21.09.2012 г. Барнаул. Мировая премьера сюиты "Алтайский сказ-Полёт над временем"



В краевой филармонии вновь прозвучит сюита на лирику Эдуарда Артемьева

28 февраля в Государственной филармонии Алтайского края вновь прозвучит Симфоническая сюита выдающегося композитора Эдуарда Артемьева «Алтайский сказ. Полет над временем».

Ее исполнят Симфонический оркестр ГФАК под управлением Вячеслава Прасолова и Барнаульский городской академический хор Александра Тарнецкого. Планируется, что в течение этого сезона сюита будет исполняться в рамках программы эстетического воспитания детей и молодежи. Думается, будет интересно послушать и посмотреть зрелищное и познавательное музыкальное представление и более взрослым горожанам.

Напомним, 21 сентября 2012 года зрители, заполнившие до отказа концертный зал филармонии в день мировой премьеры сюиты, испытали настоящий культурный шок. Поверьте, вряд ли кто из пришедших тогда на концерт ожидал столь масштабного, эпического действа. Одно только то, что исполнителей было едва ли не столько же, сколько заполнивших все пространство слушателей, свидетельствовало о незаурядности происходящего. Формат концерта (или спектакля?), пожалуй, будет покруче современного 3D: на сцене – оркестр, в котором задействованы все возможные оркестровые, сольные инструменты, орган, на заднике – пришедшие в движение полотна алтайских художников, исторические фотоснимки, разместившиеся в ложах хоры – Барнаульский и Новосибирский, буквально смешавшиеся с залом «Вечерки», а звучат на фоне музыки стихи… Cобытия многовековой истории Алтая, выстроенные в единой концепции, передаются языком музыки. У зрителя при восприятии задействованы буквально все органы чувств. Тогда ловила себя на мысли, что боялась даже моргнуть, дабы не пропустить чего-то. А сейчас хочется все это увидеть и прочувствовать вновь, но уже более подготовленной, освежившей в памяти историю края, перечитавшей легенды Горного Алтая.Картина Ирины Леденёвой «В поисках Беловодья» - одна из оживших участниц «Сказа».

Конечно, премьера, когда в зале сидел сам прославленный автор, а за дирижерским пультом управлял оркестром испанский дирижер Сесара Альварес, когда хоровые партии исполняли сразу два академических коллектива – Новосибирский и Барнаульский, уже становится неповторимым событием истории, но в целом концепция сюиты сохраняется. Как обещают в филармонии, ничто не будет ни урезаться, ни сокращаться. А возможно, появятся и дополнительные сюрпризы.

АРТИСТЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

О том, что было и будет, мы беседуем с редактором программ Государственной филармонии Алтайского края Натальей ГОНЧАРОВОЙ.

- Наталья Ивановна, интересно, сколько времени ушло на написание сюиты, постановку всего спектакля?

- Я сейчас подсчитала: примерно столько же, сколько обычно уходит на вынашивание ребенка, – девять месяцев. Думала, меньше…

- Какие требования к подготовке зрительного ряда и к исполнителям предъявлял Артемьев? И как все это происходило на практике?

- Особых требований к зрительному ряду композитор не выдвигал – для этого он слишком интеллигентен. Но достаточно ясно дал нам понять, что видеоряд в данном случае не просто желателен – необходим (это проистекает из самой природы музыки, звучащей в «Алтайском сказе»). Основные принципы зрительного ряда (живопись алтайских художников как основа и компьютерная анимация как способ подачи) были сформулированы автором идеи проекта - Еленой Леонидовной Надточий. Одним из исполнителей стал старший преподаватель ИнАрхДиз АлтГТУ Дмитрий Попов, другим оказалась я. По поводу симфонического оркестра специально беседовать с Артемьевым не пришлось, поскольку композитор уже имел собственное представление о коллективе - в целом положительное. Зато у него были пожелания по поводу дополнительных инструментов. Согласно его замыслу, требовалось добавить к нашему оркестру электрогитары, комуз, моринхур, балалайку и тибетский духовой инструмент из морской раковины. Электрогитары и балалайка нашлись в Барнауле, вместо монгольского моринхура нам порекомендовали родственный алтайский народный инструмент икили (исполнитель – Добрыня Сатин из Горно-Алтайска, он же играл на комузе). Так что из всех заявленных композитором мы не смогли обеспечить только морскую раковину. Этот инструмент, первоначально прописанный в номере «Скифы», пришлось заменить трубой, поскольку единственный в мире профессиональный музыкант Стив Турре, играющий на морской раковине, живет в США. (Кстати, он не так давно приезжал в Россию, а его дочь, джазовая певица Андромеда Турре, в прошлом году пела в зале филармонии. Если Стив снова приедет в Россию и заедет в Барнаул, теоретически можно будет сыграть «Скифов» согласно первоначальной партитуре.)

