Композитор о туре:


Он написал музыку к фильмам Тарковского, Кончаловского, Михалкова. Без его композиций невозможно представить "Солярис" или почувствовать всю полноту эмоций в финале картины "Свой среди чужих, чужой среди своих".  Широко известны не только его работы в кино, но и симфонии, кантаты.  Народный артист России, композитор Эдуард Артемьев представил в Барнауле свое новое произведение. Сюита "Алтайский сказ". Полет над временем" рассказывает историю Алтая: от скифов до наших дней. В единую песню здесь сплелись горловое пение, экзотический варган, симфонический оркестр и электронная музыка. Впрочем, сам маэстро признается, что давно перестал разделять музыку по направлениям. 

- Техника открыла огромный спектр возможностей перед человечеством. В частности, перед музыкантами. Они совершенно безграничны. Надо пользоваться ими, не замыкаться. Сейчас, как во времена Моцарта, музыка стала единой рекой. Моцарт писал и танцы, и симфонии, его музыку играли в немецких деревнях. Это была одна музыкальная среда. В 20-ом веке она рассыпалась. Сейчас вновь в единый эпос собирается: техника позволила. Самодеятельные музыканты, рок-музыканты начинают слушать, что делается в симфонической музыке, используют ее  достижения. И я этим все время пользуюсь. Музыка для меня стала единым организмом. Что мне нужно, то я и использую.

- Ваш большой друг режиссер Никита Михалков, музыку практически ко всем картинам которого, вы написали, однажды сравнил вас с гениальным итальянским композитором  Нина Рота. Не только по степени одарённости, но и по манере работать с режиссерами. Говорят, Нина Рота никогда не читал сценарий. Вы – тоже. Как происходит этот процесс понимания того, что нужно режиссеру, какая музыка должна звучать за тем или иным кадром?

- Долгие встречи с режиссером, какие-то разговоры – это обязательно. Но я все-таки сценарий читаю, дайджест какой-нибудь. Опыт подсказывает, что мое прочтение сценария и видение его  абсолютно ничего не значат. Я в молодости читал сценарий, писал эскизы… Выяснялось же, что они совершенно не подходят, потому что когда приносят отснятый материал, даже грубо смонтированный – ничего общего с моей фантазией он не имеет. Потом я это дело прекратил. И теперь всегда жду материала.

В молодости у меня был такой опыт. Впервые на "Мосфильм" меня пригласил покойный ныне Самсон Иосифович Самсонов на фильм "Арена". Я в то время был ершистым и несговорчивым человеком. Он терпел. Но однажды на записи он отозвал  меня и сказал: "Пойми, один режиссер только знает то, чего он хочет. Будешь слушаться режиссера – будешь работать в Голливуде. Нет – твоя музыка дальше Бердичева не пойдет". Я его послушал. И в Голливуде, кстати, работал.

- В России и в Голливуде разное понимание того, что значит музыка в кино?

- Нет. Во всем мире - одинаковое. Есть разница трактовки музыкального материала голливудской школы и европейской. Голливудская школа – это подробная работа с кадром. Внутри кадра происходит очень много всяких событий. Два человека могут разговаривать, а камера в этом время "ходит". И в музыке все это должно отражаться. Европейская и российская школы – это общее эмоциональное ощущение кадра. Все что внутри – мелочи и неважно. Если эмоцию подавать, то она вберет в себя все, что происходит вокруг.  Живя в Лос-Анжелесе, я очень полюбил американскую школу. Я только в этом направлении теперь работаю. Тебе приносят "простыню" музыкального редактора, где с помощью тайм-кодов расписано все, что важно режиссеру: герой встал, взял сигарету… И эти вещи каким-то образом нужно отражать. Музыкальная логика и логика кадра могут совершенно не совпадать. Но борьба этих двух начал может дать совершенно неожиданные результаты, которые ты сам никогда не сможешь придумать. Вот это удивление результатом меня настолько привлекло, что теперь я только так и работаю.

- Вам нравится современное российское кино? Появляется ли желание писать для наших фильмов музыку?

