Руководитель хора РХТУ им. Д.И.Менделеева, профессор, академик международной академии фундаментальных наук, Борис Тараканов

 
Эдуард Артемьев - композитор, чье имя у многих ассоциируется с необычными звучаниями, c особым чувством пространства. Поэтому мало кто задумывается о том, что академическое образование Артемьев получил в Московской консерватории по классу композиции Юрия Шапорина. Встреча с инженером Евгением Мурзиным - создателем одного из первых в мире синтезаторов - решила его судьбу. "Электронная музыка открывала невероятные перспективы для творчества. Это была настоящая terra incognita. В своей практике композиторы на нее еще не ступали". Это произошло в... 1960 году. А в 1968, когда Мурзин представлял на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции свой уникальный "АНС" и выполненные на нем композиции Артемьева, итальянская пресса сообщала: "Один из ведущих центров электронного авангарда находится в Москве" ("La Stampa", 14 июня 1968).

Сегодня Артемьев - один из признанных лидеров русской электронной музыки. Его открытия в сфере колорита раздвинули границы восприятия тембра. К особой "электронной" эстетике примыкают и саундтреки к фильмам Андрея Тарковского. Артемьев - один из самых признанных мастеров киномузыки. Режиссеры верят в успех фильма, если в его создании участвует именно этот композитор. Более ста сорока "озвученных" им картин впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, а также разнородностью художественных задач. Не имеет значения, решаются ли они средствами электроники или симфонического оркестра.

Серьезные успехи в электронной музыке достигаются обычно в сотрудничестве композитора и инженера. "Технотронность" Артемьева позволяет объединить их в одном лице. Он и автор композиции, и программист, он же находит техническое воплощение своих музыкальных идей. Он и автор, и исполнитель, и звукорежиссер.
Comments