Что касается вокалистов, принявших участие в проекте, композитор доверился нам и остался доволен. После барнаульской премьеры он очень тепло отозвался и о специально приглашенной из Бурятии восходящей звезде этнического вокала Дашиме Соктоевой, и о нашей молодой солистке Арзу Яхьяевой. Дашима – гражданка Китая, этническая монголка, уже лет десять живет и работает в Бурятии. Она – солистка филармонии г. Улан-Удэ, победительница конкурсов в своем жанре. Мы услышали ее на Днях культуры Бурятии на Алтае и пригласили в проект. Лучше нечего было и желать! Мне показалось, ей было странновато петь всего один номер, да еще в произведении, где между частями не аплодируют (а значит, и ей не будут), но она не сказала ни слова. Настоящий профессионал! Арзу окончила вуз в Барнауле, вокалу училась у Натальи Логвиновой, до «Алтайского сказа» уже имела и опыт работы с симфоническим оркестром, и опыт исполнения музыки современных авторов.

- А на предстоящих концертах останутся те же исполнители?

- Добрыня обещает быть. Вместо Дашимы, гражданки Китая, мы пригласили певицу ее уровня из Тувы, ну а Арзу готова к выступлению. Конечно, не будет Новосибирского хора, но Барнаульский будет в полном составе.

ВСЕ ПРИШЛО В ДВИЖЕНИЕ

- Наталья Ивановна, ожившие полотна алтайских живописцев во время премьеры сюиты - это здорово. Насколько удалось реализовать идею оживить картины? Остались ли невыполненные моменты?

- Если честно, поначалу я не очень верила в возможность осуществления этой идеи в таких масштабах. Ведь что такое анимация? Это 25, а то и 30 кадров в секунду – то есть отдельных картинок, которые кто-то должен отрисовать! Конечно, сейчас есть разные технологии, облегчающие труд художника- аниматора, но они же требуют от него математической точности и знания массы смежных профессий. Успеем ли? Были сомнения и другого рода: не обидим ли мы своим вмешательством художников, создавших вполне самодостаточные произведения? Поймут ли наши замечательные живописцы и графики, как мы любим их работы, гордимся ими, хотим, чтобы о них узнало как можно больше людей разных поколений?

Что касается невыполненного… «Алтайский сказ» остался на Алтае, проект будет жить и – надеюсь - совершенствоваться.

Надежда ПЕТРОВА.

Фото из сети Интернет и архива «ВБ».


Композитор Эдуард Артемьев отметит юбилей чередой концертов

24/09/2012 10:03

БАРНАУЛ, 24 сентября./Корр. ИТАР-ТАСС Алексей Сковоронский/. 

Народный артист России, композитор Эдуард Артемьев отметит свое 75-летие /30 ноября/ концертами в Москве и Санкт-Петербурге. Об этом маэстро рассказал в интервью корр. ИТАР-ТАСС.

"У меня будет несколько концертов. 30 октября - концерт в зале имени Чайковского /Московская консерватория им. П.И. Чайковского, - прим. ИТАР- ТАСС/. Будет звучать музыка из фильмов Никиты Михалкова. Два отделения. По часу каждое. Следующий концерт в филармонии в Санкт-Петербурге 11 декабря. Первое отделение будет посвящено моей симфонической музыке. Второе - не популярной, но более менее, известной", - рассказал Артемьев. По его словам, в январе он также выступить в Большом зале Московской консерватории им П.И. Чайковского, но уже с другой программой, чем в октябре.

Эдуард Артемьев - один из выдающихся современных композиторов, четырежды лауреат Государственной премии. Помимо классических музыкальных жанров, он также является автором музыки к более 150 кинофильмам. Артемьев принимал участие в работе над тремя фильмами Андрея Тарковского, создал музыку ко всем фильмам Никиты Михалкова.

