Заметки о музыке и не только. Максим Абакумов: И снова Артемьев!

Максим Абакумов
Не прошло и полгода с момента последнего визита на Украину легендарного композитора Эдуарда Николаевича Артемьева, как нынешний ежегодный фестиваль современного искусства ГогольFest решил порадовать многочисленных поклонников творчества маэстро самым настоящим авторским концертом, под названием "Эдуард Артемьев: Цивилизация". Мероприятие состоялось 14 сентября. Как большой поклонник ЭН, я конечно не смог обойти его вниманием… Вернее я хотел, даже пытался, но так и не смог обойти, все-таки пошел, несмотря на дождь, грязь и другие обстоятельства :)

Но обо всем по порядку.

Очевидно, мне придется разделить повествование на три темы: Эдуард Николаевич, Гоголь Fest, и наш любимый эстрадно-симфонический оркестр, исполнявший концерт.

Пару слов хотелось бы сказать о ГогольFestе и том помещении, где происходило мероприятие. Я очень уважительно отношусь к любым спонсорским начинаниям в области искусства, когда государство, со своей мощной системой коррупции, толстыми зажравшимися чиновниками от музыки, один вид которых вызывает отвращение, задействовано минимально, или лучше вообще не задействовано. И мне очень хочется верить в то, что организаторы фестиваля делают хорошее дело. Но, пробираясь к концертной площадке в районе метро "Выдубичи" я этого, увы, не почувствовал. Сама по себе идея индустриальной обстановки, цехов, заборов, ржавых кранов, возможно и выглядит привлекательно и модно с точки зрения того, что принято называть "современным искусством". Возможно… В Европе. Или в Америке. Но, вы меня простите великодушно, только не у нас на Украине.

Единственное, с чем ассоциируются эти унылые руины старых промышленных предприятий, гордо именуемые организаторами фестиваля "арткластером Выдубичи", так это с безрадостной, унылой жизнью простых и небогатых украинцев, коими в общем-то, по хорошему, и является большинство музыкантов и представителей иных профессий, вынужденных работать на фестивале в такой обстановке за весьма скромное вознаграждение. Но мы ведь и так живем всю жизнь в подобном дерьме, ну чуть получше может быть. Так зачем же нам на фестивале совсем окунаться в него по горло? Даже дорога от метро "Выдубичи" до концертной площадки внушает тоску. В одном месте мне показалось, что возле круглой лестницы, ведущей на верх транспортной эстакады, я вижу скульптуру медвежат из черного мрамора. Хоть какое-то отдохновение души…  Но каково же было мое разочарование, когда я подошел ближе!  Это был контейнер, из которого торчали в разные стороны большие черные кульки для строительного мусора из толстого блестящего полиэтилена, издалека напоминающего благородный камень :) Вместо иллюзорных медведей нас встречает со страниц плакатов, различных программок, афишек и прочей фестивальной печатной продукции ужасная рожа, очень приблизительно напоминающая Николая Васильевича Гоголя. Думаю, он бы в гробу перевернулся, если бы увидел все это мероприятие. Я понимаю конечно, что кубизм, или что там еще, был моден и считался современным искусством… Сто лет назад :)

Вообще, я думаю, что промышленная зона Выдубичей - это одно из самых унылых мест в Киеве на сегодняшний день.  Я понимаю, что с точки зрения сравнительно молодого и относительно успешного украинского бизнеса, представители которого, на сколько мне известно, и являются организаторами фестиваля, эти все ощущения вероятно как-то затерты. У них, думается, это все вызывает иные ассоциации, вероятно ностальгического толка. Но с моей стороны это выглядит вот так… К сожалению…