- Я уже много в российское время сделал картин. Особенно в последние два-три года. Меня стали часто приглашать…

- Часто отказываете?

- Часто. В половине случаев. Просто и сил нет, и надо паузы делать.

- А сценарий важен или важен режиссер?

- Сначала, конечно, личность. Если я человека знаю, если есть время, то я, как правило, соглашаюсь. Личный контакт решает абсолютно все. Коды у всех разные, поэтому с молодыми я практически не работаю. Моложе 45-ти уже у меня нет никого. Потом сценариус – это тоже очень важно.

Мне все труднее и труднее сочинять, потому что я не доверяю, когда что-то легко дается. Мне кажется, что это от лукавого. Если бы ни сроки, я, может быть, вообще ничего не написал. Сроки, когда пишешь по заказу, заставляют организовываться. Совершенно не могу работать с комедийными сценариями. Это для меня закрытая тема.

- Мультфильмы вы тоже перестали делать…

- Мультипликация – это очень трудоемкий процесс. Мельчайшая, покадровая работа требует много времени. Я больше 30-ти картин сделал и перестал. Ближайший мой друг – Пекарь Володя – умер. И после этого я решил остановиться.

- В конце ноября вам исполнится 75 лет. Не могу не спросить вас о мероприятиях, связанным с юбилеем. Есть какие-то планы?

- У меня будет несколько концертов. 30 октября -  концерт в зале имени Чайковского/Московская консерватория им. П.И. Чайковского, - прим. ИТАР-ТАСС/. Будет звучать музыка из фильмов Михалкова. Два отделения. По часу каждое. Следующий концерт в филармонии в Санкт-Петербурге 11 декабря. Первое отделение будет посвящено моей симфонической музыке. Второе – не популярной, но более менее известной музыке. Симфоническая музыка и кино – без большого контраста. Потом в январе или феврале в  Большом зале консерватории у меня будет концерт, возможно, с другой программой. 

Алексей Сковоронский


15:03 21.09.12 "Алтайский сказ. Полёт над временем" - новая сюита Эдуарда Артемьева

Народный артист России, композитор Эдуард Артемьев сегодня представит в Барнауле свою новую сюиту "Алтайский сказ. Полёт над временем". Она рассказывает об истории Алтая с древних времен до современности.

Перед премьерой маэстро рассказал, что работа над новым произведением перенесла его в 1991 год, когда вместе с режиссером Никитой Михалковым он участвовал в съемках фильма "Урга: Территория любви". "На меня нахлынула такая волна воспоминаний. Все, что связано с сочинительством, я помню буквально по минутам. Это просто удивительно. Съемки проходили в монгольской части Китая. Это родственная Алтаю территория. И все, что я знаю об Алтае, - это оттуда", - сказал Артемьев.

Сюита "Алтайский сказ. Полёт над временем" посвящена 75-летию Алтайского края, которое отмечается в эти дни. Её премьера состоится в краевой Государственной филармонии. Оркестр исполнит сюиту вместе с Барнаульским городским академическим хором под управлением испанского дирижера Сесара Альвареса. Многовековая история Алтая в сюите будет рассказана с помощью различных выразительных средств - от варгана до инструментов симфонического оркестра, дополненного современной электроникой. Музыкальный рассказ дополнят художественные образы алтайских живописцев и графиков, которые с помощью компьютерной анимации обретут новую жизнь.

"Это оригинальная вещь. Там есть небольшая самоцитата из одной моей кантаты, исполненной еще в 1980 году. Она была необходима исключительно по конструкции произведения", - отметил Артемьев. "Считаю, что сюита получилась. Мне бы хотелось, чтобы ее исполняли и дальше", - добавил маэстро. После премьеры в Барнауле сюиту услышат в Горно-Алтайске и Новосибирске.

ИТАР-ТАСС


Сегодня в Барнауле презентуют симфоническую сюиту Эдуарда Артемьева «Алтайский      сказ. Полет над временем»

Сегодня, 21 сентября, состоится премьера симфонической сюиты композитора Эдуарда Артемьева«Алтайский сказ. Полет над временем», которую композитор написал специально к 75-летнему юбилею Алтайского края.