Классик российского саундтрека, он признается, что тяготеет к американской манере соединения в кадре изображения и музыки. "Есть разница трактовки музыкального материала голливудской школы и европейской, к которой тяготела и советская школа. - рассказал Эдуард Артемьев. - Голливудская школа - это подробная работа с кадром. Внутри кадра происходит очень много всяких событий. Два человека могут разговаривать, а камера в этом время "ходит". И в музыке все это должно отражаться. Европейская и российская школы - это общее эмоциональное ощущение кадра. Все что внутри - мелочи и неважно". "Живя в Лос-Анжелесе, я очень полюбил американскую школу. Я только в этом направлении теперь работаю. Тебе приносят "простыню" музыкального редактора, где с помощью тайм-кодов расписано все, что важно режиссеру: герой встал, взял сигарету: И эти вещи каким-то образом нужно отражать. Музыкальная логика и логика кадра могут совершенно не совпадать. Но борьба этих двух начал может дать совершенно неожиданные результаты, которые ты сам никогда не сможешь придумать", - считает композитор.

21 сентября Артемьев презентовал в Барнауле свою новую сюиту "Алтайский сказ. Полет над временем", рассказывающую историю Алтая - от скифов до наших дней. В единую песню в ней сплелись горловое пение, экзотический варган, симфонический оркестр и электронная музыка. Впрочем, сам маэстро признается, что давно перестал разделать музыку по направлениям. Новые технологии позволяют ему, используя все многообразие музыкального мира, создавать неповторимые композиции. "Техника открыла огромный спектр возможностей перед человечеством. В частности, перед музыкантами. Они совершенно безграничны. Надо пользоваться ими, не замыкаться. Сейчас, как во времена Моцарта, музыка стала единой рекой. Моцарт писал и танцы, и симфонии, его музыку играли в немецких деревнях. Это была одна музыкальная среда. В 20-ом веке она рассыпалась. Сейчас вновь собирается в единый эпос. Самодеятельные музыканты, рок-музыканты начинают слушать, что делается в симфонической музыке, используют ее достижения. И я этим все время пользуюсь", - говорит Эдуард Артемьев.




Александр Карлин: «Мы получили великолепный подарок – гениальное произведение в великолепном исполнении: Cимфоническую сюиту «Алтайский сказ. Полет над временем» 21 сентября 2012 г. 20:30Мировая премьера произведения известного композитора Эдуарда Артемьева состоялась в Алтайском крае.

1IMG_0442.jpg

«Слов нет - одни чувства. Мы действительно сегодня присутствовали на мировой премьере во всех смыслах этого слова», - с такими словами Губернатор края Александр Карлин обратился ко всем свидетелям уникального действа, которое происходило вГосударственной филармонии Алтайского края. 21 сентября состоялась премьера симфонической сюиты «Алтайский сказ. Полет над временем», которую выдающийся композитор с мировым именем Эдуард Артемьев написал специально к 75-летнему юбилею Алтайского края. Проект получил поддержку Министерства культуры России.

1IMG_0451.jpg

Сюита прозвучала в исполнении симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края, Барнаульского городского академического хора под управлением испанского дирижера Сесара Альвареса.

1IMG_0452.jpg 
1IMG_0457.jpg  

Автор музыки, сделавший в год своего 75-летия такой подарок своему «ровеснику» – Алтайскому краю, не только прибыл на премьеру, но и успел сегодня утром побывать на генеральной репетиции.

1IMG_0467.jpg

Симфоническая сюита «Алтайский сказ. Полет над временем» - произведение во многом уникальное: события многовековой истории Алтая, выстроенные в единой концепции, рассказываются на языке музыки. В представлении задействовано множество инструментов. "Сказ об Алтае" зритель слышит в исполнении и древнего варгана, и инструментов симфонического оркестраи органа. Также оно дополнено современной электроникой.

1IMG_0472.jpg

«Соавторами» сценического действа, «сорассказчиками» музыки выступают изобразительное искусство и художественное слово. Древнейший, кочевой период, движение народов, первые поселения, расцвет горнорудного производства, аграрное освоение, Великая Отечественная война, восстановление и подъем народного хозяйства, целинная эпопея - времена сменяли друг друга. Каждая эпоха обрела свое звучание. Казалось, благодаря мастерству композитора и исполнителей в истории Алтая не осталось «немых» страниц. 

1IMG_0475.jpg

Александр Карлин выразил благодарность Эдуарду Артемьеву от имени всех своих земляков. «Это великолепное произведение –глубокое по смыслу, многомерное по своему содержанию и по художественному выражению тех идей, которые заложены в нем. Думаю, не только жители Алтайского края, но и многие другие любители современной музыки, современного искусства услышат его.