Первое, на что я обратил внимание, попав внутрь, это сильный запах шашлыков. Ничего плохого в этом конечно-же нет, но просто как-то странно… Не сильно ассоциируется с культурным мероприятием. Для оркестра были сооружены замечательные помосты из … грузовых деревянных поддонов… Нет, я ничего не имею против, но все-таки как-то очень странно это выглядит. Вы меня простите, но по-моему это просто не эстетично. Зато дешево и практично :) Вообще, ощущение дешевизны и экономии здесь чувствуется во всем. Замечательный большой туалет, но сделан из каких-то тонких ДВП… Честно говоря, больше похоже на барак для рабочих. Даже бойлеры с горячей водой установлены. Ну как-то ну совсем не это хочется увидеть, когда идешь на концерт. Нет, совсем не обязательно колонные залы, филармонические дворцы - это лишнее. Но неужели у нас так мало просто нормальных и удобных площадок для подобных мероприятий? Да хотя-бы та же ВДНХ - клондайк павильонов, навесов и даже дворцов с колоннами… Там же хоть пройтись приятно - лес, свежий воздух, отсутствие машин, удобные зоны отдыха, кафе, рестораны…  Я так понимаю, что экономия в данном случае на первом месте… Но ведь экономия и искусство - вещи не сов-мес-ти-мы-е!

Конечно, если вы предлагаете деньги людям, пусть даже небольшие, чтобы они сотворили вам искусство, они толпой накинутся на вас. И больше будет плохого, чем хорошего. Это уже закон жанра, по видимому, на подобных спонсорских мероприятиях? Значит, наверное, надо думать? Значит надо, очевидно, сокращать бюджет не за счет помещения, оборудования и материалов, а, наверное, за счет пижонов, которые воображают себя гениальными художниками, великими композиторами, и выбрать… Ну хотя-бы то, что нравится вам самим!?

Я понимаю, что это все, конечно же, просто праздные рассуждения, но ей богу, ощущение того, что это все как-то не так и не на своем месте, меня не покидало все время мероприятия…

Перейдем к оркестру.

Эстрадно-симфонический оркестр (не буду полностью писать тут его название по причине большой длины и чрезмерной пафосности) хорошо известен украинским любителям… Академической музыки… Да-да, я не оговорился. Несмотря на эстрадный профиль, задекларированный в названии, этот огромный коллектив, находящийся на скромном государственном довольствии под эгидой Министерства культуры, чаще исполняет как раз самую что ни есть академическую музыку: фестивальные выступления "современных" композиторов на фестивалях академической музыки вроде "Киев Музик Фест", "Премьеры сезона", экзамены композиторов в Консерватории, многочисленные мероприятия под эгидой союза композиторов и так далее и тому подобное. Эстрада же в репертуаре оркестра как-то, скажем так, не на первом месте.

Мне доводилось лично сотрудничать с ЭСО неоднократно, и в качестве композитора, и в качестве аранжировщика, и я не могу не сказать пару теплых слов о нем. Прежде всего, я бы отметил, что это, пожалуй, самый сильный оркестр в Киеве по… навыкам чтения незнакомых партитур с листа :) Музыканты поняли, что я сказал. Остальным поясню. Это когда вам за неделю до концерта присылают партитуру и партии (это ноты такие, по которым музыканты играют), но у оркестра, конечно же, еще куча параллельных халтур (прошу прощения, но это так музыканты называют обычно свои выступления - устоявшийся термин, не я придумал), и можно наскрести буквально пару рабочих дней, если не часов, чтобы это все отрепетировать. Но иной раз и такой возможности нет, и приходится на концерте играть ноты, которые впервые в руках держишь. И к чести оркестра могу с уверенностью сказать, что в этом отношении ЭСО в Киеве нет рав-ных!!! И не важно, какой сложности исполняется музыка.

Если вы не знаете заранее то, что звучит, вы ни за что не догадаетесь, где и кто лажанул! Вы все время будете видеть гордые и невозмутимые лица, что бы не произошло. Николай Витальевич Лысенко, художественный руководитель оркестра, безусловно мастер своего дела. Сколько трудных, непредвиденно сложных, а порой и просто катастрофически тупиковых ситуаций ему довелось блестяще разрулить буквально в эспромтном, импровизационном  режиме! Ни один другой дирижер, я думаю, не нашел бы достойного выхода из тех передряг, которые не колеблясь преодолевал ЭСО во главе с Николаем Витальевичем! Неожиданные капризы маститых гостей-солистов, отсутствующие или неправильные, не соответствующие партитуре партии музыкантов и даже отсутствующие целые партитуры, не пришедшие на концерт исполнители, отсутствие освещения в зале, транспортные проблемы - все это нипочем для ЭСО, быстро и легко решается, исправляется и разруливается музыкантами, концертмейстерами, библиотекарем, аранжировщиком, директором и художественным руководителем оркестра, при этом не моргнув глазом и, что немаловажно, без какой-либо красноты на лице. То есть, вы даже ничего не заметите. Если, конечно, не являетесь "инсайдером" оркестра :)

