Мастер-класс Э.Артемьева в Киеве, 07.02.2013 г. Очерк Максима Абакумова.

Мастер-класс Эдуарда Артемьева






Видео YouTube





Вчера у нас в Киеве состоялся мастер-класс композитора Эдуарда Николаевича Артемьева. Так как мне глубоко не безразлична музыка этого человека, то я конечно не мог пройти мимо столь редкого события, и с радостью посетил мероприятие. Должен заметить, что кроме всего прочего меня с ЭН связывает наша, совместно с замечательным композитором и моим учителем Игорем Стецюком, совместная монография "Третье направление и киномузыка Эдуарда Артемьева", изданная в 2005 году, а также сюита "Сны", сочиненная по мотивам музыки ЭН и Баха к фильмам великого кинорежиссера Андрея Тарковского, по заказу замечательного камерного оркестра "New Era Orchestra" под управлением Татьяны Калиниченко в 2010 году. С этой программой мы выступали в Киеве, Париже и в прошлом году в Москве, в Доме кино.




Хочу сделать небольшой отчет о своем посещении этого мероприятия. Мастер-класс проходил в помещении культурно-образовательного центра "Мастер Класс", на той же сцене, где первый раз исполнялись наши "Сны". Это зал на 350 человек. Народу пришло много, свободных мест почти не оставалось.

Начал Артемьев с того, что вспомнил "Мишу и Юру" Ильенко, с которыми он работал на киностудии им. Александра Довженко, так же вспомнил Николая Ильинского, Ярослава Лупия из Одессы, Сурина, Сергея Олейника ("Чужой звонок").

Выступление Артемьев разделил на две части. В первой показывал примеры своих киноработ с видео, а вторую посвятил музыке "без видео". Сразу оговорюсь, что на практике получилось несколько иначе. Первая половина получилась очень большой, в перерыве Артемьева окружили многочисленные любопытствующие: задавали вопросы и брали автографы. На это, надо сказать, ушло приличное количество времени. Вторую половину ему пришлось существенно сократить.

Начал Артемьев с того, что решил показать свою "кухню", как он работает с программным обеспечением. На столике у него стоял MacBook Pro. Видео с него транслировалось на большой экран.

Начал ЭН с эпизода из фильма "Урга - территория любви". Рассказал пару слов о создании музыки к этому фильму, о том как отказывался, о том как Михалков присылал ему записи народной монгольской музыки, как они ему не нравились. Наконец-то он наткнулся на поразительную запись монгольской певицы, голос которой был очень похож на перуанскую Иву Сумак, которая исполняла любимую песню Чингисхана "Полет орла". Потом они записывали ее в Москве, пригласив исполнителей из Бурятии с этническими инструментами, которые не знали нот. В результате, певицу записали отдельно, а Артемьев сделал семплы монгольских инструментов, с помощью которых впоследствии записал эту музыку. Далее был показан фрагмент фильма с музыкой.

 Надо отметить, что во всех показанных видеофрагментах музыку Артемьев подкладывал сам, и это, как правило, были более полные варианты, либо совсем иные, нежели вошли в фильм. Однако, к большому сожалению, в большинстве случаев звучали "новоделы", то есть не оригинальные записи, которые создавались в процессе работы над фильмом, а их "реинкарнации", запрограммированные на компьютере с использованием семплеров и синтезаторов. Это очень жаль. Это очень напоминает по звучанию экзамены наших композиторов в Консерватории, где они показывают, как звучат их партитуры в "Сибелиусе" или "Финале". Нет, конечно, у ЭН это все сделано гораздо более аккуратно, но сути дела это не меняет.

Впрочем, в случае с Ургой там и оригинальная фонограмма сделана на семплерах. 

Далее ЭН рассказал про фильм, работу над которым он закончил две недели назад: "Легенда номер 17", который планируют выпустить на экраны в мае. Работа тоже связана с этническими инструментами. Фильм посвящен выдающемуся хоккеисту Валерию Харламову, его жизни. Начинается фильм со случая, когда Валерий попал под стадо быков в Испании. Сцена идет 3 минуты, разбита на многие эпизоды. ЭН попытался показать, как он работает с видеоматериалом: показал список точек, с пожеланиями кинорежиссера, какой эпизод для него важен, где должна быть смена музыки и т. д. В одном эпизоде было очень важно, чтобы был слышен звук стакана - значит инструментовка музыки должна быть разреженной. Очень важным моментом для режиссера был эпизод с маленькой собачкой - в котором крики должны быть слышны, а музыка должна быть придавлена. 