1IMG_0555.jpg

Здесь всё представлено: и великолепная музыка, и живопись, и прекрасный вокал, и поэзия, и элементы мультипликации. Всё здесь – и ничего лишнего нет, всё дополняет друг друга и составляет глубочайшую картину истории нашего родного края во всей её сложности, глубине, многообразии людских судеб, людских талантов, людского подвига, которые эту историю создали и будут – я в этом глубоко убежден – дальше эту историю развивать», - высказал он свои впечатления.

1IMG_0507.jpg

Губернатор поблагодарил всех, кто принимал участие в подготовке премьеры Симфонической сюиты: «Благодарю дирижера и всех исполнителей – музыкантов, вокалистов, чтецов, наших гостей из Новосибирска. Мы действительно сегодня получиливеликолепный подарок – гениальное произведение в великолепном исполнении», - подчеркнул Александр Карлин.

1IMG_0529.jpg

От имени всех земляков Губернатор вручил народному артисту России, четырежды лауреату Государственной премии Эдуарду Артемьеву награду, учрежденную в год 75-летия нашего края: Юбилейную медаль Алтайского края.

1IMG_0557.jpg

Со своей стороны Эдуард Артемьев поблагодарил жителей Алтайского края за приём, за высокую оценку его произведения. «Мы действительно искренне очень старались. И сегодняшнее исполнение навсегда в моей памяти останется», - сказал он.

1_0564.jpg


Справка: Эдуард Артемьев - народный артист России, четырежды лауреат Государственной премии, один из ведущих мастеров современной музыки, автор более 150 саундтреков к художественным, документальным и мультипликационным фильмам, а также симфоний, сюит, вокальных и вокально-хоровых циклов, концертов и других сочинений. Зарубежные музыкальные критики называют Артемьева «типично русским композитором-классиком, воспитанным в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича». Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Франции, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии, Канаде, США, Бразилии, Аргентине, Японии, Австралии


Как звучит история Алтая?


Пока Васильев колдует над балетом, Эдуард Артемьев облекает в музыку историю Алтая. Знаменитый композитор, автор музыки к «Сибириаде», «Солярису», «Зеркалу», «Сталкеру» и многим другим не менее известным кинофильмам, автор множества ораторий, симфоний, инструментальной музыки специально для Алтая написал симфоническую сюиту «Алтайский сказ. Полет над временем». Либретто написала известный барнаульский музыковед, сценарист нашей филармонии Наталья Гончарова. По словам директора филармонии Елены Надточий, «Наталья Ивановна написала просто фантастический сценарий, Артемьев когда его прочитал, он ей целое резюме лестное написал. Да еще я нажала на болевую точку, — ничего ведь не пишется для провинции».

Сюита впервые прозвучит со сцены Государственной филармонии Алтайского края 21 сентября — в исполнении Симфонического оркестра филармонии и Барнаульского городского академического хора под управлением колоритнейшего испанского дирижера Сесара Альвареса. Об Альваресе стоит сказать несколько слов отдельно. Как рассказывает он сам, его увлечение Россией началось еще в детстве — с любви к музыке Шостаковича и Чайковского. Каждый день по четыре часа он занимался русским языком. И говорит сейчас на нем абсолютно свободно. Альварес после окончания Мадридской консерватории в самый разгар «лихих 90­х» приехал в Россию. Поступил в Московскую консерваторию, с отличием ее окончил. А потом у испанца закрутился страстный роман с симфоническими оркестрами Сибири. Выиграв сложнейший творческий конкурс, Сесар стал главным дирижером Томского симфонического оркестра. Работал с Омским, Красноярским, Карельским симфоническими оркестрами. О сюите Артемьева Альварес говорит: «Эта очень близкая моему сердцу музыка, интереснейший материал. Трактовка, композиция — все это для меня, как для артиста, безумно интересно».

В сюите звучат и хор, и орган, и электрогитары, и клавишные синтезаторы, и варган (любимый инструмент алтайских шаманов), и горловое пение. Сюжетно история Алтая написана в 18 эпизодах — «Камни предков», «Голос степи», «Целина»... Либретто Натальи Гончаровой охватывает историю Алтая с древнейших времен до современности. Интереснейшим обещает быть и видеоряд, — это около 30 картин алтайских художников, которые оживут с помощью компьютерной анимации. На премьеру в Барнаул прилетит сам Артемьев. Композитор будет сопровождать «Алтайский сказ» и на премьерные показы в Горно­Алтайске и Новосибирске.  



материал: Анна Радовская



теги: владимир васильевэдуард артемьевсесар альварес

Comments