Сейчас я скажу одну вещь, только вы, пожалуйста, правильно меня поймите… С ЭСО можно добиться высокого качества исполнения. Да, да, да! Я свидетель! Я знаю как минимум две превосходные студийные записи, сделанные оркестром в наше время. И это только я. Другие наверное еще что-то назовут. Правда, они фактически никому не известны. Это песни Олега Саливанова в аранжировке Дмитрия Коновалова, и цикл неаполитанских песен тоже в аранжировке Димы. И это стало возможным благодаря старанию музыкантов, концертмейстеров, дирижера, но главное, благодаря энтузиазму аранжировщика, его желанию сделать хорошую вещь, и конечно, благодаря знанию специфики оркестра, его особенностей. А специфика, это, я вам скажу-у-у...  По своему опыту могу сказать, что добиться качественного исполнения музыки с ЭСО чрезвычайно сложно. Но возможно!

Здесь перед нами встает несколько барьеров. Главный, и, пожалуй, самый непреодолимый - старшее поколение уставших от жизни музыкантов. Нет, вы не подумайте, что я насмехаюсь, или еще что - ни в коем случае! Это все очень образованные, способные и талантливые люди! В прошлом. Нет, конечно, и сейчас, тоже, большая часть их способностей на своем месте… Но все же… Давайте сначала скажу главное, что нужно сказать. Все эти люди безусловно преданы своему делу. Они большую часть времени своей жизни посвятили му-зы-ке! А это, я вам скажу, кто не знает, очень тяжелая, нервная, порой изнуряющая работа! При этом их зарплаты никогда не были супер большими. Во всяком случае, в этом конкретном оркестре. У всех у них есть набор, я уверен, что подлинных романтических историй про участие в каких-то голливудских записях, знаменитых ансамблях, аккомпанирование гениальным солистам прошлого, даже сольные альбомы. Все это конечно, скорее всего, так и было. Но в прошлом. Сейчас таких музыкантов больше всего заботит их семья, дети, а скорее даже наверное внуки и конечно же "кусок хлеба в кармане".

Если серьезно, то я бы очень не хотел, чтобы вы подумали, что я этих людей каким то образом осуждаю. Ни в коем случае! Но, как ни крути, а если разбираться в том, как добиться от ЭСО хорошего, качественного исполнения, то… Вот, понимаете, этот вопрос ну просто ну никак нельзя, просто невозможно обойти стороной!…

То есть, иными словами, надо приспосабливаться. Тут у меня будет много странных для немузыкантов слов, вы уж потерпите пожалуйста. Партии надо писать не просто легкие, а именно в самых что ни есть выигрышных регистрах. Нужно знать, чего можно ждать от каждого конкретного музыканта, или группы инструментов, а чего можно даже не пытаться добиться. Нужно знать все возможные приемы аккуратной, деликатной дублировки всех ответственных партий. Если вы, ни дай бог, захотели написать что-то для ритм-гитары, то не надейтесь, что ее, саму по себе, будет достаточно хорошо слышно. Комбики то слабые, "бюджетные". Лучше продублируйте ее, ну скажем, роялем, или синтезатором, или арфой наконец… Если вы, ни дай бог, захотели написать аккорды для меди, лучше этого не делайте :) Ей богу! Пишите унисон! Или, если не хотите унисон, то пишите лучше соло. Все-таки исполнитель будет больше стараться, если будет играть сам.