IMG_0294

Артемьев рассказал о том, что логика кадра и музыкальная логика должна существовать отдельно, о том, что музыкальная логика заложена с самого начала и очень сложно ее течение менять. ЭН видит свою задачу в том, чтобы и музыкальная логика не нарушилась, и чтобы она при этом соответствовала кадру. Маэстро провел сравнение с логикой сочинения музыки для мультфильмов, подчеркнул некоторые различия. 







Далее ЭН не преминул упомянуть о двух системах работы с музыкой в кино - голливудской и европейской. В принципе, об этом он и раньше в интервью достаточно часто вспоминал. Европейская система не так подробно работает с кадром, там больше выделяется чувство целого эпизода. Хотя Морриконе работает и так и так. Когда он работает в Голливуде, то применяет американскую систему, а в Европе - европейскую. 

ЭН показывал на экране как выглядят его заметки, посвященные процессу работы над фильмом, рабочие кадры с таймкодом. Должен заметить, что показанные маэстро приемы работы, на мой взгляд, не представляют по сути большого интереса для профессионалов. Все это, в общем-то, неизбежно, и наверняка применяется всеми, кто так или иначе работал на телевидении или в современном кино. Интереснее было бы узнать какие-то действительно уникальные моменты. На мой взгляд ЭН в этом плане не подготовился как следует к выступлению, а жаль.

Был показан эпизод с музыкой из нового фильма. Такая оркестровая композиция с некими этническими моментами и агрессивным ритмом.



Далее ЭН решил вспомнить Сталкер. Он рассказал давно известные вещи про то, как Тарковский безжалостно убирал из кадра всю музыку, какую только можно. Далее был показан знаменитый эпизод проезда на дрезине. В комментариях Артемьев повторил иными словами все то, что он много раз уже говорил. Мне показалось, что эпизод несколько отличался от того, который попал на диск "СЗС", но, признаться, разбираться и сравнивать нет никакого желания. И то и другое - не оригинальная запись а всего-лишь семплерно-компьютерная модель. Опять таки, жаль, что существует оригинальная студийная запись с живым оркестром, но мы ее не можем услышать, так как ЭН не считает возможным ее показать. В принципе, этот эпизод я довольно подробно анализирую в своей статье "Роль школы Третьего направления в культуре масс-медиа советского периода 70-80 гг. XX в. // Музичне мистецтво і культура, випуск 7, книга 2, с. 257, Одеса, 2006, и еще в одной статье (сейчас данные не под руками).

 


Собственно, то что показал Артемьев, и что вошло в альбом "СЗС", отличается от того, что попало в фильм по целому ряду признаков. И в том виде, в котором оно попало в альбом, оно звучит явно не выигрышно. Я очень надеюсь на то, что оригинальная фонограмма намного лучше. Во всяком случае, отголоски этой "первоначальной" техники композиции, до вмешательства Тарковского (реплики хора, оркестра) слышны в музыке к фильму "Зеркало", и, как ни странно, в фонограмме фильма "Сыщик" - там тоже есть очень похожие реплики хора. Прием явно заимствован из "Сталкера" и очень эффектен. Кроме того, нечто очень похожее на эту технику композиции можно наблюдать в фонограмме фильма "Белый шаман" замечательного режиссера Анатолия Ниточкина. Всем рекомендую посмотреть. Во всяком случае, там музыка звучит намного выигрышнее, чем в альбоме "СЗС". 


