambient. Не говоря уже о таких фильмах второй половины 80х как “Вход в Лабиринт” и вособенности “Нечистая Сила” – тут вообще мистерии, как для начинающих, так и для опытных электронщиков и меломанов.

Ещё хотел бы подчеркнуть свойства этой музыки. Это зачастую то, что в newage магазинах называют пранической (лечебной синтезаторной музыкой), то есть -музыкой животворящей, так что выступление в соборе было как раз кстати !

Мы были окончательно растроганы этим новым визитом в Питер- где масса безумных препятствий стояла таинственной тенью перед нами на пути к Смольному. Но событие не оставило и следа от всех мрачных сторон современного Петербурга- в первую очередь, жуткая эстрада по радио, циничные радио передачи и порочный фон портового города!

Но всё это ничто по сравнению со всей заснеженной абсурдностью такой неожиданной вылазки и оживляющего эффекта от содеянного.

Андрей Грачёв.
Comments