Вообще, главная проблема, которую предстоит преодолеть, это в целом небрежная игра. Нет, конечно, все очень и очень даже профессионально! Для нетребовательного слушателя, композитора, аранжировщика, заказчика, спонсора и наконец дирижера. Но если вы, не дай бог, требовательный… Ой, лучше затыкайте уши!… Будьте готовы, что все будет звучать, ну, в общем-то правильно, но чуть-чуть фальшиво. Ну совсем чуть-чуть, но уж поверьте - обязательно хоть чуть-чуть, но фальшиво! И чуть-чуть не вместе. Ну совсем чуть-чуть. Но все-таки не вместе. Но это если вы требовательный.

Бороться с этим сложно. Но можно! Можно читать наставления музыкантам, совестить их. Впрочем, если вам меньше сорока лет, то будет весьма сложно чего-то добиться таким образом от концертмейстеров, большей части которых уже давно за пятьдесят… Они вряд-ли будут к вам серьезно относиться. А уж приемов, как отделаться от слишком требовательного и назойливого композитора, аранжировщика, заказчика, спонсора, и наконец этого, как его…  дирижера - этому у музыкантов хоть отбавляй! Этому стоит серьезно поучиться! Смешон тот сотрудник ЭСО, который не знает приемов, как от вас отделаться, если вы вдруг будете слишком требовательны по его мнению :)

Другая существенная проблема - это медь. Но опять-таки, не подумайте, что я наезжаю тут на трубачей и тромбонистов :) Нет-нет, они все очень милые, способные ребята… Ну или заслуженные без пяти минут пенсионеры. И носы у них красные только в нерабочее время!… В большинстве случаев :) Но, я думаю, что лучше оставим эту тему. Тем более, что суть не в этом. А в том, что все они имеют серьезное, основательное… Но, тем не менее, консерваторское образование. Ну и что, спросите вы? А то, дорогие мои, что играть Чайковского, Моцарта, Шостаковича - это одно дело. А эстраду на трубе и на тромбоне… Ну это совсем другая культура игры, и, что важно, другая техника игры.

Играть и в той и в другой технике одновременно умеют в мире единицы. А у нас в ЭСО трубачи и тромбонисты это делают постоянно и все разом, вне зависимости от возраста и квалификации. И как вы думаете это отражается на качестве работы? Вот именно. Тут я деликатно промолчу. Скажу только, что в киевской консерватории, а большинство музыкантов выходцы именно из этого солидного вуза с международным именем, знаете ли, нет ни эстрадных, ни джазовых факультетов, там учат только серьезному и консервативному. Впрочем, в оркестре все же есть один высококлассный джазовый трубач, правда не на первых ролях. Но и тот как то не очень проявляет энтузиазм. Впрочем, что толку в одиночку то?

Но это все, конечно же, играет роль только для требовательного слушателя, композитора, аранжировщика, заказчика, спонсора и в конце концов дирижера. Вообще же, если "снизить потребности", то все нормально, и вполне себе даже хорошо. А главное очень-очень профессионально.

Если все-таки серьезно, то я не сомневаюсь в том, что, несмотря, на "особенности" и "характер" организации мероприятия, музыканты наверняка старались и делали все возможное в меру своих сил. Я, наверное, должен был бы здесь кого-то заслуженно похвалить, кого-то непременно пропесочить, но увы, я могу им всем только посочувствовать, так как разобрать что-либо было практически невозможно. Я совсем забыл сказать, что акустики в этом ангаре, где проводился концерт, скажем так помягче, никакой нет. А уж когда начала играть ударная установка - тут просто уши затыкай… Впрочем, ударные играли очень ровно и четко. Хотя и грубовато, как по мне. Но что толку, если больше ничего не слышно? Наверное кто-то кроме меня должен был обратить на это внимание раньше, во время генеральной репетиции? И либо что-то предпринять, либо, если это невозможно, тогда попросту отказаться от такого концерта? Впрочем, для этого очевидно необходимо определенное мужество?

Вот, наконец-то, я подошел к главному: к теме нашей беседы - Эдуарду Николаевичу Артемьеву и представленной им авторской концертной программе. Об этом пойдет речь вовторой части рассказа.

Продолжение читайте во второй части
Метки: ,,,,
Comments