Я конечно понимаю желание автора как можно улучшить свою собственную фонограмму. Я понимаю, что мосфильмовские записи не вполне идеальны с его точки зрения. Но так можно было рассуждать тогда, в 70-80 годы. Сейчас же это уже история, и эти оригинальные записи представляют исторический интерес, а не только лишь являются выражением авторской идеи Артемьева. Следует также вспомнить, что над ними трудилось множество людей, это и гениальные музыканты оркестра Кинематографии и ансамбля "Мелодия", это и замечательные звукорежиссеры, которые вопреки ситуации и тенденциям времени старались сделать все возможное, чтобы фонограмма "звучала", и Юрий Богданов, без которого не существовало бы того электронного "артемьевского" звучания, какое мы все сейчас ассоциируем с маэстро. И то, что кто-то из них иногда мог схалтурить, иногда могла подвести техника, иногда не хватило времени чтобы все довести до ума, все это сейчас уже история, и она представляет ценность такой, какова она есть. Это не повод, для того, чтобы издеваться над своей музыкой, создавая подобные "новоделы". Впрочем, это, конечно, лишь мое мнение.

Возвращаясь к "Сталкеру", хотел бы отметить, что Тарковский оставил только обработку стука колес с помощью фленжера, которая усиливается по мере разворачивания эпизода. Лишь в конце добавляются некие синтезированные на Synthi-100 звуки, очень похожие на тот же стук колес. На мой взгляд, Тарковский поступил разумно.

ЭН подчеркнул, что работа над Сталкером далась ему не просто, что пришлось себя преодолеть, чтобы это сделать. Я искренне сочувствую Артемьеву. Подобное "сотрудничество", я думаю, не вполне приятно для нервной системы. В данном случае, невозможно определить, кто был более прав. У каждого свое видение.



Далее ЭН решил обратить внимание на "Утомленные солнцем - II". Артемьев не преминул заметить, что вся критика этого фильма по сути не является критикой, а представляет из себя сплошную непристойную ругань, к фильму не имеющую отношение, и что время покажет еще… Не знаю, не знаю… 

Артемьев сказал, что занимался этим фильмом безвылазно два года, написал огромное количество музыки, ему эта картина очень дорога, привела его к огромным энергетическим и духовным затратам. Далее был показан эпизод из фильма "Цитадель" - "Атака с голыми руками". В комментариях ЭН рассказал о том, как Никита Михалков работал над картиной, как выбирал реальные эпизоды, которые действительно были в действительности. 



Далее ЭН рассказал про фильм, который он делал, если правильно расслышал, два года назад - американская картина, которая в Москве шла под названием "Москва - 2017", а в американском прокате под названием "Branded". По данным Википедии, фильм вышел в сентябре 2012, то есть 5 месяцев назад. Это фантастический боевик. Был показан эпизод, в котором герой фильма получает дар видеть мир рекламы. Эпизод называется "Атака ___" второе слово я не расслышал. 

Далее был показан финал фильма "12" без особых комментариев.

Далее, без перерыва, ЭН переходит к работам, не связанным с кино. ЭН решил показать работу, сделанную совместно с литовской певицей Гинтаре Яутакайте в 1984 году. Была показана композиция "Белый голубь", одна из тех двух, что изданы на диске Invitation To Reminiscences. Насколько я понял, представленная запись не отличается от той, что была издана. ЭН сообщил, что поэма является переводом немецкого поэта с неразборчивой фамилией на литовский язык - стихи с неясным содержанием, ощущения: "белый голубь прилетел и волна воздуха от его крыльев породила воспоминания, неясные шаги по полу и я уже не понимаю где реальная жизнь" и т. д. Наверное это интересно (кому-то), не знаю. Лично мне больше нравится запись артемьевской "Мечты" из "Рабы любви" в исполнении Гинтаре. 

Далее маэстро решил показать фрагмент из фильма "Сибирский цирюльник", который не вошел в фильм - песню на титрах "Запретная любовь". Рассказал историю создания этой песни (она известна из других источников), с некоторыми уточнениями: эту песню должна была петь Уитни Хьюстон, которая как раз в этот период сильно запила, и запись не состоялась. Поэтому песню спела израильская певица Тильда Реджуан, которая отказалась петь на русском языке стихи Николая Зиновьева. Точнее спела на русском только последний куплет с жутким и неприятным акцентом, а остальной текст сама "перевела" на английский. Песню не успели доделать и вставить, она никуда не пошла и долгое время был запрет на ее исполнение фирмой "Каламбия". Сейчас все как-то образвалось и разрешили Ларисе Долиной спеть эту песню. Далее ЭН продемонстрировал оригинальную запись в исполнении Реджуан. Скажу сразу, ее версия мне нравится меньше. Долина, на мой взгляд, поет намного лучше - ее исполнение давно известно и "гуляет" по интернетам. Хотя я не могу сказать, что исполнение Реджуан плохое, нет отчего же… Насчет версии Реджуан - не знаю есть ли она где-то. Хотите - ищите. Я не нашел. Похоже, запись действительно уникальная. В моем видеоотчете можно послушать, но качество отвратительное.