Вчера Артемьев прилетел в Барнаул на премьеру сюиты. Она прозвучит в исполнении симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края, Барнаульского городского академического хора под управлением испанского дирижера Сесара Альвареса.

«Симфоническая сюита «Алтайский сказ. Полет над временем» - произведение во многом уникальное. Впервые события многовековой истории Алтая, выстроенные в единой концепции, будут рассказаны слушателям на языке музыки, использующей все доступные средства выразительности – от древнего варгана до симфонического оркестра, дополненного современной электроникой. «Соавтором» музыки выступит изобразительное искусство и  художественное слово», - говорят в краевом управлении по культуре и архивному делу.

Премьера состоялась в Государственной филармонии Алтайского края .


======================================================================================================================================

30-го ноября на авторском вечере в Концертном Зале им. Чайковского Эдуард Николаевич в ответах 

корреспонденту "Тв-Центр" Алексею Мельникову дал собственную оценку туру:                                                    

Эдуард Николаевич рассказывает о своей работе в Европе и США, говорит, что снимает шляпу перед Джоном Уильямсом, который создал голливудский стиль в музыке, называет великим композитором Эннио Морриконе, который буквально взорвал этот стиль своей мелодикой. Артемьеву так это ясно, как простая гамма…  Но глаза маэстро ярче горят, когда речь заходит о гастролях по Сибири и Дальнему Востоку. Эдуард Николаевич побывал даже в родном Новосибирске. Народное достояние, компания «Газпром»  – осенью 2011-го и 12-го годов – провезла народное достояние – композитора Артемьева в сопровождении симфонического оркестра по десятку городов этой части России.


Газпром, это их идея - предложили мне такое...

Для меня это был такой подарок! Потому что, в этих местах я никогда не был...кроме того, что я родился в Новосибирске и бывал в Красноярске и всё...9 часов летишь над страной, это фантастика! как до Нью-Йорка - расстояния потрясают!  Меня еще одно поражает - пролетаешь 9 часов, - и везде говорят на русском языке! Объем колоссальный, ощущение что это всё твоя Родина. Удивительная история! Вот это самое яркое впечатление за последние лет 10 моей жизни! Для меня это был закрытый край, и это всё, конечно, потрясение - мы знаем и ощущаем, что живем в огромной стране, в русском человеке всегда сидит это гигантское пространство и здесь оно обнаружено, для меня это очень важно было!

Петропавловск- Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, 

Горно-Алтайск, Новосибирск, Барнаул, - по всем этим городам 

меня сопровождал Томский симфонический оркестр под управлением 

Сезара Альвареса. Единственно жалко, - это в бешеном темпе 

всё проходило: прилетали, концерт, на следующий день улетали...так что 

я практически ничего не видел, потому что дорого безумно - мы же целый оркестр с собой возили, в силу финансовых ограничений 

нельзя было это растянуть..ито газпром, видимо, огромные деньги истратил на это дело! Там их точки, базы тресты...это

фантастически мощная организация, работают классно и точно, без запинки, по классу как американцы, я такого уровня работы в

России не встречал никогда.

Почему Вас повезли только сейчас, возможно, чтобы противостоять культурной экспансии Китая? 

Хе-хе, не думаю, во всяком случае не моей музыкой это уж точно. Ну, может быть, потому, что я давно работаю в кино и некое переполнение произошло, может поэтому меня заметили это одно; второе- может какие личные симпатии - для меня это было поразительное предложение, несмотря на то, что мне много лет, я бы такие поездки совершил бы еще не раз! Сначала на самолетах перелетали, а по Сибири на машинах проехали из города в город, это вообще удивительно!  300 - 400 км. из города в город проехать...дороги позволяют? Да, что поразительно, там замечательные дороги!  

Когда мы были в Хабаровске, были на концерте люди из Комсомольска - на - Амуре, спрашивали: почему к нам не приехали? Я отвечал, что финансовые ограничения...видите и там ждали! Это удивительная история.


 






Comments