Далее Артемьев решил уделить внимание фильму "Одиссея". Ну эта история давно и хорошо известна, тертая-перетертая, поэтому я здесь сокращу свой рассказ. Отмечу лишь, что ЭН подчеркнул некоторые особенности работы с Кончаловским. Он, с его слов, имел манеру делать музыкальную фонограмму в своих фильмах несколько тише, чем нужно, для того, чтобы слушатель вынужден был напрягать внимание. На практике, в Одиссее это вылилось в то, что в русской версии благодаря закадровому переводу музыку стало неслышно совсем. Ну, от себя скажу, что подобные истории известны всем, кто работал в кино и на телевидении - могу лишь посочувствовать… Бывает и хуже. 

Все второе отделение было посвящено опере "Преступление и наказание". Я бы не хотел тут подробно писать о ней, постольку, поскольку эта тема так же весьма подробно освещается в иных источниках. Скажу лишь, что записи, как мне показалось, звучали те же, что изданы на диске. Любопытно, что, по заявлению ЭН, у него есть отдельный шкаф, в котором лежат материалы по объему на три оперы, которые накопились в процессе этой работы. 

В конце выступления маэстро ответил на вопросы зрителей. Первый же заданный вопрос был посвящен старым песням Артемьева, когда мы сможем их услышать, на что маэстро довольно пренебрежительно ответил, что мол его интересует только лишь то, чем он сейчас занимается, а что было когда-то давно - его не интересует, и он говорить об этом не будет. Очень жаль...

Затем молодой человек попросил рассказать о том, как создавалась знаменитая мелодия из фильма "Сибириада". ЭН посвятил несколько слов Кончаловскому. В частности он отметил, что Кончаловский не выдержал конкуренции в консерватории с пианистами Ашкенази и Сахаровым, послевоенными лауреатами конкурсов, и потому пошел в кино, но при этом до сих пор играет на рояле. Идея темы из Сибириады заключалась в том, чтобы было как можно меньше нот, не больше пяти. Еще, как я понял со слов Артемьева, именно Кончаловский предложил в качестве прототипа некую композицию Вангелиса, я не понял какую именно. А может я чего-то не расслышал - извиняюсь.

Слеующий вопрос, который задал наш киевский композитор Андрей Бондаренко, был посвящен тому, в каком полюсе маэстро ощущает себя более комфортно, в области кино или театра, на что ЭН сказал, что чувствует себя комфортно везде. Суть его ответа заключалась в том, что с его точки зрения стили и направления - это все в прошлом, а сейчас музыка это "огромный океан возможностей". Надо отметить, что подобную концепцию ЭН уже многократно излагал. В частности могу вспомнить интервью Галины Друбачевской "Эдуард Артемьев: Убежден, будет творческий взрыв". Это было сказано много лет назад, и никакого "творческого взрыва" пока не произошло. Однако, как становится понятно, свою позицию ЭН не поменял, и по прежнему ждет творческого взрыва. Что ж, пожелаю ему удачи.

Затем у меня появилась возможность задать свой вопрос, так как Андрей сидел через один ряд, и я взял у него микрофон. Я спросил то, что лично интересовало и продолжает интересовать меня - это история создания песни, которая звучит в фильме "ТАСС уполномочен заявить". В сцене разговора Славина и Пола Дика, которая происходит в ресторане, звучит песня. Эту песню исполняет Ирина Отиева. В русском варианте песня называется "Повесть о нас с тобой" (слова Н. Зиновьева). Отиева исполняла ее на VII всесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1983 году, на котором получила первую премию. В фильме звучит версия песни с английским текстом и шикарной вокальной импровизацией в конце. К сожалению, ни одна ни другая версия не попала ни в один музыкальный альбом и широкому слушателю не известна. К моему огорчению, ЭН сказал лишь, что для него является новостью тот факт, что Отиева получила первую премию с его песней, и что песня не сочинялась непосредственно для фильма. В принципе для меня это не было секретом, я догадывался. Мы с друзьями даже проработали несколько альтернативных версий создания этой песни. Но интересно было бы узнать, как же она создавалась и когда мы наконец-то сможем услышать ее нормальную запись? Это осталось без ответа, к сожалению. Надо сказать, что я и не рассчитывал получить ответ. Единственное, что сказал ЭН, это то, что песня создавалась для какой-то постановки на радио, в "ТАСС…" нужна была "западная" песня, и чтобы не цитировать и не платить авторские отчисления, было решено использовать эту песню в английском переводе. Спасибо и на том. Но секрет и интрига тем не менее остается. Что ж, может быть ЭН все-таки рано или поздно вспомнит и расскажет нам об этом подробнее… Кроме того, остается небольшая надежда, что у кого-то из звукорежиссеров и музыкальных редакторов, которые работали с Артемьевым, или у их наследников осталась где-то в загашнике кассета, на которой есть и эта песня, и еще масса всякой другой музыки. Будем ждать помощи от них.

IMG_0292


Для справки могу лишь уточнить, что сведения о названии русской версии песни и данными о конкурсной программе 1983 года почерпнуты из "Энциклопедии российской эстрады". Кроме того, благодаря фанатам Артемьева в "интернетах" появилась сокращенная версия этой песни, оцифрованная с пластинки журнала "Кругозор".

Далее ЭН спросили, в какой рок-группе прошлого он согласился бы играть на клавишах. Я не расслышал ответ. 

Молодой человек привел эпизод из книги "Диалог о киномузыке" Колесниковой, в котором "Данелия воюет с композитором за право первым работать над эпизодом в кино". Вопрос состоял в том, не приходилось ли Артемьеву работать в такой роли, когда композитор задает тон, а режиссер работает по его следу. Артемьев ответил, что такой подход существует, когда пишется музыка к мультфильму, а затем уже рисуется анимация. У него в кино подобной ситуации не было.





IMG_0295

Вообще-то, справедливости ради, я бы поспорил с Артемьевым. Я бы все-таки вспомнил два таких фильма. Первый фильм называется «Удивительный мальчик», реж. А. Орлов. Т/о «Экран», 1970. На экраны он вышел сравнительно недавно, и в "интернетах" появился тоже не так давно. Это в полном смысле музыкальный фильм, пожалуй единственный в творчестве Артемьева. Второй фильм - "Когда уходят киты" Анатолия Ниточкина (1981 год), по мотивам музыки к которому был впоследствии записан диск "Тепло земли". Но там у меня есть сомнения в плане "первичности" музыкального материала.

Хотелось бы отметить, что знание книги "Диалог о киномузыке" со стороны молодого человека, задававшего вопрос, делает ему честь. Книга весьма кучерявая, всем советую прочитать.

Следующий вопрос звучал так: "что для вас в чистом виде рок-н-ролл?". Молодой человек назвал в качестве примера Джерри Ли Льюиса, Чака Берри, на что ЭН категорично заявил, что эти имена для него ничего не значат, чем вызвал смех в зале. В свою очередь ЭН назвал Yes, Дженезис, Gentle Giant, Mahavishnu Orchestra, то есть в общем все то, что уже много раз называл в своих многочисленных интервью. Могу лишь заметить, что современным академическим "музыковедам" не помешало бы знать и ту и другую названную музыку.

Следующий вопрос был по всей видимости от молодого кинорежиссера. Смысл примерно следующий, ЭН работает с выдающимися мастерами киноискусства, а что если к нему обратится молодой автор, может ли он его поддержать так сказать… ЭН категорически заявил, что он отказывается от подобных предложений, объяснил это конфликтом поколений. Но привел в пример как исключение свою работу с Колей Лебедевым (имеется в виду "Легенда №17"), но объяснил это решением фирмы Михалкова "Трите", объяснил, что не мог отказаться, и заявил, что это была самая тяжелейшая работа за последние лет 10. 

Было еще пару риторических вопросов, в том числе насчет оперы, я их опускаю.

Вот такая вот, вкратце, встреча.

Источник: http://maxim-abakumov.livejournal.com/5364.html
Comments